Файл: Секция история. Краеведение удк 9394 таджетдин ялсыгул аль башкорди влиятельный мусульманский деятель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЕКЦИЯ «ИСТОРИЯ.КРАЕВЕДЕНИЕ»
УДК 93/94
ТАДЖЕТДИН ЯЛСЫГУЛ АЛЬ -БАШКОРДИ
ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ
Подшибякин С.,
Обучающийся 1 курса
Научный ру.: преподаватель истории
Уметбаева Г.Р.
ГБПОУ Сибайский колледж строительства и сервиса
В нашем мире, где все меняется со скоростью света, присутствует сфера «Духовность». Читая различные издания, рассматривая статьи, включая интернет ресурсы, для нас Духовность – это связь с религией, ритуалами, обетами что не имеет отношения к реальной повседневной жизни современного человека. К нашему сожалению в мире, где духовность не популярна, этот мир уходит в не бытье. Вспомним слова профессора Преображенского «Разруха в головах», то есть отсутствие духовности – это и есть та самая разруха в головах. Человек не уважающий людей, окружение, если он живет не в гармонии с собой, с миром, с природой, если он является только потребителем, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Временно возможно-да, но в любой ситуации такое нахождение приведет только к страданиям. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность – это не роскошь, а необходимость для гармоничного построения своей жизни. Читая и слушая великих просветителей, людей с сознанием Духовного начала, таких как Мифтахетдина Акмула, Кул Гали, Ризитдина Фахретдина, они подобны лучам солнца, в свете их сияния все как будто расцветает, излучая и неся позитив для людей. В ряде таких духовных просветителей оказывается великий поэт, педагог, ученый 18 века - Таджетдин Ялсыгул аль- Башкорди.
Кто он, откуда, где жил?! Вот эти вопросы я хочу рассмотреть в своей научной работе. Расспрашивая учителей, подключив интернет ресурсы, читая статьи и литературу в библиотеке города вот что я нашел о Таджетдине Ялсыгуле аль-Башкорди. Настоящее его имя – Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-лы, так же известен как Таджетдин Ялсыгул аль-Башкорди, по национальности башкир, основной научный труд Таварих-и Булгария. Точное место рождение не известно
, но с отцом проживал в деревне Курмаш-Йылга междуречье Фяи Арши (Предположительно на территории современной Челябинской области). Составленное им Шежере о родословной, узнаем о происхождении Таджетдина, он называл себя «булгарским иштяком» указывая свою принадлежность к башкирскому племени Айле роду Тыныш. Согласно источникам год его рождения 1767 или 1768 год. Читая источники о детстве Таджитдина узнаем, что, ребенком он с отцом отправлялся в хадж. Путешествие заняло много времени, попадая в Астраханскую губернию, а затем в Дагестан в 1776 году Таджетдин с отцом добирался до Османской Империи, где проходит обучение, а отец продолжает паломничество. Согласно рукописям, в Диярбакыре Таджетдин проводит четырнадцать лет, однако Галяутдинов И.Г. указывает, что, не о четырнадцати лет, а о четырех годах говорится в подтверждённых источниках. После возвращения отца они еще 2 года живут в Стамбуле, а потом возвращаются в Астрахань, где живут до 1788 года. Один из сыновей Таджетдина говорил, что, отец, находясь в Астрахани учился в Белой Мечети. В 1788-1789 годах через Москву, Нижний Новгород, Казань, отец и сын возвращаются в родные края. Однако при выезде из Казани отец заболевает и в деревне Урта Сюнь Маадышского уезда умирает, завещая сыну оберегать его могилу. Татджетдин выполнил завещание отца – остался рядом с отцовской могилой, преподает, занимается научной работой.
Таджетдин Ялсыгул - ученый, общественный деятель, историк, поэт. На родине в Башкортостане до сих пор считают своим поэтом, ученым. Его перу принадлежит «Таварихи болгар» - история булгарских ханов, в которую он включил свою родословную. В своей книге Таджетдин Ялсыгул пишет о проблемах национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования. Ахметзянов, известный ученый в своей статье рассказывает об обнаруженной рукописи конца 18 века татарского просветителя Таджетдина Ялсыгула. Второе произведение «Рисалия Газиза» написано по просьбе дочери, это произведение является учебным пособием. В своем произведении Таджетдин Ялчсгул писал «истинный ученый это тот, кто свои знания притворяет в жизнь и обучает других, а не тот, кто в разных местах вызывая дискуссии, принуждает к позору. Эти дела запрещены. Они уместны только в случае необходимости выявить истину.»
Обладая знаниями Арабского, Турецкого языка, Таджетдин Ялсыгул занимается переводом книг писателей и частей Корана. Духовно развиваясь, вырабатывая в себе философские взгляды, сочиняя красивые стихи, являясь педагогом Ялсыгул преподавал идеи гуманизма, свободы мысли, отстаивая солидарность и взаимную помощь среди людей различных национальностей. В 1805 году им написан труд «Таварих-и Булгария», при её создании Таджетдин Ялсыгул использует различные исторические сведения: «Чингизнаме», «Таварих-и даваир», «Фархангнама» и других. Исследователь произведения «Таварихи - Булгария» Миркасым Усманов характеризует её как «фантастическая шаджара» — генеалогия предков автора от Адама до самого Таджетдина. Наиболее резонансный сюжет родословной — биография некоего Кул- Али, упоминаемого в «Дафтари Чингизнаме» как одного из четырёх Билярске беки, казненных Аксак Тимуром. Ялсыгул записывает этого персонажа в свою родословную, попутно сделав того правнуком булгарского Абдуллы-хан, автором поэмы «Киссаи Юсуф» и современником монгольских завоеваний. Так же он вносит в свой труд «Таварих-и Булгария» такие имена как Сократ и Александр Македонский, читая узнаем, что, в числе предков Таджетдина оказывается и Сократ. Согласно шежере, от Касур-шаха рождается Сократ-мудрец, который отправляется в Грецию (Йунан) и становится «хакимом» Александра Македонского (Искандара Румийского). Александр Македонский и Сократ отправляются «на север», где основывают город Булгар, а затем отправляются далее, в «Страну Мрака». При возвращении оттуда Сократ умирает. От брака с девушкой из Булгара у Сократа него рождается сын, Гофтар, который становится царем Булгара. В дальнейшем Таджетдин пишет книги «Послание Газизе» («Рисаля-и Газиза», 1795 год), пропагандирующей исламское право и мораль. В книге Аль-Башкорди дает комментарии и толкование на языке тюрки в книге «Субат аль-Гажизин» узбекского поэта-суфия 17 века Аллаяра, туда также им были включены собственные стихи, там же он описывал различные музыкальные инструменты, которые использовались татарскими дервишами в бытовой музыкальной практике татар в конце XVIII — начале XIX веков. Таджетдин составил и переписал множество древних книг, давал пояснения религиозным книгам «Кафият аль-касида» («Кафия касидаhы»), «Таалием эс-салат» («Тэглим-эс-салат»), «Шрут ас-салат» («Шорут-эс-салат»), обработал сборники рассказов «Госсам», «Фауаидуз-зиайя» («Фэуаидэз зияиэ»).
В 1838 году Таджетдин умирает по пути к больному, завещая похоронить там, где умрет. Место захоронения деревня Имянлебаш является местом памяти как о влиятельном мусульманском святом, объектом культурного наследия Республики Татарстан. Одна из улиц названа его именем. Мечеть где поклоняются тоже носит название велкого духовного мыслителя. Ялычыгула богат потомками, среди них есть крестьяне, учителя, врачи, писатели, руководящие работники, в их числе особый вклад в защиту государства внес министр внутренних дел Асхат Сафаров. Дорогу своего прадеда в науку и образования выбрал профессор Казанского государственного технического университета имени А.Н.Туполева – Гамир Мубаракжанов.
В заключение моей научно работы, хочу отметить главные моменты. В нахождении источников Таджетдин Ялсыгулов действительно являясь духовной личностью внес огромный труд в изучение происхождения Башкир. На сегодняшний день мы видим, что, учителя, ученики, историки обращают внимание на предмет исследования и включения для своих разработок, его исторические труды. Мир не стоит на месте, он крутится со скоростью света.
Использованная литература
1. История татарской литературы, том 1.К.1984. стр. 443-445
2. Журнал «Мирас»,№ 11,1998 год. статья Марселя Ахметзянова
3. Д. Гарифуллин «Чырагы нур чәчеп торыр” на татарском языке, К “Слово”,2009год.
4. В. С. Малахов “ Заинская энциклопедия”, К. 1994
5. Р. Шаймарданов “ Ахметьево история возникновения и жизнь деревни” Сургут- 2006
6. М. Х. Хасанов “ Татарский энциклопедический словарь” К. 1999
7. В.С.Малахов Заинская энциклопедия,К.1994
8. https://eee-science.ru/item-work/2018-130/
9. https://wikicom.ru/wiki/Таджетдин_Ялчыгул
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Таджетдин_Ялчыгул
11. https://vk.com/wall-21242429_1306151
12.http://www.infoslam.ru/publ/tatary_i_islam/tatarskie_bogoslovy/tatarskie_bogoslovy_tadzhetdin_jalsygul_1768_1838/39-1-0-27640
@ Пошибякин С., 2022