Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине математические методы в психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуматорных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная дистанционная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ



Группа 21п111в

Студент
М.А. Тавакалян


МОСКВА 2023

Задания к практической работе 1.

Определение числовых характеристик.

Задание 1.

xi

30-80

80-130

130-180

180-230

230-280

280-330

ni

15

13

7

5

3

2

Проведено выборочное обследование частных психологических кабинетов города. Имеются следующие данные о величине посещаемости для 50 кабинетов города (xi – количество клиентов в месяц, млн. руб.; ni – число кабинетов).
Найти:

а) среднее X, среднеквадратичное отклонение S и коэффициент V;

б) построить гистограмму и полигон частот.
Решение:

Перейдем к простому вариационному ряду, выбирая в качестве значений середины интервалов. Получим:

xi

55

105

155

205

255

305

ni

15

13

7

5

3

2


Найдем необходимые числовые характеристики на основе последовательных расчетов:


xi

55

105

155

205

255

305

Σ

ni

15

13

7

5

3

2

45

xi ni

825

1 365

1 085

1 025

765

610

5 675

(xi-X)2*ni

75 615

5 733

5 887

31 205

49 923

64 082

232 445


Среднее: X = (1/n) * Σ (xi ni) = (1/45) * 5 675 = 126

Дисперсия: S2 = (1/n) * Σ ((xi-X)2*ni) = (1/50) * 232 445 = 4649

Среднеквадратичное отклонение: S = √S2 ≈ 68,184

Коэффициент вариации: V=(S/X) * 100% = (68,184/126) * 100% = 54, 11%


Задание 2.
Из генеральной совокупности извлечена выборка объема n. Найти среднее значение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, исправленную дисперсию, коэффициент вариации, моду и медиану.

xi

9,5

10

10,5

11

11,5

12

12,5

ni

3

15

30

15

5

4

2


Решение:

Составим таблицу значений.

xi

9,5

10

10,5

11

11,5

12

12,5

Σ

ni

3

15

30

15

5

4

2

74

xi ni

28,5

150

315

165

57,5

48

25

789

(xi-X)2*ni

38,3496

6,534

0,768

1,734

3,528

7,1824

6,7712

57, 68



Среднее значение: X = (1/n) * Σ (xi ni) = (1/74) * 789 = 10,66

Дисперсия D = (1/n) * Σ ((xi-X)2 * ni) = (1/74) * 57,68 = 0,78

Исправленная дисперсия S2 = n/(n-1) * D = 74/(74-1) * 0,78 ≈ 0,790
Среднеквадратичное отклонение σ = √D = 0,759

Исправленное среднеквадратичное отклонение S = 0,889
Коэффициент вариации V = σ/X * 100% = 0,759/10,66*100% = 7,12%

Мода – величина с наибольшей частотой Мо = 10,5

Медиана - величина, находящаяся в середине ряда Ме = 11
Задания к практической работе 2.

Статистическая обработка данных.

Задание 3.

Психолог просит супругов проранжировать девять личностных черт, имеющих определяющее значение для семейного благополучия. Задача заключается в том, чтобы определить, в какой степени совпадают оценки супругов по отношению к ранжируемым качествам. Заполните таблицу и, посчитав коэффициент ранговой корреляции Спирмена, ответьте на поставленный вопрос.

Черты личности



Муж

Жена

Ответственность

1







Общительность

2







Сдержанность

3







Выносливость

4







Жизнерадостность

5







Терпеливость

6







Решительность

7







Оптимизм

8







Надежность

9








Решение:

Заполняем таблицу. Далее, рассчитываем коэффициент ранговой корреляции Спирмена и составляем расчетную таблицу.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Σ

Ранг X, dx

2

3

4

6

5

1

7

8

9

45

Ранг X, dy

2

5

1

7

6

3

4

9

8

45

(dx–dy )2

0

4

9

1

1

4

9

1

1

30


Вычисляем коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

P = 1 – 6 * ((d2)/(n3 - n)) = 1 – 6 * ((302) / (93 - 9)) = - 6,5

Ответ: согласованности между мнениями супругов нет.

Задание 1.

У 24 девушек – студентов физического и психологического факультетов был измерен уровень вербального интеллекта по методике Векслера.

Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта?

Физики: 123, 134, 126, 131, 134, 132, 126, 132, 127, 127, 136, 133, 136, 135,

Психологи: 123, 125, 132, 120, 127, 126, 120, 126, 120, 119,

Решение:

Используем критерий Q Розенбаума. Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы:

H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.

H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.

Физики

Психологи

136




136




135




134




134




133




132

132

132




131




127

127

127




126

126

126

126




125

123

123

S2

120

120

120

119








Определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=0.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=4.

Вычисляем Qэмп по формуле: Qэмп = S1+S2 = 0+4 = 4.

Критические значения Q для n1=14, n2=10 не могут быть определены, так как одна из выборок (общее количество значений второго ряда) содержит в себе менее 11 наблюдений.