Файл: Бобров М. 31Лг развитие силовой выносливости средствами избранного вида спорта Место лыжной подготовки и лыжного спорта в системе физического воспитания учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бобров М. 31ЛГ
развитие силовой выносливости средствами избранного вида спорта
Место лыжной подготовки и лыжного спорта в системе физического воспитания учащихся
Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков.
Оздоровительное значение лыжного спорта заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.
Ходьба на лыжах доступна людям любого возраста. Это прекрасное средство отдыха. Лыжные прогулки на свежем воздухе оказывают положительное влияние на нервную систему, снижают утомление.
Существенно и образовательное значение лыжного спорта. В процессе занятий лыжник приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах, закономерностями тренировки, гигиеной и т. д.
В тренировках и соревнованиях развиваются физические качества - выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, воспитываются смелость, настойчивость и другие психологические качества.
Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.
Вместе с другими видами лыжный спорт является важным средством всесторонней физической подготовки и развития гармоничной личности.
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.
2.2 Развитие физических качеств и выносливости у детей на уроках лыжной подготовки
Выносливый человек – физически сильный, стойкий, способный многое вынести, выдержать. Низкий уровень физической готовности организма отражается на настроении, работоспособности, приводит к своеобразной ущербности личности.
Простой и исчерпывающий ответ: природа помогает тому, кто делает энергичную физическую работу, кому не нужна гора мускулов. У него здоровые системы дыхания и кровообращения.
Выносливость – основа физической подготовленности. Она имеет первостепенное значение для жизнедеятельности человека, для оптимального уровня производительности труда (как умственного, так и физического). Выносливость – это и способность организма противостоять утомлению от выполняемой работы, следовательно, организм школьника способен выполнять и умственные нагрузки без снижения ее интенсивности.
Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением.
Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.
Виды выносливости.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.
Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера.
Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:
скоростная выносливость;
силовая выносливость;
скоростно-силовая выносливость.
Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности.
Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.
Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу.
Можно еще говорить о нервной выносливости - способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение.
Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость.
Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.)
Что же происходит в организме при выполнении упражнений по программе выносливости? Упражнения, выполняемые в умеренной интенсивности более 10 мин., оказывают заметное влияние на весь организм в целом, и в особенности на его дыхательную систему и систему кровообращения.
1. Сердце – центральный орган сердечно - сосудистой системы. В покое за сутки сокращается около 100 000 раз, при этом перекачивает кровь как насос в количестве 10 тонн через артерии и ткани. На частоту сердечных сокращений влияют физическая и нервная нагрузки, нервозность, болезнь сосудов и другие факторы. Сердце, подобно всякому хорошему насосу, способно почти десятикратно увеличивать свою производительность. Физические упражнения на выносливость в значительной степени оказывают тренирующее действие на сердечную мышцу, обеспечивая при этом необходимый приток крови преимущественно за счет увеличения ударного объема. Они вызывают ускорения потока крови и увеличивают его давление. Такое увеличенное давление при более высокой температуре активизирует процессы сгорания, при которых из сосудов и всего организма в целом удаляются жиры и отработанные продукты. Увеличивающийся поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить частоту сокращений. Снижение частоты пульса происходит еще и потому, что сосуды, приспосабливаясь к частым ускорениям потока крови, становятся более эластичными и даже увеличиваются в объеме. Попросту говоря, кровеносные сосуды выполняют гимнастику.
Мозг, так же как и мускулатура тела, постоянно нуждается в кислороде и крови. По мере того как мышцы развиваются, рефлексы становятся более быстрыми, улучшается способность думать и действовать быстро и бодро, дневная работа выполняется качественно, потому что духовное и физическое здоровье позволяет поддерживать уровень напряжения постоянным, не вызывая переутомления в организме.
Физические упражнения по программе выносливости, выполняемые в умеренной интенсивности в течение 10–30 мин., позволяют добиться общеукрепляющего и оздоровительного эффекта, когда организм достигает устойчивого состояния и сердечно-сосудистая и дыхательная системы непрерывно, синхронно, не слишком напряженно удовлетворяют возросшие потребности в кислороде и питательных веществах.
2.3 Планирование и распределение нагрузки на лыжный сезон для развития выносливости учащихся
Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда тяжелее, поэтому надо рассчитывать нагрузку на уроке.
Физическая нагрузка -- это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
В системе подготовки лыжников необходимо предусмотреть постепенное изменение объема нагрузки и включение различных упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся. В учебном процессе необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объем средств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитию быстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался. Большое значение в этом плане приобретают подвижные и спортивные игры, круговая тренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства и методы, способствующие развитию этих качеств. Дальнейшему повышению достижений помогает включение в работу средств, способствующих развитию силовой и мышечной выносливости, значительное увеличение объема работы по совершенствованию общей и специальной выносливости.
Для успешного проведения уроков по лыжной подготовке необходимо осуществлять правильное планирование и вести учет полученных результатов.
При составлении плана учитель должен хорошо знать, какие средства и методы позволяют наиболее эффективно решать ту или иную задачу урока. Планирование помогает учесть все стороны подготовки учащегося: функциональную, техническую, тактическую, волевую, теоретическую и педагогическую.
Одновременно следует установить, какие тесты и нормативы будут использованы для определения эффективности работы.
Физическая работоспособность и выносливость являются одними из самых важных двигательных качеств учащихся. Высокий уровень их развития позволяет не только эффективно выполнять технико-тактические действия в условиях нарастающего во время ходьбы утомления, но и сравнительно легко переносить значительные нагрузки.
Объем нагрузки характеризует ее количественную часть (как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество работы, выполненной в течение определенного времени за одно занятие, неделю, месяц и т. д.).
Уместно отметить, что сегодняшние уроки физической культуры с их застывшими формами и содержанием практически не оздоравливают и не закаляют ребенка. Два урока в неделю компенсируют лишь 15–20% гигиенической нормы движений, тогда как школа должна и может обеспечить ученику до 70% ежедневной физической нагрузки. Стало быть, для выполнения гигиенической нормы движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Это невозможно без интереса ребят к упражнениям без сознательного их выполнения. На мой взгляд, эти задачи решаются проведением нетрадиционных, нестандартных комплексных урочных форм занятий, таких, как урок-концерт, урок-состязание, урок-спектакль и т. д. Большое значение имеют образцово организованные внеучебные оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия