Файл: Как Аристотель представлял Землю и небесные светила.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как Аристотель представлял Землю и небесные светила?
Ученый Аристотель, живший в 4 веке до н.э., попытался объяснить движения Луны, Венеры, Марса и других планет. Он считал, что Солнце, планеты и звезды вращаются вокруг Земли. Но что их движет, на чем они держатся в пространстве?
Аристотель рассудил так. Есть над Землей восемь твердых и прозрачных хрустальных небес. Ближе всех небо Луны: оно вращается вокруг Земли, и к нему наглухо прикреплена Луна. Дальше идет небо Меркурия, за ним — небо Венеры; потом следуют небеса, или сферы (слово «сфера» по-гречески означает «шар»), Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. К восьмому небу неподвижно прикреплены все звезды.
Создав такое учение, или, как говорят, систему, Аристотель задумался: а что движет все эти восемь небес? И Аристотель решил, что есть девятая сфера, своего рода мотор для движения всех остальных сфер; он назвал ее «первый двигатель».
Не улыбайся над системой Аристотеля: в свое время она делала важное дело — она выкидывала богов из мироздания, разрушала религиозные суеверия.
Жрецы это поняли. Они с гневом обрушились на ученого:
— Аристотель говорит, что Солнце не золотая колесница бога Гелиоса, которую везут по небу быстрые божьи кони, а небесное светило, само по себе обращающееся вокруг Земли. Аристотель — безбожник, его нужно сурово наказать!
Открытия Аристотеля
Очень важны открытия Аристотеля в астрономии. Наблюдая Луну, он отметил, что в различных фазах она точно соответствует тому виду, который принимал бы шар, с одной стороны освещаемый Солнцем. На основе здравого смысла он выдвинул идею о шарообразности Луны. По той же схеме, основываясь на картинах лунного затмения, он пришел к выводу о шарообразности Земли.
В космологии Аристотель свел всю сумму видимых небесных явлений и движений светил в общую систему. Он руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, натурфилософа Платоновской Академии. Аристотель считал, что в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы с закрепленными на них всеми известными к тому времени планетами, в число которых входило и Солнце. Вся эта система подвижных небесных сфер окружена сферой неподвижных звезд. Интересным моментом системы Аристотеля было деление мира на «Подлунный» и «Надлунный». Первый – это Земля и некоторое пространство между ней и Луной. Здесь господствуют простые формы движения – падение вниз к центру Земли и стремление вверх от нее, а все тела в этой области состоят из четырех «низших» элементов: земли, воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд есть область вечно равномерных круговых движений, а сами звезды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира. Именно это системное, хотя в какой-то мере и компилятивное, описание Вселенной
использовал впоследствии Клавдий Птолемей, придав ему некую окончательную математическую форму, оставшуюся незыблемой до Коперника.
В области биологии главная заслуга Аристотеля – учение о биологической целесообразности, основанное на изучении строения живых организмов. Образцы целесообразности он видел в таких сферах, как развитие органических структур из семени, различных проявлениях инстинкта животных, взаимной приспособленности органов животных и растений.
В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Прежде всего, он разделил живую природу на две части: мир животных и мир растений. Животные разделены в его классификации на две группы –с кровью и бескровные. Животные с кровью делились далее на четвероногих живородящих, четвероногих яйцекладущих, двуногих (птицы) и безногих (рыбы). Бескровные включали в себя насекомых, моллюсков, пауков и т.д. Он выделил ряд групп, не подходящих под его классификацию. Это киты, дельфины, змеи, летучие мыши.
Ученый впервые в истории науки выдвинул идею взаимосвязи между природными объектами. Обобщая фактический материал, он отмечал наличие переходных форм между неодушевленными предметами и растительными и животными организмами. В «Истории животных” Аристотель отмечал, что растения по сравнению с животными почти не одушевлены, а по сравнению с неживым объектами ( минералами) одушевлены. В XVIII веке такое восхождение видов будут называть “лестницей существ” – жизнь восходила со временем по этим ступеням: более высокие ступени появились во времени позже, чем более низкие. У Аристотеля, напротив, все ступени сосуществуют от века, они вечны и неизменны. Тем не менее, своей идеей градации и иерархизации форм жизни, он подготовил эволюционизм. Поэтому его часто называют родоначальником эволюционистской биологии.
Между прочим, для сбора материалов по систематике и биологии живых организмов Аристотель использовал несколько тысяч человек, как бы мы сказали сейчас – коллекторов, которые собирали по специальным заданиям эти материалы и образцы. А саму эту уникальную возможность создал для Аристотеля его царственный ученик – Александр Македонский, выделивший для этих целей громадную сумму денег – 800 талантов.
Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории.
Помимо фундаментальных разработок в логике, космологии и биологии, Аристотель провел огромную работу по систематизации и развитию научных представлений в других сферах человеческой деятельности – этике, эстетике, политике, педагогике, экономике.
Аристотель создал «Ликей», своеобразную школу, каждый ученик которой был специалистом в определенной сфере знаний, хотя некоторые, в подражание своему учителю, тоже были, так сказать, «специалистами широкого профиля». Так, Феофраст занимался ботаникой, этикой и политикой; Эвдем – историей науки; Стратон – физикой; Дикеарх – культурой; Аритоксен – теорией музыки и т.д.
Наиболее характерной чертой школы была свобода в проявлении собственного мнения, отсутствие давления со стороны патрона, наоборот, поощрение инакомыслия при условии, что оно было оправданным эмпирически или логически. Эта особенность школы, наряду с поддержанием весьма высокого научного уровня ее работы, позволила ей просуществовать более восьми столетий.
Естественнонаучные сочинения Аристотеля объединены в настоящее время в 4–х основных произведениях: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика и целом ряде небольших статей или отрывков из его лекций в Ликее.