Файл: Педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...»

Общение - заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.


Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.


Заключение
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными. В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности.

Таким образом, чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Список литературы
1.Столяренко Л.Д, Основы психологии [Текст] / Л.Д.Столяренко. - М.: Учебное пособие, 2003.- 87 с.

2.Канн-Калик В.А, Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Канн-Калик. - М.: «Педагогика», 1987. – 54 с.

3.Бадмаев Б.Ц, Психология в работе учителя [Текст] / Б.Ц.Бадмаев.- М.: Педагогика, 2000. – 136 с.

4. Немов Р.С, Психология образования [Текст] / Р.С.Немов. - М.: Психология, 2009. – 98 с.

5.Бодалев А.А, Психология общения [Текст] / А.А.Бодалев // Институт практической психологии. - 2006. - №4.- с.225.

Задание 5.

Включите в словарик по  дисциплине  определения понятий «общение», «педагогическое общение», «структура общения», «коммуникативность», «коммуникация», «диалог», «стиль  общения», «трудный подросток» и др.

Задание 6.

На основе  анализа  материалов темы, источников из сети Интернет, учебно-методических пособий подберите ситуации, иллюстрирующие реализацию  разнообразных стилей общения педагога дополнительного образования при реализации программ социально-педагогической направленности. Подобные примеры подберите с учетом возраста воспитанников (дошкольный, младший школьный, старший школьный возраст)


Задание 7.

Составьте памятки для педагога дополнительного  образования, реализующего программы в области  социально-педагогической деятельности, по реализации  демократического  стиля общения в работе с трудными  подростками, имеющими признаки  девиантного  поведения, детьми  с ограниченными  возможностями, иными категориями. При необходимости  проиллюстрируйте выполнение задания конкретными  ситуациями.



  • Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.


  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.


  • Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.


  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.


  • .Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.


  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.


  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.


  • Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.


  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.


  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.


Задание 8.

Укажите не менее 7 источников, раскрывающих сущность общения как основы социально–педагогической деятельности. Укажите ФИО, автора, название источника, выходные данные.




  • Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М., 1996г.


  • Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -


  • Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979г.


  • Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении – М., 1987г.


  • Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие – Ростов-на-Дону, 1997г.


  • Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979г.


  • Макаренко А. С. Сочинения,


Задание 9.

Сформулируйте 10 принципов общения педагога, реализующего программы социально – педагогической направленности в дополнительном образовании. Кратко охарактеризуйте их.

Принцип 1.  Уметь настроиться  на позитивное общение

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным  фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Самое главное – понять, что ваш настрой на позитивное общение не изменяется сам собой и его никто не может изменить. Примите как данность: настрой (установка) зависит только от нас самих, значит, сформировать или изменить ее можем только мы сами.

Необходимо создать атмосферу доверия к воспитательным возможностям родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения.