Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
По дисциплине «Административное право »
На тему « Система административного права »
Выполнила: студентка 2 курса ,
специальности «Юристпруденция»
Белоконь Эльпида -Надежда Сергеевна
Введение
-
Административное право как отрасль права-
Понятие административного права -
Предмет административного права -
Источники административного права
-
-
Система административного права
Заключение
Список использованных источников
Введение
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “ Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.
-
Административное право как отрасль права
1.1. Понятие административного права
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность[2].
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.
Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
-
Предмет административного права
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти[5].
Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.
Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право.
Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.
Однако, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”[3].
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами.
Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть.
Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов:
– управленческий аппарат (административных органов);
– исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная);
– используемая им при этом власть[4, с. 40].
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
– упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
– вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Понятием государственной администрации главным образом подразумеваются:
– властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов;
– деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти;
– деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий. Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно.
Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права[5, с. 4].Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части:
– внутри аппаратные отношения;
– взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти,а также отношения между нею и иными субъектами административного права.
Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования:
– создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства;
– создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод;
– обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата.
Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже. В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений.
В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.
-
Источники административного права.
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы.
Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.
Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм.
Это детерминировано предметом отрасли:
– разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.
Существует значительное число чисто административно - правовых источников.
Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного). В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, все источники административного права нужно разделить на несколько типов:
Акты Советов народных депутатов;
– Законы ( Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);
– Решения краевых, областных, окружных, районных, городских и т.д.;
Акты государственной администрации;
– Указы, распоряжения Президента;
– Постановления, распоряжения Совета министров;
– Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;
– Постановления, распоряжения глав администраций;
– Приказы, постановления иных органов управления;
– Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.
К этому классу нормативных актов относятся также акты органов исполнительной власти республик, входящих в РФ ( Президента, правительства, министерства и других органов республики).
Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года в числе источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают действовать на территории РФ при двух условиях:
– если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ;
– если они не противоречат российскому законодательству.
Международные акты.
В соответствии с Конституцией РФ “ общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения[5, с. 40].