Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношение между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: «Язык есть непосредственная действительность мысли»; «… ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они – только появление действительной жизни». Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в сомой обобщённой форме. “Всякое слово (речь) уже обобщает”.
Значение слова в процессе мышления исключительно велико. В связи с тем, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов.
5. Мышление человека органически связанно с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающем перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: “Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человека, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу”.
3. Язык
Язык – явление социальное. Он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной – средством координации деятельности людей и каждого человека. Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию. По своей физиологической основе язык выступает в функции второй сигнальной системы (Павлов). Являясь формой существования и выражения мышления, язык в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковой знак, будучи по всей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Язык представляет собой определённую систему, “структуру”, со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака. В последние десятилетия в связи с возрастанием роли теоретических исследований повысился интерес к изучению закономерностей искусственных, формализованных языков, их логического синтаксиса и логической семантики. В связи с этим язык становится объектом исследования не только лингвистики, но и логики и семиотики. Абсолютизируя роль и значение этих исследований, современный неопозитивизм неправильно пытается свести всю проблематику философских исследований к логическому анализу языка.
В своей универсальной постановке проблемы языка является исконным предметом философского анализа. Ядром философской проблематики в данной сфере выступают:
1) в рамках традиционной классической философии язык – проблема возможности и меры предоставленности бытия в языке, проблема онтологического статуса языковых значений (“слова” и “вещи”), проблема соотношения языка и мышления, проблема функционирования языка в социокультурном контексте и другое;
2) в рамках неклассической философии язык - проблема языкового формализма и его интерпретации, проблема языковой структуры, проблема соотношения естественных и искусственных языков, статус языка в аналогии человеческого существования и другое;
3) в рамках современной (постмодернистской) философии языка – проблема текста интертекстуальности, проблема нарративной языковой референции, проблема означивания языковых игр и другое.
В соответствии с этим классический, неклассический и современный периоды в развитии философии языка могут быть условно обозначены как имеющие своим предметом соответственно языковую семантику, языковую синтактику и языковую прагматику.
Вывод.
Формированию сознанию человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики привилегий только человека. Он происходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации материи и связанно с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая наиболее высоком уровне эволюции переходит в чувствительность, то есть способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущения. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. Обычно у животных различаются два основных типа поведения: инстинктивное, врождённое и опирающееся на индивидуально приобретённые навыки.
В жизнь каждого индивидуума мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связанно с иными психическими процессами, то есть не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремится оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (например, Гегель). Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объясняет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда вступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга которые характеризуются как мышление.
Список используемой литературы
-
Интернет ресурсы www.philosophy.ru