Файл: 2 От каких слов происходит название этой дисциплины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Что такое философия?
Философия в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2 От каких слов происходит название этой дисциплины?
Название дисциплины произошло от греческих слов: «филиа» — любовь, «софиа» — мудрость.
3 Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
Философия произошла из отрасли духовной культуры – мифологии. Философия как отрасль духовной культуры произошла на основе любви к мудрости. Возникла на рубеже VIII–II вв. до н. э. На смену мифологического периода на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции началось развитие идейного движения, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле. Человек в этот период становится личностью — одухотворенной, разумной, индивидуальной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
4 В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?
Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за «отрицание богов, признанных городом, за введение новых божеств и за совращение молодежи в новом духе», — то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. Сократ был казнен, по приговору суда он выпил яд.
5 Что такое рациональность?
Рациональность – это термин, означающий разумность, осмысленность. Рациональность – основное свойство философии. Это интуиция, пришедшая из мистики; стиль изложения, чувство и воображение, главные для искусства; синтез и смысл, присущие мифологии.
6 Из чего она складывается?
Рациональность складывается из трёх составных частей:
-
Понятийность; -
Логичность; -
Дискурсивность;
7 Каковы требования к определению понятий?
1) существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных и обобщенных свойств предметов;
2) всеобщность определения, т.е. принадлежность описанных в нем признаков любому конкретному объекту, принадлежащему лпределяемому классу;
3) однозначность определения, т.е. признание его правильным всеми людьми;
4) положительность определения, т.е. включение в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств
8 Что такое логичность и дискурсивность?
Логичность – это мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей в недрах философии и являвшейся на протяжении 2,5 тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов.
Дискурсивность – характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения.
9 Каков предмет философии?
Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления.
10 Каково определение философии?
Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом сущность вещей, начала умозаключений, фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления.
11. Каковы основные черты философии XIX в.?
Основной чертой философии XIX в является иррационализм - представление о том, что решающий фактор в поведении людей, познании, истории это не рациональное, а иррациональное, бессознательное начало. Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное и т.д. Наиболее полное воплощение иррационализм получил в работах А.Шопенгауера, С.Керкегора, Ф.Ницше, Э. Гартмана.
12. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?
Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель являются представителями немецкой классической философии.
13. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?
Г.В.Ф. Гегель как и Шеллинг, близок Пармениду, утверждавшему, что «одно и то же есть мысль и бытие».
Гегель в отличие от Шеллинга понимает абсолют не как простое неразделимое тождество Я и природы, а как божественный разум, содержащий в себе систему понятий.
14. Каковы основные законы диалектики Гегеля?
Три основных закона диалектики Гегеля - закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.
15. Что такое Абсолютная Идея?
Абсолютная Идея — это идея, выражающая полноту всего сущего.
16. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?
Аристотель сформулировал законы формальной логики, Гегель — законы диалектики, которых у него тоже три. Аристотель ввел принцип развития, но результаты познания у него неизменны, как и идеи. Гегель обосновал самодвижение в мире, чего не сделал Аристотель, предположивший первоначальный толчок извне. Гегель объяснил движение развитием субстанции (в роли субстанции у него выступает Абсолютная Идея).
Диалектика Гегеля противостоит метафизике Аристотеля. Аристотель сформулировал законы мышления, познающего мир; Гегель — три закона развития самого мира — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сам универсум рассматривается в виде триады — идея, природа, дух.
Аристотель свел к минимуму находящееся вне реального мира, и таковым оказался у него только Бог — как перводвигатель. Гегель поместил перводвигатель внутрь действительности, представив ее самодвижущейся.
17. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
Конт рассматривал эволюцию человеческой культуры как проходящую три последовательные стадии: религиозную (человеческое мышление объясняло все происходящее действием богов), метафизическую (философское мышление) и позитивную (научное мышление, которое делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы).
18. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
Спенсер предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.
19. В чем своеобразие учения Ницше?
Ницше считал, что в основе человеческого поведения лежит не воля к жизни, как полагал Дарвин, а воля к власти, в ней видел источник развития от обезьяны к сверхчеловеку — следующему после Homo sapiens эволюционному виду.
20. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?
По мнению Гартмана бессознательное является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. Бессознательное - вне пространства и времени, оно всеедино. В нём целительная жизненная сила, именно оно осуществляет все важнейшие выборы в жизни, оно премудро.
21. В чем основные различия идеализма и материализма?
Идеализм признает, что первоосновой всего является идеальное духовное, материальное является продуктом духовного.
Материализм признает существование единственной субстанции – материи. Все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
22. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии — античным, средневековым и новоевропейским?
Сходства кругов:
-
в пределах каждого круга уменьшается значение этики с впадением в пессимизм и скептицизм; -
завершение каждого круга близко в определенном смысле к его началу.
Различия в том, что три круга не повторялись, в каждом из них было что-то свое: в античном господствовал разум, в христианском — вера, в новоевропейском — наука.
23. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?
Закономерностью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля, с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился страстной жаждой истины, в то время как позднеантичные скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение творческих потенций философии.
24. В чем сходство и различия между философией Сократа и Декарта?
Декарт освободил философию от власти религии, Сократ освободил философию от власти мифологии. Декарт — родоначальник рационализма Нового времени, Сократ — основатель философии как рационального подхода к целостному бытию. Сократ боролся против предрассудков софистов, политиков и обывательских суждений толпы, то же самое делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения.
25. В чем сходство и различия между философией Платона, Августина и Канта?
Платон выразил рациональную ориентацию на мир, Кант — рациональную ориентацию на личность
По мнению Августина религиозная вера не предполагает рационального обоснования для принятия тех или иных положений религии, нет обязательной необходимости знать, понимать, располагать доказательствами, следует просто верить, не требуя никаких доказательств.
26. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
Аристотель, Фома Аквинский и Гегель – представители объективного идеализма.
По Аристотелю основой бытия является материя. Аристотель считал, что мир никем не создан и существует вечно. Мыслитель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, а именно, растениям, животным и человеку.
Для Фомы Аквинского Бог – первопричина, первообразец всего. Мир создан Богом и будет существовать столько, насколько хватит благодати Бога.
Гегель полагал, что только Абсолютная Идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.
27. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XX в.?
У представителей античного скептицизма была своя точка зрения на религию, объясняя свою позицию общефилософскими суждениями, основу которых составляла надежда на невозмутимость, покой, безмятежность. Скептики настаивали на воздержании от всяких окончательных суждений, видя в этом принципиальный залог невозмутимости. Познание для скептика является разрушительной силой. Всякие утверждения и отрицания вредны. Эпоха Возрождения началась с сомнения в истинности религиозных догм. Центр внимания философов в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, и главным становится понятие гуманизма.
Философия XX в. вернулась к человеку. На вершине развития научной и технической мысли философия в лице М. Хайдеггера и А. Швейцера призывает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и поведение в нем. XX век усомнился не только в доводах веры, но и в доводах разума.
28. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
Гегель выразил представление о прогрессе познания, отражающем основные этапы становления мира. На самом деле идет накопление знаний как образов мира, но нет прогресса результатов. Каждая культура дает свою картину мира.
29. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?
В качестве закономерности развития философии можно представить и постоянно движущийся между двумя пунктами маятник. 1-й круг прошел путь от мифологической веры к разуму, 2-й — от разума к религиозной вере; 3-й — был возвращением от веры к разуму и как бы «отрицанием отрицания» в соответствии с 3-м законом диалектики. Труднее обнаружить здесь гегелевский синтез. По-видимому, возможна гармония между разумом и верой. Маятник постоянно движется, и точка гармонии — точка неустойчивого равновесия, которую начинаешь ценить, пройдя мимо.