Файл: Семинар Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё. Заключение Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
Феодальная раздробленность – закономерный период в истории, характерный для любого государства. Через него прошли все раннесредневековые страны в Европе и Азии, включая и Древнюю Русь. Сегодня в центре внимания причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
Хронология
Период, когда единое древнерусское государство распалось на отдельные русские княжества, называется удельным или периодом феодальной раздробленности на Руси. В отношении терминов у историков нет разногласий. Хотя некоторые историки считают, что в этот период сложилась “федерация” княжеств. Также существуют споры по поводу отправной точки процесса распада страны. По вопросу хронологических рамок существует пять различных мнений:
Причины
Действительно, первые предпосылки распада появились сразу после кончины Ярослава Мудрого. Княжеская семья разрослась и каждый из потомков великого князя, пользуясь поддержкой местных бояр, стремился к независимости. Таким образом, возникает целая система обособившихся княжеских владений
, которую в 1097 году закрепляет Любеческий съезд. На съезде в Любече князья приняли решение: “каждый держит вотчину свою”.
Следствием такого решения стало то, что князья стремились княжить и развивать только свою вотчину, становились независимыми и самостоятельными, обособленными от Киева. Но князья Владимир Мономах, а затем и его сын Мстислав Великий сумели приостановить процесс распада, что помогло избавиться от внешнего врага – половцев. Общий враг и способность князя в Киеве удерживать контроль над другими землями и князьями-сородичами – вот главные составляющие «единства» страны.
Когда «супротивник» был повержен, а наследник Киевского «стола» не обладал сильным характером, избежать распада оказалось невозможным. Нарушение единства территории Древней Руси было закономерным и необходимым. Несмотря на свою продуктивность, некую спасительность, оно было устаревшим к тому времени. Кроме того существовали и другие объективные и субъективные предпосылки к феодальной раздробленности:
Нарушение принципов наследования великокняжеского престола: род Рюриковичей разделился на несколько династий, каждый из которых претендовал на главенствующую роль, что и привело к междоусобицам после смерти Ярослава Мудрого. У каждого князя была своя вотчина, в пределах которой складывался свой аппарат власти, своя дружина, которая не уступала киевской и была способная держать в узде зависимых людей-холопов. Со временем вотчина рассматривалась не как дар Киевского князя, а как своё княжество, которое можно передавать по наследству;
Господство натурального хозяйства: такой вид хозяйства, когда производство ведётся преимущественно «для себя», а не для дальнейшей продажи, позволяет не зависеть от центра;
Рост городов, городского населения и развитие ремёсел: данная тенденция приводила к тому, что появлялись новые политические и центры, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой;
«Оседание» княжеской дружины на земле: данный процесс способствовал появлению крупных землевладельцев – бояр-вотчинников, от которых юридически и экономически зависело землевладельческое население. Возможные конфликты между верхами и низами решались на месте и не требовали вмешательства центра. Поэтому бояре не желали делиться доходами с Киевским князем и всячески способствовали удельным князьям в борьбе против центральной власти.
-
Феодальная раздробленность в Древней Руси
Феодальная раздробленность – закономерный период в истории, характерный для любого государства. Через него прошли все раннесредневековые страны в Европе и Азии, включая и Древнюю Русь. Сегодня в центре внимания причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
Хронология
Период, когда единое древнерусское государство распалось на отдельные русские княжества, называется удельным или периодом феодальной раздробленности на Руси. В отношении терминов у историков нет разногласий. Хотя некоторые историки считают, что в этот период сложилась “федерация” княжеств. Также существуют споры по поводу отправной точки процесса распада страны. По вопросу хронологических рамок существует пять различных мнений:
-
Начало периода удельной Руси связано со смертью и завещанием Ярослава Мудрого (А. Кузьмин, Н. Карамзин); -
Созыв Любеческого съезда в 1097 году, когда потомки Ярослава Мудрого договорились о содержании собственной вотчины, – исходная точка процесса развала единого государства (В. Кобрин, К. Базилевич); -
Смерть киевского князя Мстислава Великого в 1132 году привел к началу деления государства (О. Рапов, Б. Рыбаков); -
Монгольское нашествие на Древнюю Русь (1237-1241 годы) запустило процесс разложения государства (В. Кожинов); -
Сам факт существования единого Древнерусского государства до татаро-монгольского ига подвергается сомнению (И. Фроянов).
Причины
Действительно, первые предпосылки распада появились сразу после кончины Ярослава Мудрого. Княжеская семья разрослась и каждый из потомков великого князя, пользуясь поддержкой местных бояр, стремился к независимости. Таким образом, возникает целая система обособившихся княжеских владений
, которую в 1097 году закрепляет Любеческий съезд. На съезде в Любече князья приняли решение: “каждый держит вотчину свою”.
Следствием такого решения стало то, что князья стремились княжить и развивать только свою вотчину, становились независимыми и самостоятельными, обособленными от Киева. Но князья Владимир Мономах, а затем и его сын Мстислав Великий сумели приостановить процесс распада, что помогло избавиться от внешнего врага – половцев. Общий враг и способность князя в Киеве удерживать контроль над другими землями и князьями-сородичами – вот главные составляющие «единства» страны.
Когда «супротивник» был повержен, а наследник Киевского «стола» не обладал сильным характером, избежать распада оказалось невозможным. Нарушение единства территории Древней Руси было закономерным и необходимым. Несмотря на свою продуктивность, некую спасительность, оно было устаревшим к тому времени. Кроме того существовали и другие объективные и субъективные предпосылки к феодальной раздробленности:
Нарушение принципов наследования великокняжеского престола: род Рюриковичей разделился на несколько династий, каждый из которых претендовал на главенствующую роль, что и привело к междоусобицам после смерти Ярослава Мудрого. У каждого князя была своя вотчина, в пределах которой складывался свой аппарат власти, своя дружина, которая не уступала киевской и была способная держать в узде зависимых людей-холопов. Со временем вотчина рассматривалась не как дар Киевского князя, а как своё княжество, которое можно передавать по наследству;
Господство натурального хозяйства: такой вид хозяйства, когда производство ведётся преимущественно «для себя», а не для дальнейшей продажи, позволяет не зависеть от центра;
Рост городов, городского населения и развитие ремёсел: данная тенденция приводила к тому, что появлялись новые политические и центры, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой;
«Оседание» княжеской дружины на земле: данный процесс способствовал появлению крупных землевладельцев – бояр-вотчинников, от которых юридически и экономически зависело землевладельческое население. Возможные конфликты между верхами и низами решались на месте и не требовали вмешательства центра. Поэтому бояре не желали делиться доходами с Киевским князем и всячески способствовали удельным князьям в борьбе против центральной власти.