Файл: Социальное прогнозирование и его роль в проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Проектная деятельность»

Реферат на тему: «Социальное прогнозирование и его роль в проектной деятельности.»

(тема практического задания)

ФИО студента

Никифоров Иван Андреевич

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Группа

ГМУ-Б-01-В-2022-1


Москва, 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 Понятие и сущность социального прогнозирования……………………….4

1.2. Методы социального прогнозирования………………………………...…..7

1.3. Роль социального прогнозирования в проектной деятельности………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы………………………………………………………….…13

Введение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.


Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.

1.1 Понятие и сущность социального прогнозирования.

Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Практическое назначение прогнозирования — подготовка обо­снованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

· как действительно может протекать развитие;

· каков механизм преодоления негативных тенденций.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

- как действительно может протекать развитие;

- каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.



Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:

· изучение проблемной ситуации в теории и на практике;

· анализ предпрогнозного и прогнозного фона;

· определение цели и задач;

· выдвижение гипотез;

· выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;

· проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;

· формулирование выводов и предложений.

Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Основными принципами прогнозирования являются:

· непрерывность. Разработка прогнозов рассматривается как постоянный процесс, необходимый для уточнения прогнозных оценок в связи с возможными изменениями в реальной обстановке, с одной стороны, и для обеспечения связи между прогнозированием, планированием и регулированием, с другой стороны;

· сочетание перспективных и текущих прогнозов. Определяющим должен быть прогноз на длительную перспективу, выявляющий закономерности и тенденции развития, в рамках которых составляются и корректируются прогнозы на менее длительную перспективу;


· согласование. Обеспечение соответствия социального прогноза научно-техническому и иным видам прогноза;

· многовариантность. Необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза.

1.2. Методы социального прогнозирования

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е. И. Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

- особенности, специфика развития наиболее важных составных
;

- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

1.3. Роль социального прогнозирования в проектной деятельности.

Проектная деятельность не может осуществляться без прогнозирования, как предвосхищения возможного результата реализации проекта на практике, а точная и выверенная модель при этом будет наглядным образом демонстрировать работу проекта, позволит выявить его положительные стороны и недостатки.

Проектное прогнозирование — это соединение проекта и прогноза в единое целое. От прогноза оно берет нацеленность в будущее и научную обоснованность ожидаемого результата, а от проектирования — процесс введения инноваций, творческого созидания нового, возможность вариантного моделирования объекта, формулирование того, что Нужно человеку. Проектное прогнозирование — это метод проектирования, используемый для перспективной разработки новых изделий и предметной среды будущего.

В структуру проектного прогнозирования входят четыре блока. Каждый блок характеризует особый срез проектных прогнозов.

1. Проблемно-целевой блок задает общую цель и объект прогнозирования. Основная операция — анализ исходной ситуации: социально-культурный, производственно-экономический, структурно-типологический. Цель анализа — проблематизация исходной ситуации, выявление элементов и структурных связей, которые должны быть преобразованы для формирования качественно нового объекта, обладающего новым уровнем ценностей.

2. Концептуально-моделирующий блок формирует и представляет логическую модель объекта разработки, имеющую четко выраженную структуру, предметное наполнение и систему связей, изменение которых ведет к изменению функций и структуры объекта в целом. Концептуальная модель объекта раскрывает его типологию, выявляет особенности классификации элементов, их типаж, ассортимент и т. п. Модель позволяет представить объект разработки в виде слаженно функционирующего потребительского комплекса изделий, что, в свою очередь, дает возможность обосновать недостатки исходной ситуации и наметить пути их устранения.

3.