Файл: Новочебоксарский химикомеханический техникум Зачетная работа по философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новочебоксарский химико-механический техникум
Зачетная работа по философии
Студент Вазин И.Е.
Преподаватель Кирилин М.Н.
Новочебоксарск 2016
Содержание:
1. Идеализм материализм и дуализм в философии.........................................3
2. Конечность человеческого бытия. Поиск смысла жизни.........................8
3. "В чем смысл жизни? смысла нет....А может быть и есть"....................13
4. Список использованных источников..........................................................17
1.Идеализм материализм и дуализм в философии
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основ-го вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм
(так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
2.Конечность человеческого бытия. Поиск смысла жизни
Великий философ Сенека справедливо заметил: «Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее». Этим высказыванием он напоминает нам о неизбежности и неотвратимости смерти. Все живое имеет свой срок пребывания в этом мире, и человек не является исключением. Мы болезненно реагируем на смерть близких нам людей не только потому, что уходит значимый для нас человек, которого мы очень любим, но и потому, что это заставляет нас задуматься о собственной смертности.
Когда человек начинает думать о конечности своей жизни, им часто овладевает страх, он ощущает отчаяние и некую безысходность. Осознание того, что мы тоже умрем, причиняет боль, омрачает нашу жизнь, зачастую лишая ее всякого смысла. Поэтому каждый раз, сталкиваясь со смертью, мы всеми силами стараемся уйти, сбежать от всего, что с нею связано.
Мы прячемся за повседневными заботами и делами, мы придумали множество способов отвлечься от мыслей о сущности и цели нашего существования. Ежедневно мы сражаемся за «место под солнцем», наполняем нашу жизнь суетой и развлечениями, ложными установками и ценностями. Все это помогает временно забыть о конечности нашего бытия, у нас просто не остается времени на поиск ответов на важные вопросы о том, кто мы есть и в чем смысл нашей жизни. Ведь для того, чтобы задуматься об этом, необходимо ОСТАНОВИТЬСЯ, вырваться из бешеного ритма нашей жизни и обратиться к себе, услышать свои истинные желания и осознать свое призвание.
Помните, важно не количество прожитых лет, а качество Вашей жизни. Именно об этом повествует одна замечательная индийская притча.
«Царь Яяти умирал. Ему было уже сто лет. Пришла Смерть, и Яяти сказал:
— Может быть, ты заберёшь одного из моих сыновей? Я ещё не пожил по-настоящему, я был занят делами царства и забыл, что должен буду покинуть это тело. Будь сострадательной!
Смерть сказала:
— Ладно, спроси своих детей.
У Яяти была сотня детей. Он спросил, но старшие уже стали хитроумными. Они выслушали его, но не сдвинулись с места. Самый молодой — он был очень юн, ему исполнилось всего шестнадцать лет — подошёл и сказал: «Я согласен». Даже Смерть почувствовала к нему жалость: если столетний старик ещё не пожил, то что же говорить о шестнадцатилетнем мальчике?
Смерть сказала:
— Ты ничего не знаешь, ты — невинный мальчик. С другой стороны, твои девяносто девять братьев молчат. Некоторым из них по семьдесят лет. Они стары, их смерть скоро придёт, это вопрос нескольких лет. Почему ты?
Юноша ответил:
— Если мой отец не насладился жизнью за сто лет, как я могу надеяться на это? Всё это бесполезно! Для меня достаточно понимать, что если мой отец не смог нажиться на свете за сто лет, то и я не наживусь, даже если проживу сто лет. Должен быть какой-то иной способ жить. С помощью жизни, похоже, нельзя нажиться, так что я попробую достигнуть этого с помощью смерти. Позволь мне, не твори препятствий.
Смерть забрала сына, и отец жил ещё сто лет. Затем Смерть пришла вновь.
Отец был удивлён:
— Так быстро? Я думал, что сто лет — это так долго, нет нужды волноваться. Я ещё не пожил; я пытался, я планировал, теперь всё готово, и я начал жить, а ты пришла!
Так происходило десять раз: каждый раз один из сыновей жертвовал своей жизнью, и отец жил. Когда ему исполнилась тысяча лет, Смерть снова пришла и спросила Яяти:
— Ну, что ты думаешь теперь? Я снова должна забрать одного сына?
Яяти сказал:
— Нет, теперь я знаю, что даже тысяча лет бесполезна. Всё дело в моём разуме, и это не вопрос времени. Я снова и снова включаюсь в одну и ту же суету, я стал привязанным к пустой трате бытия и сущности. Так что это теперь не помогает».
Важно хоть на некоторое время прекратить нескончаемую гонку за счастьем, деньгами, благополучием и посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Живете ли Вы так, как хотите или только притворяетесь, внушаете себе, что именно о такой жизни Вы всегда мечтали, и что большего Вам и не нужно? Какие люди Вас окружают? Нравится ли Вам Ваша работа или Вы трудитесь только ради денег и престижа? Есть ли в Вашей жизни что-то, что Вы хотите изменить, но не решаетесь это сделать? Будьте честны перед собой, отвечая на эти вопросы, и помните, что у Вас есть только одна жизнь и она, безусловно, представляет собой наивысшую ценность. Здесь уместно вспомнить слова Горация: «Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним».
Часто люди утверждают, что они не боятся смерти. Как правило, это не так. Немногие из нас смогли преодолеть страх перед смертью, это долгая и нелегкая работа над собой, своим мировоззрением и отношением к жизни. Большинство же просто обманывают сами себя, сознательно или неосознанно. «Тот лжет, кто утверждает, что не боится смерти. Всякий человек страшится умереть; это