Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы социального страхования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
По направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Основы социального страхования»
Тема «Система социального страхования во Франции»
Выполнил:
Студент 1 группы, 5 курса,
заочного отделения
Остапенко Маргарита Сергеевна
Проверил:
к.э.н., доцент,
Голиков Вячеслав Владимирович
Волгоград, 2022
Содержание
Введение 3
1. Структура системы социальной защиты во Франции. 4
2. Страхование по безработице. 6
3. Пенсионное страхование. 9
4. Медицинское страхование. 11
Заключение 13
Список литературы: 14
Введение
Система социальной защиты во Франции сформировалась в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и профсоюзов и является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка, которая доминирует на Европейском континенте. Первоначально ее предполагалось строить на принципах единообразия, универсальности и всеобщности, по модели, предложенной английским экономистом У. Бевериджем. Однако часть схем социального страхования, действовавших до 1945 г., с особыми условиями страхования была сохранена из-за отказа их участников присоединиться к общей системе. В итоге с начала своего возникновения французская система социальной защиты имела характер компромисса между концепцией Бевериджа и немецким методом социального обеспечения.
Описать французскую систему социальной защиты кратко достаточно непросто. Ее можно определить, как «сложную, но комплексную». Постепенно она смогла обеспечить все население страны на случай практически всех рисков, возможных в жизни.
Она формировалась в течение сотни лет под влиянием различных социальных, экономических и политических факторов. Развитие системы социальной защиты в соседних странах, в частности, в Германии и Великобритании, также сыграло важную роль. Сегодня французская система социального обеспечения представляет собой разветвленную сеть социальных программ, защищающих, в принципе, все французское население, и предоставляет ему целую гамму различных пособий.
Цель данной работы – изучить систему социального страхования во Франции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру системы социальной защиты Франции;
- изучить основные принципы системы пенсионного, медицинского страхования Франции, страхование по безработице;
1. Структура системы социальной защиты во Франции.
Французская система социального обеспечения основана на очень сложной организационной структуре. Доля расходов на социальные программы выше среднего показателя по ЕС.
Он характеризуется следующими особенностями:
- наличие широкой системы профессионального и ведомственного социального страхования;
- наличие развитой системы семейных пособий;
- важна роль системы дополнительного социального обеспечения, в частности в сфере пенсионного и медицинского страхования;
- большая разница во французской системе социального обеспечения заключается в том, что она финансируется в основном за счет взносов социального страхования;
- наличие различных страховых фондов, осуществляющих отдельные социальные программы, дополняющие обязательные социальные услуги в рамках общей системы обязательного социального страхования;
Кроме основных, во Франции существует система обязательного дополнительного социального страхования, которая действует на основе государственных соглашений между специалистами.
В основе модели Бисмарка лежит принцип сбора страховых взносов, размер которых определяется в соответствии со страховыми тарифами. Однако обязанность по компенсации производственных несчастных случаев не является сферой ответственности государства, а возлагается на особые структуры – бесприбыльные корпорации публичного права, находящиеся под контролем государственных органов. Таким образом, эта модель сочетает принципы и государственной и частной форм социальной защиты. Основная идея этой системы заключается в том, что ответственный за компенсирование в результате наступления несчастного случая должен иметь возможность принимать меры по его предотвращению. Это значит, что предприниматель должен быть заинтересован в том, чтобы снизить профессиональные риски, в профилактике несчастных случаев. В системе страхования Франции, реализуемой на основе модели Бисмарка, сочетается социально-страховой тариф и социальный налог. То есть немалое значение в ней имеют и принципы, разработанные Бевериджем.[3]
Организационная структура французской модели социального страхования выглядит следующим образом:
Национальная касса медицинского страхования;
Национальная касса пенсионного страхования;
Национальная касса семейных пособий;
Центральное агентство обеспечения социальной защиты.
Эти организации объединены в единый национальный союз касс социального обеспечения. Принципы представительства в национальном союзе единообразны для системы социального страхования в целом: 40% составляют работники (как правило, это деятели профсоюзов), 40% — работодатели, 20% — принадлежат государству, их занимают специалисты Минтруда и Минфина, обладающие блокирующими голосами. Во Франции существует специфическая организация – национальная касса семейных пособий. Это орган проведения демографической политики государства. В настоящее время семейные пособия поглощают порядка 2,6% ВВП Франции и имеют 128 разновидностей. В таких странах, как Швеция, Дания и Финляндия, эта система еще более развита – там на нее расходуется 4% ВВП. Бюджет национальной кассы семейных пособий во Франции сегодня превышает оборонный бюджет страны. Однако стоит отметить, что в данный момент французская система социальной защиты населения пребывает в упадке. В послевоенные годы страна переживала экономический подъем, и государство позволило себе развитие щедрой системы социального обеспечения, поддерживать которую становится все труднее. [4]
2. Страхование по безработице.
Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce — UNEDIC) и Союз содействия занятости в промышленности и торговле (Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce — ASSEDIC). Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация — Национальное агентство занятости (Agence Nationale pour l`Emploi — ANPE), в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации. С 1 января 2009 года ANPE и ASSEDIC реорганизовались в одну единую структуру — POLE-EMPLOI. В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.
Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:
- безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию;
- для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости;
- обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы;
- предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.
Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, ищущего работу (demandeur d’emploi), нужно явиться лично в отдел социальной помощи безработным (ASSEDIC) по месту жительства, а затем заполнить, подписать и сдать бланк ходатайства о регистрации и выдаче пособия по безработице. Пособие по безработице назначается только зарегистрированному безработному при условии, что за период в 18 месяцев, предшествовавших потере работы, он выплачивал соответствующие взносы в течение как минимум четырех месяцев. В отдельных случаях периоды профессионального обучения зачитываются как периоды работы. При регистрации выдается приглашение на собеседование с консультантом Национального агентства по трудоустройству (ANPE) в течение ближайшего месяца. Такое собеседование является последним этапом и обязательным условием регистрации в качестве безработного. Во время собеседования консультант ANPE помогает разработать индивидуальный план действий. Потеря работы должна быть вызвана не увольнением по собственному желанию, а увольнением по инициативе администрации или истечением срока действия трудового контракта. Впрочем, ASSEDIC рассматривает некоторые виды увольнения по собственному желанию как правомерные в данном случае и назначает пособие по безработице. Так происходит, например, в случае, когда наемный работник увольняется по собственному желанию в связи с тем, что он следует за своим супругом, меняющим место жительства. Отметим, что расторжение контракта, не вызванное экономическими причинами, рассматривается как увольнение по собственному желанию. Если в течение первых четырех месяцев после расторжения контракта лицо не получает никаких возмещений, оно может подать ходатайство в ASSEDIC, который может назначить пособие по безработице по решению паритетной комиссии. Безработный обязан активно и непрерывно искать новую работу. Регистрация в ANPE может быть аннулирована, если безработный не среагировал на повестку о явке в агентство. В этом случае выплата пособия по безработице прекращается. Регистрация действительна в течение одного месяца. Ходатайство о продлении регистрации подается по телефону, электронной сети Minitel, интернету или через почтовые ящики на здании ASSEDIC с открытым доступом с улицы. При этом безработный должен уточнить свою ситуацию (работа, болезнь, профобучение) и сообщить, продолжает ли он поиски работы. В случае изменения гражданства безработный должен сообщить об этом в ASSEDIC. Безработный должен извещать о любом своем отсутствии дома в течение более одной недели (за год отсутствие не должно превышать 35 календарных дней). [1]
3. Пенсионное страхование.
Французская пенсионная система основывается на трех составляющих: обязательные взносы, накопительная часть и дополнительные планы. При этом размер выплаты по старости или инвалидности в большинстве случаев позволяет человеку поддерживать хотя бы минимальный уровень жизни. Это возможно потому, что даже очень маленькая пенсия во Франции будет увеличена за счет государственных доплат и пособий.
Сегодня пенсионное обеспечение во Франции для граждан и постоянных жителей страны основано на двух принципах:
Солидарное распределение – взносы, которые уплачивают работающие лица, сразу идут на выплату текущих пенсий (базовый и дополнительный планы).
Накопление индивидуальных пенсионных баллов – личная часть каждого застрахованного лица. Постепенно формируется в течение жизни и выплачивается после получения права на пенсию. Наиболее распространенными являются два накопительных плана: индивидуальный – PERP и коллективный – PERCO.
В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем:
- базовые режимы для наемных работников;
- дополнительные режимы;
- специальные режимы для отдельных категорий занятых;
- базовые режимы для ненаемных работников;
- дополнительные (факультативные) режимы.
Участие граждан в базовом и дополнительном пенсионном страховании является обязательным. Обязательное пенсионное обеспечение функционирует по нескольким подсистемам (кассам): автономная национальная касса по выплате пенсий ремесленникам, национальная касса свободных профессий, национальная касса французских адвокатов, дополнительная касса, факультативная касса. Пенсионер может получать несколько различных пенсий, попадающих под различные подсистемы в зависимости от его профессии. [2]
Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7,6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение базового режима включают специальные социальные взносы, установленные для некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда страхования по старости. Часть средств составляют проценты от размещения свободных финансовых ресурсов, которое осуществляется Центральным агентством учреждений социального страхования.