Файл: Содержание Введение Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года. При этом исчисление срока давности осуществляется по-разному: со дня совершения налогового правонарушения — в отношении всех правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)); со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода — в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 НК РФ.

Следует отметить, что при применении вышеуказанного срока давности суды исходят из того, что моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении лица к налоговой ответственности в установленные НК РФ порядке и сроки.

Налоговый кодекс РФ предусматривает наложение на нарушителя налогового законодательства налоговых санкций. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговую санкцию следует квалифицировать мерой ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 114 НК РФ).

Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством; в соответствии со ст. 114 НК РФ она установлена в форме штрафа.

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания: никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ). Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня — это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным размером, а при наличии отягчающего обстоятельства в виде совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%. При этом, если одно лицо совершило два и более налоговых правонарушения, санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.


Сумма штрафа перечисляется со счетов плательщика только после перечисления в полном объеме суммы задолженности по налогу и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством.

Налоговые органы могут взыскать налоговую санкцию не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Таким образом, именно с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результатам исчисляется срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция.

Указанный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. В п. 2 ст. 115 НК РФ закреплена норма, согласно которой в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Налоговое законодательство предусматривает исчерпывающий перечень налоговых правонарушений. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящена гл. 16 НК РФ. Ответственность банков рассматривается отдельно — в гл. 18 НК РФ.

Рассмотрим подробнее предусмотренные НК РФ виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение.

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если плательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме 5000 руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 тыс. руб.

Обязанность подать заявление о постановке на учет возникает лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения подразделения подается в течение месяца после создания подразделения. Нарушение срока подачи такого заявления повлечет для плательщика ответственность.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). Ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на налоговый учет влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 3 месяцев, то штраф составит 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.


3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). В соответствии со ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Плательщик обязан в течение 10 дней информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (ст. 23 НК РФ). Если этот срок нарушен, то наступает ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. за каждый факт несообщения сведений.

4. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Декларация может быть представлена плательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Декларации могут быть представлены:

- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления с описью вложения);

- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).

Если плательщик не подаст декларацию в срок, то на него будет наложен штраф. Данный вид ответственности неприменим по отношению к налоговым агентам, так как в статье указан только один субъект — налогоплательщик.

Плательщик может представлять отчетность посредством почтовых отправлений. Одной из наиболее частых ошибок плательщиков является направление деклараций письмом без описи вложения, даже заказным письмом. Если налоговый орган не получит письмо, то на налогоплательщика будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления является именно необходимая форма отчетности.

Декларация представляется каждым плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим плательщиком, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Непредставление декларации по налогу на прибыль влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).


Если декларация не представлена в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока ее представления, то это повлечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Данный вид ответственности неприменим по отношению к налоговым агентам, так как в статье указан только один субъект — налогоплательщик.

5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений плательщика.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Важно, что указанная статья прямо устанавливает ответственность только организаций. Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на плательщика будет наложен штраф в размере 5000 руб.

Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Если плательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

Несложно заметить, что нарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, очень похожи. Нередко налоговые инспекции пытаются привлечь плательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Такие действия неправомерны.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18 января 2001 г. № 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение.


7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Обязанности налогового агента установлены в следующих случаях:

- при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным гражданам;

- при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации;

- с сумм арендной платы, когда арендуют государственное или муниципальное имущество;

- со стоимости конфискованного, бесхозяйного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа;

- при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в Российской Федерации, и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.

8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ).

Арест имущества — способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности плательщика-организации в отношении его имущества.

Арест производится в случае неисполнения плательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. При полном аресте имущества производится такое ограничение прав плательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест предполагает такое ограничение прав плательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Арест может быть наложен на все имущество плательщика-организации. Но при этом действует правило, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.