ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание:
За психологической консультацией обратилась семья из3 человек: мать, отец и дочь 14 лет. Супруги состоят в браке 15 лет. В последние 6 месяцев девочка стала заметно хуже учиться, сидит дома, много времени проводит за компьютером или смартфоном, чем там занимается, никому не рассказывает. Раньше всеми секретами делилась с мамой, а теперь в ответ на замечания родителей огрызается или плачет. Перестала следить за собой, стала выглядеть неопрятно, неряшливо, ей лень расчесать волосы.
Сформулируйте терапевтическую гипотезу с точки зрения системного семейного подхода и составьте план диагностической работы с данной семьей (перечислите методики, которые могут проверить данную гипотезу).
Ответ:
Терапевтическая гипотеза: IV семейный кризис - принятие факта вступления ребенка в подростковый период - данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Основные показатели к гипотезе: девочка 14 лет (подросток), родители в браке 15 лет. «В последние 6 месяцев девочка стала заметно хуже учиться, сидит дома, много времени проводит за компьютером или смартфоном, чем там занимается, никому не рассказывает. Раньше всеми секретами делилась с мамой, а теперь в ответ на замечания родителей огрызается или плачет. Перестала следить за собой, стала выглядеть неопрятно, неряшливо, ей лень расчесать волосы.»
План диагностики:
-
Диагностика взаимоотношений:
-
методика «Генограмма» (Боуэн М.); -
«Семейная социограмма» (О.В. Черемисин).
-
Диагностика идеальных и реальных представлений членов семьи друг о друге:
-
«Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л.Н. Собчик); -
методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова).
-
Диагностика детско-родительских отношений:
-
«Анализ семейных взаимоотношений» (В.В. Юстицкис); -
«Письмо о ребенке» (А.Г. Лидерс); -
«Кинетический рисунок семьи».
План поэтапной работы:
-
Изучение семейного строя.
Собрать анамнез о семье: профессии, увлечения, хобби, чем живет, этапы развития (в том числе взаимоотношений), позитивные и негативные точки сопокрисновения.
-
Изучении, формировании и коррекции структуры семьи.
Главным является проанализировать границы, поведение, близость членов семьи, роли, коалиции.
-
Цель работы с семьей в целом в изменении организации семьи, формировании дифференцированного «Я». Для этого важно изменить или переформулировать представление членов семьи о имеющейся проблеме, побудить их искать альтернативные выходы из сложившейся проблемы. Основными методами работы могут стать: инсценировка, фокусирование, когнитивные конструкции. -
Основной целью работы с родительской стороной становится оказание помощи в переживании нормативного кризиса и вступлении в следующий этап семейной жизни. -
Основной целью работы с детской стороной, в нашем случае - подростком, становится оказание помощи в переживании трудностей пубертатного периода в рамках взаимоотношений со старшем поколением.