Файл: Практическое задание 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»



ФИО студента

Еремеева Ксения Николаевна

Направление подготовки

Техносферная безопасность

Группа

ТЕХ-Б-0-Д-2022-1



Москва 2022

1.Что такое права и свободы человека?

Права и свободы человека — это грандиозный и не всегда видимый

глазу комплекс естественных и рукотворных условий, факторов и действий, необходимых для нормального функционирования индивидуума как человека и гражданина, творца и работника. Это естественные и безусловно гарантирующие человеку достойную жизнь предпосылки, фундаментальные основы бытия, обязательные условия его оптимизации и рационализации.
2.Почему права человека связываются с его достоинством?

Потому что человеческое достоинство - некая ценность, которая должна быть достигнута, - должно существовать для прав человека.

Право человека-это то, что кто-то по своей сути обязан в силу своей человечности. Для того чтобы это право существовало, должна существовать неотъемлемая человеческая ценность – достоинство.

3. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?

Уважению к правам и свободам других личностей начинают учить еще со школы. Детей учат правильно реагировать и знать рамки норм и правил, в соответствии с которыми и будет происходить взаимодействие не только с учителями и родителями, но и с одноклассниками. Когда к учителю начальных классов приходят новые ученики, для начала он оценивает их социальные навыки, а уже на их основе выстраивает воспитательный и даже образовательный процесс. Кроме того, берется во внимание социальный статус семьи и общий уровень развития родителей (опекунов) и ближайших родственников. Порой для нормального воспитания требуется комплексный подход к ребенку, как внутри семьи, так и в образовательном учреждении.


Кроме личных примеров, также используются различные корректировки и замечания. Если дети изначально не знали о том, как необходимо проявлять уважение к другим, то наилучшим вариантом станет установка определенных ограничений и запретов, а после уже корректировка поведения. Тем детям, которые знают о базовых нормах уважения, необходимы советы и рекомендации.
4. Как вам видится роль образования в этом процессе?

Образование играет огромную роль в уважении прав и свобод друг друга. Образование – это, в первую очередь, источник знаний. Человек, получая знания, познает мир и его многообразие, в том числе права и свободы людей. Он понимает, какие права и свободы имеет он и все остальные. Но учения будет мало для того, чтобы человек начал уважать права других. Это первоначальный этап в уважении. Заключительным этапом все же будет его моральное восприятие этих самых прав и свобод. Если он сам на своем или чужом жизненном опыте, или же на других пример не осознает, что уважение чужих прав – это уважение и своих, он будет воспринимать свободы как данность, а не как важный элемент морали. Согласно ЮНЕСКО, целью образования должно стать формирование у учащихся соответствующих ценностей: солидарности, гражданской ответственности, способностей реализовать свой творческий потенциал, находить пути решения возможных конфликтов ненасильственными средствами. Хорошо образованный и знающий законы природы и общества человек, во-первых, постарается не нарушать эти законы и руководствоваться ими, и, во-вторых, не позволит попирать свои собственные права, ибо будет знать, что и как защищать.

Признания многообразия систем человеческих ценностей исходит Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), провозглашая одной из важнейших целей школьного образования содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и поддержанию мира. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к возрастанию уважения к правам человека и основным свободам, говорится в ней (ст. 26, п. 2).

Всеобщее образование для людей, считал Джефферсон, необходимо главным образом для обучения людей самоуправлению, преподавая им, как понимать и поддерживать свои права.

Хорошо образованный и знающий законы природы и общества человек, во-первых, постарается не нарушать эти законы и руководствоваться ими, и, во-вторых, не позволит попирать свои собственные права, ибо будет знать, что и как защищать.



5. Установите соотношение между правами и свободами человека

Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.

Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией включаться в состав "свободы". Так, в ст. 28 Конституции РФ не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко "свободами" называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
6. Кто является субъектами прав и свобод?

Субъектом права признается физическое лицо либо иное лицо (коллектив людей, организация), наделенное законом правами и обязанностями и способное своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности, то есть обладающее качествами право-субъектности, что позволяет ему выступать участником соответствующих правоотношений по своему усмотрению или в силу закона.
7.Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»?

В гражданском обществе действует известный в мировой практике общеправовой либерально-демократический принцип "не запрещенное законом дозволено". Он касается прежде всего физических и юридических лиц как субъектов рыночной, хозяйственной, гражданско-правовой деятельности и ни в коем случае не распространяется на государственные властные структуры, должностных лиц, которые обязаны придерживаться другого правила: "Можно только то, что прямо разрешено законом". Для них право должно быть своего рода "стоп-сигналом" - дальше нельзя, закон не позволяет.


Принцип возник в свое время как отражение объективных потребностей послефеодального рынка, бурного развития товарооборота, частного предпринимательства, торговли, конкуренции, утверждения идей свободы, демократии, прав человека. Все это составляло единый процесс смены старой, косной системы новой, более динамичной и прогрессивной, получило закрепление в первых буржуазных конституциях, других политико-юридических документах, было направлено против жестких абсолютистских порядков.

Фраза «Разрешено всё, что не запрещено законом» буквально означает, что в спорных случаях человек имеет право делать то, что закон не запрещает. Человек свободен проявлять свою инициативу. Это утверждение характерно для либералов, частную инициативу как раз приветствовавших во всех сферах, особенно в экономике

8.Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека?

Целесообразность сознательного регулирования отношений между членами социума (отношений между мужчиной и женщиной, внутри семьи, между родителями и детьми, между самими детьми, братьями и сестрами, между членами рода, племени, между соплеменниками и иноплеменниками) стала очевидна людям с самого начала их существования. Постепенно начинали складываться нормы совместного проживания людей, формироваться и закрепляться их общественные статусы и ролевые функции, урегулировавшиеся законами и воспринимавшиеся людьми как естественные, неизменные и «священные». Из «святости» норм жизни и законов выводилась и «святость» общественного порядка. Естественными и устойчивыми многие люди считали и считают только те законы, которые исходят из глубинных традиций и системы ценностей сообщества, выражают его волю и воспринимаются, по меньшей мере, большинством социума, как желанное и, безусловно, необходимое. Степень «священности» закона определяется степенью справедливости его норм. \» «Закон — это коллективная сила, объединенная для противостояния несправедливости\», — считал Ф. Бастиа. — Закон — это справедливость». А справедливость, законность, праведность связываются с честностью, верностью, беспристрастностью, равновесием и многим другим.
9.Покажите это на примерах России и других стран.


Российское общество и государство, повторяя общие для всех древних обществ закономерности, имеют в то же время и свою неповторимую специфику. Народ, формировавший это общество, является коренным. Он жил и продолжает жить на его просторных и полных природными богатствами землях оседло на протяжении тысячелетий, имея и все необходимое для своего самобытного развития. Это исключительно свободолюбивый народ. «Славянские племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются общим делом», — и свидетельствовали побывавшие здесь иностранцы. Им чужд дух агрессии, вражды или зависти к другим народам и странам, они миролюбивы, доверчивы и доброжелательны.

В политической жизни России с момента образования государства и принятия христианства постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться две противоположные тенденции: с одной стороны, свободолюбие, демократия и народовластие, имманентно свойственные ее народу, с другой стороны, тенденция к абсолютизации власти, исходившая от ее правителей и насильственно навязанной ими чужеземной веры. Эти тенденции характерны для всех государств мира, но в России они проявлялись особенно остро. Долгое время доминирующими здесь оставались нормы свободы и демократии. Когда в странах Западной Европы установилась абсолютная власть феодальных правителей, в России существовали республики (Новгород, Псков) с народными собраниями (вече) и выборной системой. Община выбирала (или нанимала) гражданских руководителей (князей) или посадского по принципу «любы или не любы они народу». Если сравнивать законы и право азиатских и европейских государств (вавилонское, римское, англосаксонское, салическое) с русским, то увидим в них заметные отличия.

Русское право не знало мер жестоких наказаний и подавления. Все наказания в русском праве сводились к системе штрафов, накладываемых за те или иные нарушения.

Обширные и богатые природными ресурсами территории, много тысячекилометровые границы, постоянные нашествия завоевателей и необходимость их отражения требовали сильного государства и концентрации власти в руках его правителей. Абсолютистская тенденция в политической жизни России еще более усилилась и достигла своей высшей точки в период царствования Романовых. Это был периодом не только расширения и укрепления государственных границ, но и не прекращавшихся попыток минимизации прав и роли гражданского общества. Абсолютное большинство членов российского общества были превращены в бесправных, находящихся в крепостной зависимости людей, продаваемых и покупаемых правящими кругами. Даже говорить на русском языке, придерживаться обычаев и традиций русского народа в аристократических кругах считалось неприличным. Народ отвечал этой, чуждой ему, власти той же монетой. Вынужденный считаться с силой, он имитировал повиновение власти, уходил в себя и жил самобытно, в соответствии со своими собственными традициями и нормами, фактически игнорируя и власть, и установленные ею законы.