ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 3.
Рекомендации специалистам, работающим с семьями,
имеющими детей с ограниченными возможностями
здоровья:
1. Использовать, наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, совместные занятия с каждым родителем и его ребенком.
2. Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.
3. В работе с данной категорией клиентов применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как клиенты данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
4. В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом клиентов, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
5. В работе с матерью и ребенком уделять внимание и учить клиентов позитивному общению и взаимодействию.
6. В работе с матерью и ребенком обращать свое внимание и внимание клиентов на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.
В работе с матерью и ребенком отслеживать и информировать клиентов о качестве выполняемых ими актов взаимодействия, что послужит для них примером поведения и решения конфликтов в будущем.
Таким образом, реабилитация детей с ограниченными возможностями – это долговременный и
многокомпонентный процесс,
составляющими звеньями которого являются сам ребенок,
компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия, с использованием всех возможных межведомственных связей.
74
Рекомендации специалистам, работающим с семьями,
имеющими детей с ограниченными возможностями
здоровья:
1. Использовать, наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, совместные занятия с каждым родителем и его ребенком.
2. Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.
3. В работе с данной категорией клиентов применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как клиенты данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
4. В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом клиентов, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
5. В работе с матерью и ребенком уделять внимание и учить клиентов позитивному общению и взаимодействию.
6. В работе с матерью и ребенком обращать свое внимание и внимание клиентов на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.
В работе с матерью и ребенком отслеживать и информировать клиентов о качестве выполняемых ими актов взаимодействия, что послужит для них примером поведения и решения конфликтов в будущем.
Таким образом, реабилитация детей с ограниченными возможностями – это долговременный и
многокомпонентный процесс,
составляющими звеньями которого являются сам ребенок,
компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия, с использованием всех возможных межведомственных связей.
74
Приложение 4.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с
ограниченными
возможностями здоровья
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором,
настольными играми, раскрашивание, чтение).
Технология работы социального педагога с семьей ребёнка с
ОВЗ,
находящегося в трудной жизненной ситуации.
Для профессиональной работы социального педагога с семьей важны такие характеристики семьи, как дееспособность и
активность.
Дееспособность семьи может быть ограниченной, временно ограниченной, неограниченной (в зависимости от возможности самостоятельно зарабатывать средства к существованию).
Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание ее ресурсов:
- собственно активность ( ориентация на свои силы, высокая мобильность);
75
- ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);
- пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность,
неразвитость адаптационных способностей).
Приложение 5.
Примерная тематика социально-педагогического
семейного
консультирования:
- воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации,
диагностика и коррекция отклоняющегося поведения,
педагогический
«ликбез», помощь в правовых вопросах);
- проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в
налаживании нормального общения как внутри семьи, так и ее ближайшего окружения, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов и т.д.);
- пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма);
76
- духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции,
расхождения в ценностных ориентациях членов семьи);
- организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям,
организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка,
организация контроля внешкольного пребывания ребенка,
его досуга,
профессиональной ориентации, трудоустройство и т.п.).
Приложение 6.
Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья,
относят детей,
которые имеют физический или психический недостатки,
препятствующие освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка
77
и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога, современная семья и так переживает сегодня огромные трудности,
но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей.
Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии,
родители разводятся, кончают жизнь самоубийством,
становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше,
чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения.
Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы,
побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями,
школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания,
форм, методов,
используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий,
влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов,
потребностей;
78
но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей.
Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии,
родители разводятся, кончают жизнь самоубийством,
становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше,
чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения.
Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы,
побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями,
школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания,
форм, методов,
используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий,
влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов,
потребностей;
78
- организация социально-педагогической деятельности в социуме,
различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;
- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- подготовка официальных запросов в общественные организации,
государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
79
80