Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мимика (от греч. mimikos — «подражательный») — это значимые движения мышц лица, такие, например, как улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство.

Так же как и язык, системы жестикуляции и мимики сложились в обществе постепенно и в достаточной степени стихийно. Но есть и такие знаковые системы, которые были специально разработаны людьми для более удобной передачи информации, связанной с определенными видами их деятельности. Подобные знаковые системы принято называть искусственными.

К числу искусственных знаковых систем относятся сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих (погоны, нашивки, кокарды и др.), а также системы символической записи, используемые в музыке (нотное письмо), математике (цифры; знаки +, —, х, =, обозначения корня, логарифма, интеграла и т. п.), формальной логике, физике, химии и целом ряде других наук.

Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры сообщений, которые могут или, наоборот, не могут быть переданы с помощью данной системы.

Сопоставление человеческого языка с другими известными нам знаковыми средствами общения позволяет увидеть важное свойство, отличающее человеческий язык от всех прочих знаковых систем.

Мимика или жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоциональные или смысловые оттенки. Искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они были созданы. Язык же способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания. Это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью.


ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ Е И И

Повторите правила написания корней с чередующимися гласными е и и и самостоятельно заполните те свободные места в таблице, которые обведены жирными линиями.

В корнях

Если дальше нет суффикса -а-

Если дальше следует суффикс -а-

Исключения

(если есть)

пишется

Например

пишется

Например

чит_

е

вычесть

и

вычитать

сочетание сочетать

бер- — бир-
















дер- — дир-
















мер- мир-
















пер- — пир-
















тер- тир-
















блест- — блист-
















жег- — жиг-
















стел- — стил-


















Перепишите, вставляя пропущенные буквы

1. В классах была образцовая чистота и порядок; доска была только что выт..рта мокрой губкой и блестела (Г. Успенский). 2. Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам (Пушкин). 3. Ни малейшего ветерка. Как будто бы все ум..рло (Гаршин). 4. «Хорошо бы было, — подумала между тем про себя Коробочка, — если бы он заб..рал у меня в казну муку и скотину» (Гоголь). 5. Алексей знал, что если отец заб..рет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь (Пушкин). 6. Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку, и при этом незаметно ст..рает слезинку (Гаршин). 7. Вдруг гениальная мысль бл..снула и мгновенно созрела в голове Марьи Александровны (Достоевский). 8. При одном виде начальника он трепетал и зам..рал; как пойманная птичка (Тургенев). 9. Дым, в котором едва можно различить движущуюся прислугу около орудий, заст..лает глаза (Л. Толстой). 10. Владимир зач..тался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время (Пушкин). 11. Чайный прибор бл..стал хрусталем, серебром и фарфором (Достоевский). 12. Ослепительные узоры солнечных лучей заж..гают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото (Гоголь). 13. По всему аулу ст..лился едкий запах дыма (Л. Толстой). 14. Под лестницею Германн нашел дверь, которую отп.-р тем же ключом (Пушкин). 15. Клим впервые видел, как яростно д..рутся мальчишки, наблюдал их искаженные злобой лица, оголенное стремление ударить друг друга как можно больнее, слышал их визги, крик (М. Горький). 16. В самый полдень поднялась прежестокая буря, такая, что дубы с корневищем из земли выд..рала (Мельников-Печерский). 17. Всякий может ошибаться и падать, но, за выч..том этих ошибок, остается то доброе и вечное, к чему хорошие люди всегда стремились душой и будут стремиться (Мамин-Сибиряк).

1.3. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Прочитайте следующий отрывок из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» и ответьте на вопросы.
В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет семьвосемь, другой — года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, опиралась на руки и колени, а бегала опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла.

Девочка хорошо видела в темноте и боялась сильного света, огня и воды, не давала себя мыть. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стенке. Одежду с себя срывала и даже в холод сбрасывала одеяло.

Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять; через шесть лет — ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь лет — сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка.

1. Чем можно объяснить, что, прожив семь лет с людьми. Камала выучила только сорок пять слов?

2. Почему в семнадцатилетнем возрасте, когда девушка уже около десяти лет прожила среди людей, ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка?

3. Каким был бы интеллект семнадцатилетней Камалы, если бы она провела свое детство не среди волков, а в обществе людей, которые бы, однако, не общались ни с ней, ни в ее присутствии между собой?

4. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения?

Способность говорить — не врожденная способность человека. Всем известно, что дети учатся говорить у окружающих их взрослых. При этом есть возраст, в котором мозг ребенка особенно восприимчив к овладению языком. Это возраст от двух и до пяти лет. Именно так — «От двух до пяти» — назвал свою книгу об особенностях детской речи известный русский писатель Корней Иванович Чуковский. Индийская девочка Камала не общалась в этом возрасте с людьми и потому позднее научиться говорить так, как говорят взрослые люди, она не смогла.


К тому времени, когда люди нашли ее, жизненный опыт Камалы ограничивался лишь тем, что она узнала, живя среди волков. Однако и оказавшись в человеческом обществе, но не владея в достаточной степени языком, она могла приобретать лишь знания о том, что ее непосредственно окружало. Очень многое, а именно все то, что каждый из людей узнает от других с помощью языка, было для Камалы недоступно, и потому ее умственное развитие соответствовало всего лишь уровню развития четырехлетнего ребенка.

Примерно таким же оказался бы результат, если бы Камала с детских лет жила среди людей, но при этом не воспринимала бы ни их речи, ни иных используемых людьми средств общения. Такое могло бы случиться, если бы, например, девочка была от рождения слепоглухонемой, т.е. могла бы получать информацию об окружающем мире только с помощью осязания. (В настоящее время существуют и уже давно используются методики, с помощью которых слепоглухонемых от рождения детей обучают в специальных интернатах звуковой речи, а также чтению и письму с помощью рельефно-точечной азбуки Брайля. Интеллектуальный уровень воспитанников таких интернатов не отличается от интеллектуального уровня здоровых людей. Однако в данном случае мы пытаемся представить себе, что было бы, если бы подобных специальных методик обучения не существовало.)

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: язык — это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.


ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ А И О

Повторите правила написания корней с чередующимися гласными о и а и самостоятельно заполните те свободные места в таблицах, которые обведены жирными линиями.

В корнях

под ударением

Без ударения

Исключения

пи-

шется

Например

пи-

шется

Например




зор- — зар-




зори




заря

зоревать зорянка




зарево

гор- — гар-













выгарки

клон- — тан-






















твор- — твар-

а










утварь

























В корнях

Перед

Пишется

Например

Исключения

(если есть)

раст- — ращ— рос-

ст




растить

росток, ростовщик,

Ростислав, Ростов

щ




выращенный




С




выросший

отрасль

лож- — лаг-

ж







полог













скак- — скоч-

к



















скачок, скачу
















В корнях

В значении

Пишется

Например

мак- — мок-

«погружение в жидкость»

а

макать сухарь в чай

«пропускание

ЖИДКОСТИ»

о

вымокнуть под дождем

равн- — ровн-




а

























В корне

Пишется а, например

Исключения

плав-




пловец, пловчиха, плывуны



Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мы не переставали следить, как маленькие птички р..ели, перились и, наконец, покидали свое гнездо (Аксаков). 2. Здесь прилагаю описок источников, послуживших мне к составлению истории Горюхина (Пушкин). 3. Вот у одной удочки пошевелился попл..вок раз, потом другой, тихо начал тонуть и наконец скрылся под водой (Арсенъев). 4. Из-за рощи показался всадник, — он ск..кал, пригнувшись к шее коня (A.M. Толстой). 5. Между кокосами, которые я привез из Били-Били, было много уже пустивших р..стки (Миклухо-Маклай). 6. Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом (Л. Толстой). 7. Он, слегка поклонившись, принял от экономки стакан чаю (Паустовский). 8. Белыми, сморщенными от старости и мыла, выхоленными пальцами он аккуратно ср..внял края листов (Л. Толстой). 9. В описываемую пору он торговал деньгами, или, говоря попросту, занимался р.хтовщичеством (СалтыковЩедрин). 10. На другой день, ни свет, ни з..ря, Лиза уже проснулась (Пушкин). 11. Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории — приложение ее к практике (Л. Толстой). 12. Волнение, с которым мы ожидали гостя, можно сравнить только с тем нетерпением, с каким спириты с минуты на минуту ожидают появления духа (Чехов). 13. На окне у Базуковых задумчиво свистела з..рянка — любимая птица Матвея: ему нравились ее скромное очарование, красная грудка и тонкие ножки (М. Горький). 14. Я пожал Грохольскому руку и вск..чил в вагон (Чехов). 15. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю (Пушкин). 16. Люблю тебя, Петра тв..ренье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит (Пушкин). 17. Первые звезды заг..рались над заливом (Паустовский). 18. Мы надели непромокаемые пальто, взяли зонтики (Гончаров). 19. Он всем корпусом немного подался вперед, как пл..вец, который вотвот бросится в воду (Мамин-Сибиряк). 20. Ванька сл..жил вчетверо исписанный лист и вл..жил его в конверт (Чехов). 21. Напрасно поздняя з..рница Мерцает в темноте ночной (Пушкин). 22. Старательно м..кая и отряхивая перо, она написала свое имя (Л. Толстой). 23. Выращивая р..стение в темноте, при постоянной влажности, но изменяя температуру, мы узнаем, что при более высокой температуре оно будет р..сти быстрее, при низкой — слабее (