Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела i Философия и ее исторические типы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I
«Философия и ее исторические типы»
Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу I (темы 2-8). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.
-
Заполните таблицу по этапам развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:
№
Этапы развития античной философии и их хронологические рамки.
Основные философы, представители этого периода
Основные проблемы, обсуждаемые в этот период.
1
Натурфилософский этап
VII-V вв. до н.э.
Ранние натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элеский).
Поздние натурфилософы (Пифагор, Эмпедокл из Ариента, Анаксагор, Левкипп, Демокрит из Абдер)
Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни
У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.
2
Классический этап V-IV вв. до н.э.
Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты
Переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление
3
Эллинистическо-римский этап IV в. до н.э. – III в. н.э.
Киники (Циники) (Антисфен из Афин, Диоен Синопский). Эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций). Стоики (Зенон из Китая, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Скептики (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик). Эклектизм (Филон, Панетий, Марк Тулий Цицерон).
В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.
Завершающий этап - неоплатонизм III-VI в. н.э.
Наиболее известный представитель -Плотин
Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения
-
Что общего и отличительного в философии средних веков и эпохи Возрождения?
Примеры для сравнения | Философия средних веков | Философия эпохи Возрождения |
Философия | Средневековая философия начала развиваться после распада Римской империи (V в.) и получила наибольший прогресс во время эпохи Возрождения, которая была известна расцветом многих мировых религий. Именно поэтому философия Средневековья очень тесно связана с религией, эти два понятия одновременно дополняют и отождествляют друг друга. Философия – «служанка богословия», средство упрочить положение существующей религии и обосновать положение церкви, а также помощник в организации единого системного религиозно-философского мировоззрения | Философия Возрождения — направление в европейской философии XV — XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии . |
Учение о мире | Философия эпохи возрождения Специфической особенностью средневековой философии является ее теоцентризм. Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего выступает Бог. Средневековые философы стремились осмыслить проблему Бога и его творения Основа учения о мире – теоцентризм, мир сотворен по желанию Бога из ничего, все происходит согласно желанию Бога, | Направление в европейской философии XV-XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины, который лёг в основу методологии современных естественных наук. |
Учение о познании | Знание, «дарованное богом», т.е. откровение, более ценно, чем знание, полученное человеком так как вера принимаете истину, разум же постоянно сомневается
| Познание становится одной из важнейших задач человека, мерилом его успешности и важности, |
Учение об обществе | Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Вертикальная божественная иерархия Отец-Сын помогает выстраивать вертикальную иерархию общества, обосновывает сословную стратификацию средневекового общества, патриархальность, как в организации церковных общин, так и общества в целом | Учения социалистов эпохи Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство как естественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т. д., ивыводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной собственности, построенном на основе демократии, с самым широким участием трудящихся в управлении делами общества и государства. |
Место Бога | Бог – источник и причина всего существующего, центральная фигура мироздания | Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе или же отождествляется с природой |
3. Что такое экзистенциализм, каковы его основные идеи и вклад в развитие философии и культуры 20 века?
Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы. Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европы