Файл: Отзыв по картине В. М. Васнецова Иван Царевич на Сером волке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: 12.12.22 ФИО учителя: Ноздрина Лидия Ивановна

Школа: МКОУ «СОШ №1» корпус 1 г.Щучье ФИ студента: Смагина Ю.А. 401 НК

Класс: 4 «А» ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В.М. Васнецова
Планируемые результаты:

Предметные

  1. знать особенности написания

  2. знать биографию В.М. Васнецова;

  3. отзыва по картине;

  4. уметь составлять план;

  5. уметь писать текст на заданную тему.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Оборудование: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 кл., ч.1. упр. 133, стр. 77, стр. 112 , презентация, раздаточный материал.

Челябинск 2022


Этап урока Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный:учебный диалог.

1 мин

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания

II. Актуализация знаний и мотивация.
Словесный: беседа

МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы


Частично-поисковый: формирование затруднения


4 мин

- О какой сказке идёт речь?
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»
-Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)

-Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)

-У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.

-Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)


Слушают учителя

- «Иван Царевич и Серый Волк»

-Отвечают на вопросы учителя



Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить


III. Постановка учебной задачи.


3 мин

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине Васнецова «Иван Царевич и серый волк».


- отзыв по картине «Иван Царевич и серый волк»

Формулируют цели урока

- познакомиться с картиной Васнецова «Иван Царевич и серый волк»;

- составить план;

- написать отзыв по картине;

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

IV. Открытие нового знания
Словесный: работа с учебником, беседа

Наглядный : презентация

10 мин

- Ну и для начала давайте познакомимся с художником. Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в многодетной семье сельского священника. Виктор с детства любил слушать народные сказки и песни, предания. Они и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но из-за отсутствия денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно.  Однако тяга к искусству привела 19-летнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.Учась в Академии, молодой художник много работал (как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов.). С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.

-А теперь откройте пожалуйста наш учебник на стр. 112. В.М. Васнецов. «Иван Царевич на Сером волке»

Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк». Главные герои. Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги.- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

-Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)

-Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

-Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

-Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

-Что такое портрет? (Изображение человека.)

Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)

Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тес¬но переплелись здесь природа и человек.

Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.

А теперь давайте рассмотрим картину более подробно:

-Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)

-Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)

-Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)

-Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)

-Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.

-Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)

-Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)

-Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

-Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

-Какова основная мысль картины?

-Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)

-Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.

-Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.


Слушают биографию художника


- Работа с учебником

-Работа с картиной.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Постановка учебной задачи.


П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.


Р.- ориентирование в учебнике.


П.- осмысленное чтение.

Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.

П.- построение речевого высказывания.

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить


П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений


V. Первичное закрепление
Словесный: работа с учебником, беседа


Практический: выполнение упражнения по плану

9 мин

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

- Определите тип текста?

- Перечислите части сочинения.

Таким образом мы можем составить краткий план сочинения-описания:

1. Художник-сказочник.

2. Волшебный лес.

3.. Главные герои картины.

4. Мое впечатление о картине

-Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.

-Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)

-Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)

-Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)

-Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

Анализируют картину

Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание
- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник В.М. Васнецов и его картина


П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.


Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

- Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: беседа

МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания


Частично-поисковый: формирование затруднения


14 мин

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

Проверь написанное.

Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

Обрати внимание на «опасные места».

В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,

Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.

  1. Художник сказочник- Написал, к сказке, изображен побег.

  2. Волшебный лес- Дремучий, глухой, древний, небо, черное болото, цветущая яблонька

  3. Главные герои картины- Задумчивый, тревожный, уставшая, печальная, быстро, стремительно.

- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.


П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.

VII. Включение в систему знаний повторение

2 мин

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание

Страница 78, упражнение 133.

Отвечают на вопросы
- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова


Ответы детей


Записывают домашнее задание

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: беседа



1 мин


Ребята, у вас на столах лежат смайлики, но у них есть только глаза. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких смайликов у нас сегодня не будет)
Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали.



Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку)


Р: осуществление итогового контроля;

оценка.