Файл: Корпоративная культура образовательной организации как феномен инновационной педагогической теории и практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК - 37.088.2

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Серкина Елена Васильевна, аспирант кафедры педагогики дополнительного и профессионального образования бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», МБДОУ детский сад №37 «Колокольчик», педагог-психолог

Аннотация: подбор и изучение литературы – первый и незаменимый шаг при осуществлении предполагаемого исследования. Методологическую основу диссертационной работы составляет обзор существующей литературы по теме исследования. Именно это и рассматривается в данной статье, где так же представлены различные подходы к определениям корпоративная культура, корпоративная культура в образовательном учреждении, цели и масштабы рассматриваемого феномена педагогической теории, разнообразие подходов, систематизация материала по обзору литературы.

Ключевые слова: управление, корпоративная культура в образовательном учреждении, исследование литературы.

CORPORATE CULTURE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A PHENOMENON OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

Serkina Elena Vasilyevna

Abstract: conducting a literary review is the first important step in the implementation of a research project, forming its methodological basis. This article reviews the existing literature on the research topic, and also represents various approaches to the definitions of corporate culture, corporate culture in an educational institution, the goals and scope of the phenomenon of pedagogical theory under consideration, diversity of approaches, arrangement of the material on the literature reviewed.

Key words: management, corporate culture in an educational institution, literature review.

Новейшие, новаторские предположения сегодня не приходят сами собой. Чаще всего это хорошо забытое старое или, проведенный на фоне анализа различных подходов, открытий, исследований (можно сказать «фундамент») других авторов, ученых, представителей различных наук, обобщенный и добавленный материал, имеющий неоспоримую актуальность в данный момент времени. Начинающему исследователю необходимо поставить перед собой вопрос: «Имела ли место данная проблема ранее, и если да, то было ли найдено неоспоримое решение?» и найти несколько подходов, удовлетворяющих его ответ. Именно теоретический ответ на этот вопрос следует искать в разнообразии уже существующей информации. Таким образом, исследование различных источников по изучению задуманной темы, обзор литературы, посвященной рассматриваемой теме, является существенным элементом процесса решения вопроса об актуальности исследования, потому что создание нового знания происходит именно посредством процесса накопления/аккумулирования.


Необходимо обратить внимание, что до сегодняшнего времени обращение к проблеме работы со взрослым коллективом в образовательной организации достаточно неоднозначно. С одной стороны, классикой является теория коллектива А.С. Макаренко, опирающаяся во многом на советскую идеологию и имеющая огромный успех в XX веке. С другой стороны, введение нового профессионального стандарта, интенсивно изменяющиеся условия модернизации системы образования, обновление системы управления образовательным учреждением, внедрение общих подходов к определению путей деятельности организации и соответственно решаемых задач, которые предлагаются педагогам, работающим в образовательных организациях, задают очень высокий уровень соответствия. Нужны профессионалы, умеющие работать в команде, осознающие свою личную и коллективную ответственность за результаты деятельности. У руководителей возникают вопросы, как организовать работу сотрудников в образовательных организациях, на что опираться?

В педагогическом сознании продолжительное время существовала убежденность в том, что комплекс сложившихся исторических норм и правил, формирующийся внутри имидж учреждения, и является культурой образовательной организации. Такая культура могла складываться из нескольких аспектов, в которые входили: манеры, традиции, стиль поведения всех участников образовательных отношений, характер их взаимодействия с основой на общепринятые правила педагогической этики.

Со временем, при возникновении рыночных отношений во всех областях деятельности, а также в сфере образовании возникли противоречия между традиционным педагогическим мышлением и социальной реальностью, что и привело к коренным изменениям и необходимости использования инновационных подходов, переосмыслению традиционных установок педагогического сообщества.

На сегодняшний момент каждое образовательное учреждение старается ставить перед собой приоритетной задачей реализацию образовательных программ в русле инновационных процессов, так как без взаимной интеграции различных образовательных аспектов деятельности, их учета и согласованности, невозможно достичь эффективного управления образовательным учреждением и качества образовательных услуг. Государство дает возможности развиваться организациям в разных направлениях: реализовывать и создавать авторские программы, оказывать и предоставлять различные дополнительные услуги, создавать социальное партнерство в форме юридического/физического лица (попечительские советы, некоммерческие партнерства и ассоциации и т.д.), привлекать внебюджетные средства и мн. др. Однако, не каждый руководитель и педагог готов к таким преобразованиям. Поэтому возникла необходимость разработать новые механизмы управления инновационным образовательным учреждением, учитывая опыт различных авторов, проанализировав современные условия и требования по развитию и формированию корпоративной культуры образовательной организации.


Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания «корпоративная культура». Это не означает, что ее не было. Корпоративная культура складывалась из сложных общепринятых условий, важных для каждого члена коллектива, бездоказательно принимаемых всей группой или организацией в целом.

Систематическое изучение понятия и содержания проблемы корпоративной культуры началось в 1982 году. Первые представления об этом можно разобрать в главе под названием «Управленческий континуум» книги «История управленческой мысли» автора Клода Ст. Джорджа-младшего (The History of Menegement Thought). Американские исследователи Аллан Кеннеди (Alan Kennedy) и Теренс Дил (Terence Deal) вместе создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на организационное поведение и корпоративное развитие.

Существующие определения терминологических понятий корпоративной культуры предлагали и раскрывали различные авторы, изучающие данную проблематику (табл. 1).

Таблица 1

Понятия корпоративная культура

Определение

Автор

«Корпоративная культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации»

Майкл Амсторг, политик, автор «Практика управления человеческими ресурсами»

«Корпоративная культура – это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает ее от всех других в отрасли»

Клаудия Голд, доктор медицины, педиатр и писатель, занималась поведенческой педиатрией

«Корпоративная культура – это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования»

Томилов Владимир Васильевич, профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

«Корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества, выпускаемого продукта»

Кричевский Роберт Львович, доктор психологических наук, профессор, специалист в области социальной, управленческой, педагогической, возрастной и спортивной психологии


Вышеперечисленные точки зрения и установки, дают возможность обобщить и представить понятие «корпоративная культура», как общепринятые и используемые, установленные в организации ценности и нормы. Таким образом, «корпоративная культура» - это общие ценности, убеждения, которые разделяются всеми или большинством команды. Носителями корпоративной культуры, естественно, являются сами сотрудники организации.

Если рассматривать труды современной практики и роль корпоративной культуры в функционировании любого учреждения или предприятия, то следует рассмотреть работы таких авторов, как Асмолова А.Г., Библера B.C., Бим-Бада Б.М., Бондаревской, Е.В., Васильчук Ю.А., Данильчук В.Е., Захарченко Е.Ю., Исаева И.Ф., Кобылянского В.А., Котовой И.Б., Моисеева Н.Н., Мудрика А.В., Никандрова Н.Д., Орловой Э.А., Ромаевой Н.Б., Сергеевой Т.Б., Сластенина В.А., Шиянова Е.Н.

Феномен управления деятельностью учреждений образования возможно изучать через педагогическую практику и литературу, которая затрагивает корпоративную культуру в образовательной организации. Наиболее полно отражен в работах: Атоян B., Вельдман Н.Ю., Давыдовым Ю.С., Ивановым С.В., Казаковой Н., Козловой Г.Н., Леусенко Д.А., Логуновой Л.Б., Мальцевой Г.И., Мануйловым Ю.С., Новиковым С., Осиповым A.M., Скорик А.П., Тангян С.А., Филипповской Т., Фурсенко А., Хлудневой С.В., Чугалиным А., Шаповаловым В.А., Щербаковой Л.И. и другие.

Изучая многочисленные источники, различные авторские разработки и идеи, усваивая постигнутую литературу аналитического характера, вычленяя проблематику, можно утверждать, что, почерпнув в них самое полезное и интересное, возможно их использование в дальнейшей личной исследовательской работе по управлению процессом развития и формирования корпоративной культурой образовательной организации.

«Развитие образования в контексте культуры позволяет и обуславливает необходимость модернизации системы управления. Культура, понимаемая как особое общественное явление, оперирующее символами» (Л. Уайт, 1939), «..созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности» (Г.Н. Волков, 1986), «средство организации социума, способ производства человеком самого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека» (Ю.Б. Борев, 2002), «..содержательный аспект общественных отношений, представленный в процессе производства: предметами, знаниями, символическими системами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов» (Э.А. Орлова, 2004), «требующий привлечения максимального количества ресурсов,… в частности,… ресурсного обеспечения (включающего кадровые, финансовые, материально-технические, информационные ресурсы)…» (О.В. Покосовская, 2015), именно таким образом, возможно, создать успешные образовательные организации через внедрение модели управления процессом развития и формирования корпоративной культуры образовательного учреждения. Такая тема актуальна на современном этапе и представляет научный интерес.


Список источников:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/И. Ансофф.- СПб.: Питер, 2014.-258 с.

  2. Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя как фактор развития инновационной деятельности в образовательном учреждении // Инновации в непрерывном образовании. Красноярск, 2010. № 1. С. 32–39.

  3. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс. доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2003.355 с.

  4. Дементий Д. Корпоративная культура организации // Бизнес портал. – 2017 [Режим доступа]:http://copdoc.ru/articles/828.html

  5. Иванова Т. Б., Журавлёва Е. Л. Корпоративная культура и эффективность предприятия: монография. М.: Изд-во РУДН, 2011.

  6. Инновации в образовании. Выступление Участников VII-Й Всероссийской дистанционной августовской научно-Практической конференции // Интернет-журнал "Эйдос". 2005.10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26. htm (11.05.2015).

  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер. с англ./ Ф. Котлер. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2007–656 с.

  8. Лалу Ф. Открывая организации будущего / пер. с англ. В. Кулябиной; науч. ред. Е. Голуб. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016. 432 С. Мануйлова Ю., Коломыц О. Н. Корпоративная культура как стимулирующий стратегический инструмент для эффективного функционирования организации // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3–1 (72).

  9. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия Пер. с англ. Парат. Тит. Англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224 с.

  10. Ли Дж. Болмэн и Терренс Е. Дил Рефрейминг организаций. Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петерб.: 2008.

  11. Макаренко А.С. О воспитании: [Сборник]. - М.: Политиздат, 1988.

  12. Пеша А. В. Управленческий подход к формированию корпоративной культуры организаций сферы обслуживания: дис. канд. экон. наук 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (менеджмент). / А. В. Пеша. – Екб., 2014. – 224 с.

  13. Покосовская О.В. Подготовка руководителя многофункциональной образовательной организации к эффективному управлению ресурсами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – «Академия социального управления», - М.: 2015.

  14. Рычкова А. А. Корпоративная культура современной компании. Генезис и тенденции развития. Монография. Казань: Бук. 2015. 180 С.

  15. Сажаева Г. А. Персонал как движущая сила инноваций // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 12. С. 27.

  16. Томилов В.А. Профессия и риск//EuropeanSocialScienceJournal. Европейский журнал социальных наук. – 2013. № 9 (36). – Том 3. – С.50-53.

  17. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации // Молодой ученый. — 2018. — №14. — URL https://moluch.ru/archive/200/49167/