Файл: 1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание
1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).

Методы специальной психологии можно подразделить на 3 большие группы:

методы исследования, методы профилактики, методы воздействия.

1).Методы исследования:

-Специальные

а).Психолого-педагогическое тестирование-измерение эффективности программ процесса обучения и воспитания.

б).психолого-педагогический эксперимент -в процессе обучения и воспитания изучаются изменения в уровне отношений, ценностей,уровне психического и личностного развития.

-Общие (эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, интервью, анкетирование, тестирование, экспертные оценки)

1).Изучение документации на ребенка -для составления мнения как развит ребенок.(Это медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционирование органов и систем).

2).Наблюдение - целью является изучить особенности ребенка, определить

отклонения в его развитии, зафиксировать спонтанную деятельность ребенка.

3).Эксперимент- создается ситуация, в которой может проявиться исследуемое свойство личности или мышление ребенка. Является надежным способом получения информации.

4).Беседа - подбирается содержание и форма вопросов, а полученные ответы анализируются. Исследователь получает информацию о представлениях ребенка о себе, окружающем мире и др. ( беседа может проводиться проводится с ребенком, родителями, воспитателями).

5).Тестирование - дается тест опросник или тест задание. Через тест можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого, физического развития ребенка.

6). Обработки информации-все способы анализа классификации фактов.

7). Изучение продуктов деятельности ребенка - (рисунки, поделки, учебные работы) - дает представление об актуальном уровне развития ребенка.

2). Методы профилактики - система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, речевую диагностику и коррекцию.

1. Первичная психопрофилактика - начинается в перинатальном периоде и сопутствует всем этапам развития ребенка. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, педагогами и социумом. Внимание уделяется изучению условий жизни, обучения и воспитания ребенка.


2. Вторичная психопрофилактика. Это раннее выявление отклонений психологического развития, контроль состояния ребенка, оказание ему срочной помощи. Проводится психодиагностика ребенка и семьи, а так же психокоррекционная работа с ребенком, которая предупреждает увеличение отклонений и вторичных нарушений.

3.Третичная психопрофилактика - направлена на предупреждение рецедивов нарушения развития. Это форма психологической поддержки ребенка в обучении и социализации, помощь семье. Данная психопрофилактика помогает в получении ребенком образования и выборе профессии.

3). Методы воздействия.

Специалист, работающий с ребенком у которого выявлено отклонение, решает что нужно сделать для нормализации его психического развития и как способствовать положительной динамике.

А). Психокоррекция- целью является исправление нарушенного психического развития. Она распространяется на организацию и осуществление познавательной и учебной деятельности ребенка.

Психокоррекция подразделяется на общую, частную и специальную.
Общая- мероприятия, направленные на нормализацию микросреды ребенка и регулирование нагрузки ребенка в соответствии с его возможностями.

Частная – воздействия и методы создаются для детей определенного возраста основываясь на ведущей деятельности в данный период (любимые игры,занятия).

Специальная- система мероприятий по воздействию на ребенка, группу детей одного возраста в целях формирования определенных психических функций, исправления отдельных свойств личности.

Б). Интервенция –систематическое вмешательство в процессе развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив потенциал ребенка.

(Рассматривается, как система плановых ( и неплановых) воздействий в целях определенных изменений в личности.)
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:

Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

Различают два основных дефекта:

-частный дефект- недостаток отдельных функций гносиса (способность узнавать предметы по чувственным восприятиям), праксиса(целенаправленное действие), речи.

-общий дефект- связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, снижение психической активности, элементарные эмоциональные расстройства, недостаточная целенаправленность действий, отсутствие контроля действий, нарушение сложных эмоциональных образований.

Время поражения

Время поражения это время, в которое произошло нарушение. Характер аномалии развития будет различным, в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло повреждение нервной системы -вероятнее явления недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы- характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

В Аномальном развитии различают две группы симптомов:

первичный дефект- нарушения, связанные с биологическим характером болезни( Нарушение органов чувств ,детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон). Может иметь характер недоразвития или повреждения.
вторичный дефект- нарушения, возникающие в силу аномального социального развития. Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии




Асинхрония развития

Асинхрония развития-это возникновение неравномерных диспропорций в развитии, при котором одни компоненты развиваются с опережением, а другие запаздывают.

Основные проявления асинхронности развития:

-ретардация-запаздывание или приостановка всех сторон или отдельных компонентов психики

-акселерация отдельных функций-

ускоренное психическое развитие

-сочетание акселерации и ретардации- в одном возрастном этапе смешение психических образований.



3. Опишите депривационные феномены.

4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий закономерности психологического развития детей и взрослых с нарушением слуха в условиях специального обучения и воспитания. Благодаря сурдопсихологии стало возможным понимание особенностей реагирования глухих и слабослышащих людей на различные жизненные ситуации. Субъектами изучения этой науки являются глухие и слабослышащие люди.

Слух имеет большое значение в развитии личности. Любое нарушение слуха ведет за собой вторичные нарушения- нарушения речи, психики,а так же нарушение второго, третьего и даже более высоких уровней порядка, что создает препятствия в процессе адаптации и социализации личности в обществе. Нарушение слуха могут вызывать различные инфекционные заболевания, перенесенные детьми. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина,отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Глухота наступает если есть поражения внутреннего уха и стволовой части нерва. Если есть поражения среднего уха-то наступает частичная глухота.

Задачами сурдопсихологии являются:

-выявить общие специфические закономерности психического развития .людей с нарушением слуха, по сравнению с людьми у которых есть слух.

-изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом.

-изучить закономерности развития их личности.

-разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха.

-дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом.

-изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения




Нарушения устной речи




Нарушения письменной речи






6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития

7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями

Комбинированный дефект характеризуется сочетанием дух и более нарушений. К данной категории относят:

1). Дети имеющие аномалии развития сенсорных функций( зрения, слуха в сочетании и интеллектуальной недостаточностью) умственно отсталые незрячие или слабовидящие и умственно отсталые неслышащие или слабослышащие.

2). Дети, у которых сочетаются сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепоглухие, слепые слабослышащие).

3). Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.

Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Причинами возникновения сложных дефектов (указывает Б.П.Пузанов) наследственные и экзогенные факторы. Наиболее тяжелая группа детей со сложными дефектами –это слепоглухонемые дети (дети, лишенные зрения, слуха, речи и с частичным поражением сенсорной сферы( слепые с потерей слуха, что препятствует усвоению речи на слух и глухие с потерей зрения, что препятствует зрительной ориентировке. Такие дети практически полностью лишены способности получать информацию об окружающем мире естественным способом.

Категории детей со сложными дефектами: