Файл: 1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
Методы специальной психологии можно подразделить на 3 большие группы:
методы исследования, методы профилактики, методы воздействия.
1).Методы исследования:
-Специальные
а).Психолого-педагогическое тестирование-измерение эффективности программ процесса обучения и воспитания.
б).психолого-педагогический эксперимент -в процессе обучения и воспитания изучаются изменения в уровне отношений, ценностей,уровне психического и личностного развития.
-Общие (эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, интервью, анкетирование, тестирование, экспертные оценки)
1).Изучение документации на ребенка -для составления мнения как развит ребенок.(Это медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционирование органов и систем).
2).Наблюдение - целью является изучить особенности ребенка, определить
отклонения в его развитии, зафиксировать спонтанную деятельность ребенка.
3).Эксперимент- создается ситуация, в которой может проявиться исследуемое свойство личности или мышление ребенка. Является надежным способом получения информации.
4).Беседа - подбирается содержание и форма вопросов, а полученные ответы анализируются. Исследователь получает информацию о представлениях ребенка о себе, окружающем мире и др. ( беседа может проводиться проводится с ребенком, родителями, воспитателями).
5).Тестирование - дается тест опросник или тест задание. Через тест можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого, физического развития ребенка.
6). Обработки информации-все способы анализа классификации фактов.
7). Изучение продуктов деятельности ребенка - (рисунки, поделки, учебные работы) - дает представление об актуальном уровне развития ребенка.
2). Методы профилактики - система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, речевую диагностику и коррекцию.
1. Первичная психопрофилактика - начинается в перинатальном периоде и сопутствует всем этапам развития ребенка. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, педагогами и социумом. Внимание уделяется изучению условий жизни, обучения и воспитания ребенка.
2. Вторичная психопрофилактика. Это раннее выявление отклонений психологического развития, контроль состояния ребенка, оказание ему срочной помощи. Проводится психодиагностика ребенка и семьи, а так же психокоррекционная работа с ребенком, которая предупреждает увеличение отклонений и вторичных нарушений.
3.Третичная психопрофилактика - направлена на предупреждение рецедивов нарушения развития. Это форма психологической поддержки ребенка в обучении и социализации, помощь семье. Данная психопрофилактика помогает в получении ребенком образования и выборе профессии.
3). Методы воздействия.
Специалист, работающий с ребенком у которого выявлено отклонение, решает что нужно сделать для нормализации его психического развития и как способствовать положительной динамике.
А). Психокоррекция- целью является исправление нарушенного психического развития. Она распространяется на организацию и осуществление познавательной и учебной деятельности ребенка.
Психокоррекция подразделяется на общую, частную и специальную.
Общая- мероприятия, направленные на нормализацию микросреды ребенка и регулирование нагрузки ребенка в соответствии с его возможностями.
Частная – воздействия и методы создаются для детей определенного возраста основываясь на ведущей деятельности в данный период (любимые игры,занятия).
Специальная- система мероприятий по воздействию на ребенка, группу детей одного возраста в целях формирования определенных психических функций, исправления отдельных свойств личности.
Б). Интервенция –систематическое вмешательство в процессе развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив потенциал ребенка.
(Рассматривается, как система плановых ( и неплановых) воздействий в целях определенных изменений в личности.)
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:
Закономерности дизонтогенеза | Краткая характеристика |
Функциональная локализация нарушения | Различают два основных дефекта: -частный дефект- недостаток отдельных функций гносиса (способность узнавать предметы по чувственным восприятиям), праксиса(целенаправленное действие), речи. -общий дефект- связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, снижение психической активности, элементарные эмоциональные расстройства, недостаточная целенаправленность действий, отсутствие контроля действий, нарушение сложных эмоциональных образований. |
Время поражения | Время поражения это время, в которое произошло нарушение. Характер аномалии развития будет различным, в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло повреждение нервной системы -вероятнее явления недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы- характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций |
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом | В Аномальном развитии различают две группы симптомов: первичный дефект- нарушения, связанные с биологическим характером болезни( Нарушение органов чувств ,детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон). Может иметь характер недоразвития или повреждения. вторичный дефект- нарушения, возникающие в силу аномального социального развития. Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта |
Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии | |
Асинхрония развития | Асинхрония развития-это возникновение неравномерных диспропорций в развитии, при котором одни компоненты развиваются с опережением, а другие запаздывают. Основные проявления асинхронности развития: -ретардация-запаздывание или приостановка всех сторон или отдельных компонентов психики -акселерация отдельных функций- ускоренное психическое развитие -сочетание акселерации и ретардации- в одном возрастном этапе смешение психических образований. |
3. Опишите депривационные феномены.
4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий закономерности психологического развития детей и взрослых с нарушением слуха в условиях специального обучения и воспитания. Благодаря сурдопсихологии стало возможным понимание особенностей реагирования глухих и слабослышащих людей на различные жизненные ситуации. Субъектами изучения этой науки являются глухие и слабослышащие люди.
Слух имеет большое значение в развитии личности. Любое нарушение слуха ведет за собой вторичные нарушения- нарушения речи, психики,а так же нарушение второго, третьего и даже более высоких уровней порядка, что создает препятствия в процессе адаптации и социализации личности в обществе. Нарушение слуха могут вызывать различные инфекционные заболевания, перенесенные детьми. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина,отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Глухота наступает если есть поражения внутреннего уха и стволовой части нерва. Если есть поражения среднего уха-то наступает частичная глухота.
Задачами сурдопсихологии являются:
-выявить общие специфические закономерности психического развития .людей с нарушением слуха, по сравнению с людьми у которых есть слух.
-изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом.
-изучить закономерности развития их личности.
-разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха.
-дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом.
-изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.
Нарушения речи и зрения | Краткая характеристика |
Нарушения зрения | |
Нарушения устной речи | |
Нарушения письменной речи | |
6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями
Комбинированный дефект характеризуется сочетанием дух и более нарушений. К данной категории относят:
1). Дети имеющие аномалии развития сенсорных функций( зрения, слуха в сочетании и интеллектуальной недостаточностью) умственно отсталые незрячие или слабовидящие и умственно отсталые неслышащие или слабослышащие.
2). Дети, у которых сочетаются сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепоглухие, слепые слабослышащие).
3). Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.
Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Причинами возникновения сложных дефектов (указывает Б.П.Пузанов) наследственные и экзогенные факторы. Наиболее тяжелая группа детей со сложными дефектами –это слепоглухонемые дети (дети, лишенные зрения, слуха, речи и с частичным поражением сенсорной сферы( слепые с потерей слуха, что препятствует усвоению речи на слух и глухие с потерей зрения, что препятствует зрительной ориентировке. Такие дети практически полностью лишены способности получать информацию об окружающем мире естественным способом.
Категории детей со сложными дефектами: