Файл: Теоретические аспекты управления недвижимостью, находящейся в собственности государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
1.1 Механизмы возникновение недвижимостью, находящейся в собственности государства
1.2 Сущность недвижимости, находящейся в собственности государства
1,3,Цели и задачи управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
Глава 2. Анализ механизма управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
2.1 Структура управления недвижимостью
2.2 Способы управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
2.3 Оценка эффективности управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
Глава 3. Совершенствование механизма управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
3.1 Проблемы управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
3.2 Пути решения проблем управления недвижимостью, находящейся в собственности государства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы. Актуальность темы исследования. Рыночная трансформация и вхождение экономики России в состав глобального мирового хозяйства обусловили глубокие преобразования в отношениях собственности. Процессы приватизации, передела прав собственности, вертикальной интеграции корпоративных структур привлекли внимание научной общественности к аспектам формирования и реализации собственности, ее роли в воспроизводстве и в процессе развития системы экономических отношений.
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена важностью самого института государственной собственности, в силу того, что он: составляет материальную основу государственной власти вообще и в Российской Федерации в частности; обеспечивает политическую, правовую и социальную стабильность, устойчивость и автономию; служит фундаментом формирования рыночных отношений и является приоритетным направлением реализации экономической и социальной функций государства.
В современных условиях признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 8 Конституции Российской Федерации). Происходит переосмысление функций государства, места и роли государственной собственности в системе российской экономики. Меняются способы воздействия на участников экономических отношений, иными становятся задачи государственных органов, а также сама структура органов государственной власти и реализующих ее механизмов. Этот переход должен сопровождаться адекватным законодательным регулированием, действенным и эффективным государственным контролем за законностью перераспределения и рационального использования национального достояния.
Степень изученности проблемы. Исследованию вопросов, относящихся к вопросам собственности, проблемам её охраны и защиты, посвящены отдельные работы отечественных авторов дореволюционного, советского и современного российского периода в их числе: С.С. Алексеев , В.К. Андреев , А.Н.Бибиков , А.В. Венедиктов , Г.А.Гаджиев , А.А. Иванов , А.В. Карасев , В.А. Кикоть, и другие. В работах указанных авторов отражены исторические, теоретические и цивилистические аспекты института права собственности и его роли в жизни государства и общества.
В начале 90-х годов в отечественной науке активно стали исследоваться процессы преобразования государственной собственности, ее приватизации, а также зарубежный опыт и его значение для создания эффективного механизма реализации, управления, охраны и защиты государственной собственности. Под воздействием экономических и политических формаций менялись правовые нормы, что в свою очередь сказывалось на совершенствовании понятия социальной справедливости. В силу этого ученые исследовали соотношение института права собственности с другими правовыми институтами, а также с другими областями знаний (экономикой, историей, политологией, философией, религией), прямо или косвенно относящимся к вопросам государственной собственности. Теоретические основы права собственности и их практическое применение разрабатываемые специалистами советского периода, существенно отличались от дореволюционных (1917 г.) концепций, а также от теории и практики осуществления права собственности, сформировавшихся на рубеже XX-XXI веков.
Цель настоящей работы – исследование права собственности государственной недвижимости.
Задачи работы:
-
Определение понятия собственности, права собственности и их содержания.
-
Анализ особенностей права собственности государства и муниципальных образований, его научного и законодательного закрепления. -
Изучение российского и зарубежного опыта реализации права собственности права собственности государства и муниципальных образований. -
Оценка эффективности управления недвижимостью, находящейся в собственности государства. -
Совершенствование механизма управления недвижимостью, находящейся в собственности государства. -
Пути решения проблем управления недвижимостью, находящейся в собственности государства.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования права собственности государства и муниципальных образований на современном этапе.
Объектом исследования служит комплекс нормативно – правовых актов, регулирующих вопросы права собственности государства и муниципальных образований.
Теоретико-методологической основой исследования явились современные работы зарубежных и отечественных исследователей, базирующиеся на воспроизводственном, функциональном и эволюционном подходах к изучению закономерностей формирования и реализации отношений собственности государства и муниципальных образований в системе общественных отношений современного общества.
Научная новизна результатов исследования состоит в раскрытии права собственности государства и муниципальных образований применительно к условиям современного этапа развития законодательства России.
Теоретическая значимость исследования определяется методологической и теоретической направленностью работы и заключается в том, что полученные положения и выводы развивают и дополняют ряд существенных аспектов теорий права собственности государства и муниципальных образований.
Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в настоящей дипломной работе, могут быть использованы для разработки экономической политики, направленной на развитие функциональных возможностей отношений собственности в процессе перехода от восстановительного роста к устойчивости экономических отношений современной России, а также государственной программы развития экономической культуры современной России.
Структура работы. Настоящее дипломное исследование включает введение, три главы основного текста, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Механизмы возникновения недвижимости, находящейся в собственности государства
Право собственности принадлежит к числу таких субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, а иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.
Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские(прибыль, полученная муниципальными предприятиями и учреждениями; имущество, приобретённое по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и иные основания) и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества.
Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества.
В свою очередь, каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения права собственности (см. параграф 5 гл. 15 учебника).
Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации.
В период становления Советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства.
Статья 306 ГК определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом.
Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц2.
Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества,можетбыть оспорена им в суде.
Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества.
Под конфискацией (ст. 243 ГК) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация – карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке (например, при нарушении таможенных правил – ст. 16.1 КоАП). Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ст. 30.1 КоАП).
Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или конфисковано, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск предъявляется к тому государственному органу, должностным лицом которого проведена незаконная конфискация или реквизиция.
Порядок возврата конфискованного имущества определяется Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-х1; Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926, ст. 135 УПК и другими нормативными актами.
К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:
- выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);
- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);
- приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).