Файл: Леоновец ольга корнеевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации
Ведущий вебинара
ЛЕОНОВЕЦ ОЛЬГА КОРНЕЕВНА

План лекции
1.
Цель и задачи формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
2.
Проектирование курса «Основы финансовой грамотности»
3.
Интеграция содержания курса
«Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации
4.
Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности

Цель и задачи формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
01

Целью знакомства дошкольников с основами финансовой грамотности является формирование у них финансовой культуры.
Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольной образовательной организации для детей 5-7 лет.

На уровне дошкольной образовательной организации изучение основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО:
1.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
2.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

На уровне дошкольной образовательной организации изучение основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО:
3.
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
4.
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования.
5.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


1.
Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
2.
Заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные
(личные) деньги.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности

3.
Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.
4.
Подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности

5.
Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово- экономического мышления.
6.
Сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность.
7.
Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности

1.
Стимулирование интереса к изучению мира финансов.
2.
Активизация коммуникативной деятельности детей.
3.
Формирование у детей положительной мотивации к овладению финансовой грамотностью и азами финансовой культуры.
На уровне развития каждого ребенка следует можно выделить основные воспитательные задачи изучения основ финансовой грамотности

4.
Повышение ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.
5.
Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.
6.
Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля.
7.
Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
На уровне развития каждого ребенка следует можно выделить основные воспитательные задачи изучения основ финансовой грамотности


8.
Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться.
9.
Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
На уровне развития каждого ребенка следует можно выделить основные воспитательные задачи изучения основ финансовой грамотности

Проектирование курса «Основы финансовой грамотности»
02

Одним из условий успешного формирования экономических и финансовых представлений у дошкольников является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания, форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу
«педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
Наиболее эффективное воспитание финансовой культуры возможно при правильной организации познавательной деятельности детей.
Цель: формирование финансовой культуры.

Примерный тематический план курса «Основы финансовой грамотности»
№ п/п
Тема
Деятельность педагога и детей
Сотрудничеств о с родителями
1.
Труд – основа жизни
Беседы «Профессии родителей», «Какие я знаю профессии?», «Кем я хочу стать?», «Для чего надо трудиться», «Плата за труд».
Детско- родительский проект «Как я был у мамы (папы) на работе»
Чтение художественных произведений о профессиях и труде.
Экскурсии (в том числе виртуальные) и целевые прогулки.
Ролевые игры «Фабрика игрушек», «Ателье»,
«Магазин», «Строительная компания», «Банк», «Кафе»,
«Парикмахерская».
Игры-эстафеты «Кто быстрее подметет», «Кто быстрее расставит».
Встречи с интересными людьми.
Просмотр мультфильмов на тему труда и лени.

Примерный тематический план курса «Основы финансовой грамотности»
№ п/п
Тема
Деятельность педагога и детей
Сотрудничеств о с родителями
2.

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны?
Беседы «Зачем человеку деньги?», «В каждой ли стране одинаковые деньги?», «Как придумали деньги».
Детско- родительская викторина
«Лучшие знатоки денег»
Тематическое рисование «Чтобы я хотел купить на деньги».
Просмотр мультфильмов «Фиксики. Деньги»,
«Смешарики».
Чтение (и инсценировка) народных сказок о труде и деньгах.
Квест-игра «Найди, где спрятан клад».
Ролевые игры.
3.
Тратим разумно, бережем и экономим
Беседы «Какие бывают потребности?», «Что такое семейный бюджет и чем он отличается от личного?»,
«Почему тратить деньги нужно разумно и бережно?».
Детско- родительский проект «Как мы экономили энергоресурсы и семейный бюджет»
Дидактические игры «Нужные покупки», «Что важнее?»,
«Распределение семейного бюджета».
Работа с поговорками и пословицами о бережливости.
Просмотр мультфильмов на тему «Потребности».


Примерный тематический план курса «Основы финансовой грамотности»
№ п/п
Тема
Деятельность педагога и детей
Сотрудничеств о с родителями
4.
Покупаем, продаем и обмениваем
Беседы «Потребности современного человека», «Товары и услуги», «Зачем нужна реклама», «Товар и цена».
Экономическое лото «Обмен».
Ролевая игра «Ярмарка».
Тематическое рисование «Реклама моей поделки».
Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки совы»,
«Смешарики».
Работа с поговорками и пословицами о торговле.
5.
Учимся занимать и отдавать долги
Беседы «Занимай и отдавай», «Кредит».
Привлечение родителей к созданию мультфильма
Дидактические игры «Как устроен банк», «Кто работает в банке».
Игровая ситуация «Дай поиграть».
Проблемная ситуация «Ежик не отдает долг медвежонку».

Примерный тематический план курса «Основы финансовой грамотности»
№ п/п
Тема
Деятельность педагога и детей
Сотрудничеств о с родителями
6.
Учимся планировать
Беседы «План покупок», «Семейный бюджет», «Школьные принадлежности».
Совместное создание с родителями и детьми папки- передвижки
«Сэкономил - заработал»
Составление фотоколлажа «Наши траты».
Познавательно-творческий проект «Собираем портфель школьнику».
7.
Богатство и бедность
Беседы «Добро и зло», «Щедрость и скупость», «Богатство и бедность»
Участие в социальных акциях вместе с детьми
Чтение художественной литературы, русских народных сказок на тему щедрости и скупости, богатства и бедности.
Работа с поговорками и пословицами о богатстве и бедности.
Разгадывание загадок на тему щедрости и скупости, богатства и бедности.
Театрализованная деятельность по сказкам «Каша из топора», «Два жадных медвежонка».
Экскурсии (в том числе виртуальные) на социально значимые объекты: благотворительные центры, приюты для животных.
Долгосрочный проект «По дорогам сказок».

Зубная паста
Корм для собаки
Поездка на курорт
Новая модная куртка
Проездной билет на метро
Обед в кафе
Хлеб

1.
Финансово-экономическая направленность
2.
Доступность, наглядность, занимательность
3.
Воспитательная и нравственная ценность
4.
Возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни
5.
Преемственность с курсом начальной школы
Критерии отбора материала


1.
Елена Лазаревна Рутковская – руководитель коллектива
2.
Анастасия Владимировна Половникова
3.
Евгения Сергеевна Королькова
4.
Анна Александровна Козлова
5.
Ольга Николаевна Исупова
6.
Мария Александровна Лангер
7.
Галина Владимировна Рыченкова
8.
Наталья Валерьевна Штильман
Авторский коллектив

Интеграция содержания курса
«Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации
03

Образовательные области педагогической работы с дошкольниками
Образовательные области
Социально- коммуникативно е развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие

Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности
04

Формы и направления работы с родителями
Изучение запросов родителей
Тематические родительские собрания
Беседы
Выставки наглядных и дидактических пособий
Открытые занятия
Оформление стенда наглядной педагогической пропаганды, папки- раскладушки, сайта учреждения
Семейные финансовые фестивали

Спасибо за внимание!
В презентации использован материал:
https://www.freepik.com/free-photo/cute-asian-little-girl-playing-with-coins-making-stacks-money-kid-saving-money-into-piggy-bank-into-glass-jar-child-counting-his-saved-coins- children-learning-about-future-concept_14779206.htm#query=girl%20piggy%20bank%20money&position=1&from_view=search