Файл: Отзыв по картине В. М. Васнецова Иван Царевич на Сером волке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата: 12.12.22 ФИО учителя: Ноздрина Лидия Ивановна
Школа: МКОУ «СОШ №1» корпус 1 г.Щучье ФИ студента: Смагина Ю.А. 401 НК
Класс: 4 «А» ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В.М. Васнецова
Планируемые результаты:
Предметные
-
знать особенности написания -
знать биографию В.М. Васнецова; -
отзыва по картине; -
уметь составлять план; -
уметь писать текст на заданную тему.
Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Оборудование: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 кл., ч.1. упр. 133, стр. 77, стр. 112 , презентация, раздаточный материал.
Челябинск 2022
Этап урока Методы и приёмы | Хроно метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный:учебный диалог. | 1 мин | - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. | Приветствуют учителя Настраиваются на урок | Р: нацеливание на успешную работу. Л: выражение положительного отношения к процессу познания |
II. Актуализация знаний и мотивация. Словесный: беседа МЕТОДЫ: Частично-поисковый: ответы на вопросы Частично-поисковый: формирование затруднения | 4 мин | - О какой сказке идёт речь? «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя. Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают: - Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…» -Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации) -Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы) -У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке. -Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов) | Слушают учителя - «Иван Царевич и Серый Волк» -Отвечают на вопросы учителя | Л: развитие познавательных интересов. К: умение слушать и говорить |
III. Постановка учебной задачи. | 3 мин | - Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока? - Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине Васнецова «Иван Царевич и серый волк». | - отзыв по картине «Иван Царевич и серый волк» Формулируют цели урока - познакомиться с картиной Васнецова «Иван Царевич и серый волк»; - составить план; - написать отзыв по картине; | Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности. П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р: целеполагание Р.-ориентирование в учебнике. |
IV. Открытие нового знания Словесный: работа с учебником, беседа Наглядный : презентация | 10 мин | - Ну и для начала давайте познакомимся с художником. Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в многодетной семье сельского священника. Виктор с детства любил слушать народные сказки и песни, предания. Они и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но из-за отсутствия денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно. Однако тяга к искусству привела 19-летнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.Учась в Академии, молодой художник много работал (как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов.). С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе. -А теперь откройте пожалуйста наш учебник на стр. 112. В.М. Васнецов. «Иван Царевич на Сером волке» Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк». Главные герои. Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги.- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание. Беседа по содержанию картины. - Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга. -Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… ») -Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.) -Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.) -Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.) -Что такое портрет? (Изображение человека.) Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.) Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тес¬но переплелись здесь природа и человек. Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира. А теперь давайте рассмотрим картину более подробно: -Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.) -Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.) -Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.) -Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.) -Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы. -Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.) -Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.) -Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.) -Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.) -Какова основная мысль картины? -Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. -Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины) -Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины. -Попробуйте использовать наречия в вашем изложении. | Слушают биографию художника - Работа с учебником -Работа с картиной. -Отвечают на вопросы учителя. -Постановка учебной задачи. | П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации. Р.- ориентирование в учебнике. П.- осмысленное чтение. Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей. П.- построение речевого высказывания. Л: развитие познавательных интересов. К: умение слушать и говорить П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
V. Первичное закрепление Словесный: работа с учебником, беседа Практический: выполнение упражнения по плану | 9 мин | Составление плана сочинения. - Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? - Определите тип текста? - Перечислите части сочинения. Таким образом мы можем составить краткий план сочинения-описания: 1. Художник-сказочник. 2. Волшебный лес. 3.. Главные герои картины. 4. Мое впечатление о картине -Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания. -Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька) -Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный) -Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная) -Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.) - Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки. | Анализируют картину Отвечают на вопросы - Необходимо составить план сочинения - описание - Вступление, основная часть, заключение - О художнике и его картине - Художник В.М. Васнецов и его картина | П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. |
Динамическая пауза | 1 мин | - Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем. - Повторяйте движения за мной. | Повторяют упражнения за учителем | П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа МЕТОДЫ: Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания Частично-поисковый: формирование затруднения | 14 мин | - Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком. - Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? - Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение. - После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку. Памятка Проверь написанное. Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение. Обрати внимание на «опасные места». В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем. - Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану, Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения. Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.
- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва. | Отвечают на вопросы - Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать | П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации. |
VII. Включение в систему знаний повторение | 2 мин | - Что же отличает отзыв от других работ по предложению? - назовите автора картины, которую мы описывали? - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? - Какие знания и умения вам были необходимы для работы? - Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины? - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание Страница 78, упражнение 133. | Отвечают на вопросы - Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя - Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова Ответы детей Записывают домашнее задание | П.- построение речевого высказывания. П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 1 мин | Ребята, у вас на столах лежат смайлики, но у них есть только глаза. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких смайликов у нас сегодня не будет) Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали. | Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку) | Р: осуществление итогового контроля; оценка. |