ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Естествознание с методикой преподавания (ПНК)
Практическое занятие 3.
ЗАДАНИЕ 1
Решите педагогическую задачу:
Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».
Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:
-
Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности.
-
Web-сайт; -
Анализ данных социологического опроса; -
Атлас; -
Атрибуты несуществующего государства; -
Бизнес-план; -
Видеофильм; -
Видеоклип; -
Выставка; -
Газета; -
Действующая фирма; -
Журнал; -
Законопроект; -
Игра; -
Карта; -
Коллекция;
-
Костюм; -
Макет; - -
Модель; -
Музыкальное произведение; -
Мультимедийный продукт; -
Оформление кабинета; -
Пакет рекомендаций; -
Письмо в ...; -
Праздник; -
Прогноз; -
Публикация; -
Путеводитель; -
Серия ил люстрации; -
Система школьного самоуправления; -
Сказка; -
Справочник; -
Сравнительно-сопоставительный анализ; -
Статья; -
Сценарий; -
Учебное пособие; -
Чертеж; -
Экскурсия.
-
Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.
Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога
Тип проекта | Цель проекта | Тема проекта | Описание проектного продукта |
Практико- ориентированный | Решение практических задач | 1. Покормите птиц зимой | Создание кормушек и скворечников для птиц. Продукт носит практическое применение, способствует поддержке развития экологических факторов. |
2. Наш кабинет. | Макет, план с описанием кабинета. | ||
Исследовательский | Доказательство или опровержение гипотезы | 1. Какая вода в бутылке лучше? | Таблица с анализом дистиллированной воды, в которой отражен состав и сделан вывод. |
2. Загрязнение окружающей среды тяжелой промышленностью. | Буклет в котором отражено какое предприятие и на сколько загрязняет окружающую среду. | ||
Информационный | Сбор информации об объекте или явлении | 1. Культура Вьетнама. | Презентация. |
2. Язычество восточных славян. | Презентация | ||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | 1. Наряд для куклы. | Наряд на куклу. |
2. Цветы из пуговиц. | Букет цветов. | ||
Игровой (ролевой) | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы | 1. Математический бой. | Сценарий игры по математике. |
2. Кем быть? | Квест – игра. |
ЗАДАНИЕ 2
Решите педагогическую задачу:
В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».
Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.
Игра «Да - нет»
Вопрос учителя: Мы живем на планете Земля? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Наша Земля имеет шарообразную форму? – Дети отвечают: «Да». Вопрос учителя: Россия расположена в Южном полушарии Земли? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Россия расположена в Северном полушарии Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Ось Земли можно увидеть и потрогать? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу планету и выходит на поверхность? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли только воображаемая? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Земля вращается вокруг своей оси? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Глобус – это уменьшенная модель Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопросы:
1. Определите цель и задачи данного урока.
2. Определите на каком этапе урока и с какой целью учитель проводит данную игру. Свой ответ обоснуйте.
3. Предложите материал к уроку, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью).
Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.
Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
№ п/п | Вопрос/задание | Пояснение/обоснование ответа |
1. | УМК | «Перспективная начальная школа» |
2. | Предмет | Окружающий мир |
3. | Тема урока | Земля. Модель Земли |
4. | Класс | 2 |
5. | Цель урока | Представить модель Земли в виде глобуса. |
6. | Задачи урока | Определение знаний о Земле; Знакомство с новой терминологией: Ось Земли, воображаемая ось, экватор, Северное и Южное полушария. Развитие коммуникативных способностей, умению вести диалог, слушать и слышать одноклассников. Развитие навыков использования глобусом. |
7. | Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа) | Я считаю, что данный фрагмент можно использовать на этапе рефлексии в целях понимания материала, либо во время физкульминутки, для развития мышления и логики. |
8. | Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью) | Практическая работа (по группам): · Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли? · Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении? · Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим. · Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь. · Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. Д: Эта линия называется ЭКВАТОР. У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе. У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. Д: Это самая верхняя и нижняя точки. У: Кто знает их названия? Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида). У: На какой полюс показывает стрелка компаса? Д: Северный. У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное. Экватор – это линия, Кривая, ярко – синяя. Делит глобус пополам – Чтобы нам не спутать вдруг, где там Север, а где Юг. У: В каком полушарии мы живем? Д: В северном |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 3.
Вы являетесь учителем начальных классов.
На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.
Вопросы:
1. Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:
-
Название животного -
Отличительная особенность -
Внешнее строение -
Размножение -
Значение в природе края/региона
2. Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».
Таблица – Эталоны ответов
Эталон 1 | |
Название животного | Кошка |
Отличительная особенность | Отличительной особенностью кошек являются жесткие волоски, которыми покрыт их язык. Благодаря им кошки способны вымывать из шерсти и кожи загрязнения, а также расчесывать свою шерсть. Способность втягивать и выпускать когти. |
Внешнее строение | У нее длинное, гибкое и изящное тело. Особая грация во время движений достигается благодаря особой плотности и пластичности костей, которые увеличиваются за счет свободного соединения с мышцами при помощи крепких и подвижных сухожилий. Большая часть кошек обладают сильными, средней длины конечностями с хорошо развитыми мышцами. За счет этого может тихо красться. |
Размножение | Кошки размножаются путем спаривания самца и самки. Кошки живородящие, то есть в следствии удачного оплодотворения, у кошки рождаются уже живые котята. |
Значение в природе края/региона | Кошки - уничтожители мелких грызунов, которые уничтожают посевы, запасы и переносят кучу болезней. |
Эталон 2 | |
Название животного | Лошадь |
Отличительная особенность | Отличительной особенностью лошадей являются их роскошная, развевающаяся грива, и длинный хвост. Тело коней покрыто короткими жесткими волосками, а вот волос на хвосте и гриве имеет более мягкую и шелковистую структуру. |
Внешнее строение | Условно можно выделить скелет, мускулатуру, стати и внутренние органы. Основной интерес представляют строение скелета и деление на стати. Знание именно этих составляющих позволяет правильно оценивать лошадь и работать с ней, что крайне важно для конников. |
Размножение | Размножение лошадей – сложный физиологический процесс, включающий подготовку (охотe) к спариванию, сам процесс случки (осеменение), вынашивание плода (жеребость) и роды. |
Значение в природе края/региона | Лошадь спасает жизни тысячи людей, так как на основе конской крови производятся сотни иммунных препаратов, различные вакцины и иммунные сыворотки. В специальных конюшнях стоят кони - доноры. Это самые лучшие, здоровые во всех отношениях животные. Особенно активно используются лошади в спорте. |
Эталон 3 | |
Название животного | Корова |
Отличительная особенность | Млекопитающие |
Внешнее строение | Тело покрыто шерстью, волосяным покровом. Две пары конечностей. Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метёлку – им Бурёнушка отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие тёмно – карие бархатистые глаза. У коров прекрасное обоняние: по запаху они легко отличают съедобные травы от несъедобных. |
Размножение | Спаривание. Рожают детенышей живыми. |
Значение в природе края/региона | Она даёт уникальную белковую пищу людям |
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов — 3.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть авторский учебный видеоматериал: фрагмент урока окружающего мира по теме «У Чёрного моря». Ссылка на обучающее видео на YouTube https://youtu.be/6S35kRWjuCI Авторское право на видео принадлежит Маргарите Мусафировой. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Внимательно просмотрите предложенный учебный видеоматериал.
Осуществите краткий анализ проведенного этапа урока, используя предложенный перечень необходимых для рассмотрения вопросов.
Ответ представьте в виде таблицы.
Таблица – Анализ проведенного этапа урока
№ п/п | Вопрос для анализа этапа просмотренного урока | Обоснованный аналитический ответ проведенного урока |
1. | Этап урока | Получение новых знаний. |
2. | Название метода, который использует учитель | Дневник путешествия. |
3. | Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения | Развивает познавательные интересы, а так же увеличивает мотивацию к учебному процессу. Помогает в формировании сравнения, анализа, приобретению знаний, умений, навыков. Формирует организацию деятельности. |
4. | Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока | ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:
|
5. | Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний | Составить таблицу: Особенности Черноморского побережья. |
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов — 5.
Вы учитель начальных классов и готовитесь приступить к изучению раздела «Родной край – часть большой страны» в 4 классе (учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А.).
Вопросы:
-
Проведите отбор материала с целью развития интереса к изучению вашего края/региона/области, совершенствованию и углублению первоначальных знаний о географии, экономике и экологии. -
Составьте план урока открытия нового знания по одной из тем учебника, используя отобранный материал по краеведению. Заполните технологическую карту урока «открытия» нового знания, предложенную в таблице 3.
Таблица 3 – Технологическая карта
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала | - Приветствие - Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны. - Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока. | Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны». Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу. | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы, организация рабочего места. |
II. Актуализация опорных знаний. | Защита проекта «Географическое положение» | - Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий! - На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области». | Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей.Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море омывающее о.Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач. Регулятивные: контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Презентация проектов. Взаимопроверка Защита проекта Самопроверка по образцу |
Определение степени усвоения | Работа с контурной картой | - На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его. - Проверьте, как вы справились с этим заданием. | Находят и отмечают на карте | Работа в парах | ||
| Защита проекта «Полезные ископаемые Костромской области» | - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения. Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области. | Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области | | ||
Определение степени усвоения | Работа по карточке | - Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области | Выполняют задание на карточке | Индивидуальная | ||
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА» | ||||||
| Защита проекта «Кто живёт в лесу?» | - Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект. Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина. | Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод. | | ||
Определение степени усвоения | Составление рассказа. | - Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе. | Готовят сообщение и выступают. | Работа в группах. | | Вспомнить правила работы в группе. |
III. Проверочная работа | Работа с карточками | - мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты , поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме . | Выполняют тест | индивидуальная | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | - Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его? - Что особенно запомнилось, было интересно? - Сумели ли мы достигнуть поставленной цели? - Что бы ещё хотели узнать о нашем крае? - Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем. - После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме. Оценки за урок. | Отвечают на вопросы Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. | Устные ответы |
V. Домашнее задание | | Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе». | | | | |