Файл: Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинарско-практическое занятие No 3.

ЗАДАНИЕ 2

Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания.
Психика животных неодинакова -она разная на разных стадиях ее развития. Выделяется три стадии:

Сенсорная(инстинкты – преобладание видового поведения), перцептивная (навыки – преобладание индивидуально-изменчивого поведения), стадия интеллекта (интеллект – интеллектуальное/двухфазное поведение – фаза подготовки и реализации действия)
При сравнении человека и животного нужно помнить, что животное не хуже – а качественно другое. (Антропоцентризм – сравнивая человека с животными мы берем за образец себя).
Сравнение психики животных и психики человека
1. Мышление

Высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее.

Человеку свойственно абстрактное мышление. Он может абстрагироваться от данной конкретной ситуации.

2. Способность создавать и сохранять орудия труда

Животное создает орудие в конкретной ситуации. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.
3. Передача общественного опыта

Только человек присваивает общественный опыт (вопрос дискуссионный). Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт.
4. Условия развития

Важнейшие отличие психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития (В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей).

Главное отличие: психика человека имеет социальную природу.

ЗАДАНИЕ 3

Отличие психики человека от психики животных.





Психика животных


Психика человека


Наличие первой сигнальной системы (реакция нервной системы на непосредственное воздействие предметов внешнего мира)


Наличие первой и второй сигнальных систем (реакция на непосредственный раздражитель + реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)


Конкретное, наглядно-
образное мышление


Абстрактное мышление


Не обладают языком, речью


Обладают языком, речью


Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде


Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека





Семинарско-практическое занятие No 4.

ЗАДАНИЕ 2

Деятельность и внимание. Теории внимания.

Внимание – это интеллектуальные и сенсорные процессы психики, которые способствуют концентрации на изучении какого-либо явления или объекта.

По поводу внимания у психологов нет единого мнения – одни считают, что независимого процесса внимания не существует, и оно является стороной другого психологического процесса. Другие, наоборот, говорят, что внимание – это есть независимое психическое состояние человека со своими особенностями. В научной психологии проблема внимания является одной из самых важных и сложных, потому что от её решения зависит развитие всего психологического знания. Все ученые, выдвигающие когнитивные теории внимания, рассматривали эту функцию мозга с учетом различных факторов. Однако все сходятся во мнении, что без умения управлять своим вниманием невозможно познать окружающий мир, самого себя, а также добиваться успеха. Существует несколько теорий внимания, и каждый психолог рассматривает данную тему со своей точки зрения.

Л.С. Выготский рассматривал внимание в двух формах-природное внимание и внимание, как продукт культурного развития. Под природным вниманием он рассматривал, как то, что дано от рождения-врожденная способность реагировать на раздражители избирательно. О внимании, как о продукте культурного развития он говорил, что люди, окружающие ребенка, с помощью стимулов и средств направляют его внимание, подчиняют своей власти и дают ему те средства, с помощью которых ребенок овладевает своим вниманием-возникает произвольное внимание. То есть ребенок направляет свое внимание и поведение с помощью взрослых. С возрастом внимание улучшается, но опосредствованное внимание развивается быстрее, чем общее развитие. Итак, непроизвольное внимание у ребенка вызывают яркие окружающие предметы и речь взрослого человека.

Самую известную теорию внимания в психологии создал французский исследователь Теодюль Рибо. Он считает, что существует прямая связь между вниманием и эмоциями. Чем эмоциональнее человек реагирует на ситуации в жизни, тем сильнее он заостряет на этом свое внимание. Он считает, что когда человек концентрирует на чем-то свое внимание, это вызывает физиологическую реакцию в организме. Для того, чтобы сконцентрировать внимание, нужно приложить определенные усилия. При физической работе напрягаются мышцы, а при умственной работе усиливается кровообращение в мозге. Поэтому если возникает истощение или усталость, или неправильно протекают внутренние процессы, человек отвлекается. Усилие, которое прилагает человек, сосредоточивая и удерживая на чем-то внимание, всегда имеет под собой физическую основу. В умении управлять движениями и заключается секрет произвольного внимания.


Физиолог Ухтомский известен тем, что является создателем концепции доминанты. Он считал, что в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который Ухтомский назвал доминантой. Она определяет поведение человека, и то, на чем он концентрирует свое внимание. Например, если идущий по улице человек голоден, то он в первую очередь будет обращать внимание на кафе, а не на магазины и салоны красоты.

Теория установки Д.Н. Узнадзе. Он связывает внимание с понятием установки. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем, если дать ему два одинаковых и по объему и по весу предмета, то он будет оценивать их как его мозг установил изначально, то есть один предмет ему будет казаться тяжелее другого.

Установка, по его мнению, напрямую связана с вниманием. Этим объясняется и то, что в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли и образы.

ЗАДАНИЕ 3
Раскройте суть понятия «деятельность» в двух направлениях: а) деятельность как предмет исследования; б) деятельность как объяснительный принцип.



Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип.
Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – это молярная (далее не разложимая),
неаддитивная (не сводимая к свойствам частей) единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное его жизненное отношение, т.е. целостная система, обладающая многоуровневой организацией.
Деятельность как предмет исследования.

Структура деятельности:
1. Уровень особенных деятельностей (деятельность – мотив) Деятельность – это единица жизни, которая побуждается и направляется
отдельным мотивом. Д представляет из себя последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.
Мотив – предмет потребности (деятельность без предмета потребности не
существует). Потребность – субъективно переживаемое состояние нужды. Мотивы организуются в иерархию, могут быть не осознанными. Один из механизмов возникновения новых мотивов – «сдвиг мотива на цель» (превращение цели в мотив).
2. Уровень действий (действие – цель) Действие – основная единица анализа Д. Действие – процесс, направленный на реализацию (достижение) цели. Действие является одновременно актом сознания (в виде постановки и удержания цели) и актом поведения (внешняя активность). В этом и состоит «принцип единства сознания и поведения». Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда сознательна. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

3. Уровень операций (операция – задача)
Действия осуществляются посредством операций.
Операция – техническая сторона выполнения действия (его конкретный способ), направленный на реализацию задачи. В отличие от действий операции не осознаются, а если осознаются, то становятся действиями. Границы между действиями и операциями подвижны, одно может переходить в другое (автоматизация/осознание). Задача – цель, данная в определенных условиях (внешние обстоятельства и внутренние средства субъекта).
4. Уровень психофизиологических функций.
Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение (способности организма: к ощущению, моторная способность и др.) протекания психических процессов. Отличаются от операций тем, что находятся на органическом уровне (являются необходимыми предпосылками и средствами).
Типы, виды, формы деятельности:
1. Типы Д – это типы отношений субъекта к объекту:
а) практическая (преобразование мира в соответствии с целями)
б) познавательная (понимание объективных законов существования мира)
в) эстетическая (оперирование образами, представлениями о предметах)

2. Внутри каждого типа Д выделяются виды Д – в зависимости от мотивов
(игровая, учебная, трудовая Д и мн. др.).

3. Выделяются две формы Д:

а) внешняя (чувственно-предметная, материальная деятельность)
б) внутренняя (скрытая от прямого наблюдения Д субъекта с образами
объектов).

Внутренняя деятельность:
- имеет принципиально то же строение, что и у внешней деятельности, но
отличается формой протекания. Внутренняя деятельность также побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами. А вместо реального продукта получается мысленный результат.
- произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос
соответствующих действий в умственный план). Для успешного действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. В умственном плане отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе. Весь процесс протекания проходит намного быстрее.
Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность избежать грубых
, роковых ошибок.

Свойства Д. (по Леонтьеву):
- осознанность;
- целенаправленность;
- предметность;
- социальный характер
Деятельность как объяснительный принцип психики
Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется:

1) при изучении различных областей психической реальности – психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;

2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология).

Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:
1) к изменению принципов анализа психики в общей психологии:


а) принцип единства сознания и деятельности;

б) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;

в) принцип интериоризации-экетериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;
2) к разработке положений:

а) о планомерном формировании умственных действий;

б) о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики;

в) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей;