Файл: Система административного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат

По дисциплине «Административное право »

На тему « Система административного права »

Выполнила: студентка 2 курса ,

специальности «Юристпруденция»

Белоконь Эльпида -Надежда Сергеевна

Введение

  1. Административное право как отрасль права

    1. Понятие административного права

    2. Предмет административного права

    3. Источники административного права

  2. Система административного права

Заключение

Список использованных источников

Введение

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России и несет  свои отличительные признаки с учетом своей направленности  и стоящих  перед ней задач. “ Административное право как отрасль современного права  появилась тогда, когда  в правовой системе достаточное  место заняли нормы, закрепляющие права  личности, гарантии от административного  произвола. Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это определяется разнообразием  задач, стоящих перед ней. Для  каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной  сферы  жизни  общества, в  которой не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.

Административное  право  как  одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.


  1. Административное право как отрасль  права
    1.1. Понятие административного права

Административное  право - самостоятельная  отрасль  правовой системы  России и  несет  свои отличительные  признаки с учетом своей направленности  и стоящих  перед  ней задач. Административное право - одна из самых  больших  и  сложных  отраслей правовой системы   России. Это определяется разнообразием  задач, стоящих перед ней. Для  каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность[2].


Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

    1. Предмет административного  права

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других, прежде всего  по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых  является то, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти[5].
Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие  в  ходе формирования и функционирования государственной  администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.
Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.
Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право.

Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

Однако, следует сразу оговориться, что  административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере  действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь  безусловный авторитет”[3].
Исполнительная власть и ее  органы выполняют огромный объем  работы в сфере управления  государственными делами.
Поэтому  в российском законодательстве  и  юридической литературе для  определения сферы действия административного  права используются такие близкие  по смыслу понятия как  государственное и муниципальное  управление, государственная  администрация,  административная  власть.
Все они  обозначают понятие, которое складывается  из трех основных компонентов:
– управленческий аппарат (административных  органов);
– исполняемая  им  деятельность (административная, исполнительно-распорядительная);
– используемая им при этом  власть[4, с. 40].
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие  в  ходе формирования и  функционирования государственной  администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование  производится посредством:
– упорядочения, закрепления, совершенствования  существующих общественных отношений;
– вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Понятием государственной администрации  главным образом подразумеваются:
– властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов;
– деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти;
– деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании  предоставленных им государством полномочий. Содержание  деятельности органов управления весьма разнообразно.
Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

      Следовательно, можно ограничить  предмет административного права,  уточнив, что оно регулирует  только те общественные отношения,  которые не закреплены за другими  отраслями действующего права[5, с. 4].Таким образом, предмет административного  права можно условно подразделить на две части:
– внутри аппаратные отношения;
– взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом административного  права являются отношения, возникающие  в процессе образования и деятельности  органов исполнительной власти,а также отношения между нею  и иными субъектами административного  права. 
Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования:
– создание условий для эффективной  деятельности исполнительной власти как  важного инструмента обеспечения  потребностей граждан, общества, государства;
– создание в сфере управления условий  для реализации гражданами и их объединениями  предоставленных им прав и свобод;
–  обеспечение защиты граждан  и  общества от административного  произвола, злоупотреблений, некомпетентности и  т.п. служащих государственного аппарата.
Наука административного права  различает, таким образом, индивидуальных  и коллективных субъектов права,  речь  о  которых  пойдет ниже. В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в  соответствии с их конституционным  назначением), а также поведения  всех иных участников регулируемых управленческих отношений.
В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли  российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.


    1. Источники административного  права.

Юридические нормы  нуждаются  во внешних  формах своего выражения. Они  должны быть оформлены  так, чтобы  с  ними могли познакомиться  люди, которым они адресованы.
Нормы  права  включаются как  пункты, параграфы  в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

 Источниками административного  права  являются  акты государственных  органов, в  которых  содержатся административно - правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических  норм.
Это детерминировано предметом  отрасли:
– разнообразием  и  большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.
Существует  значительное число чисто административно - правовых источников.
Но много “  смешанных” многоотраслевых, в которых  одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного). В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит,  все источники  административного  права  нужно  разделить  на несколько типов:
Акты Советов народных депутатов;
– Законы ( Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);
– Решения краевых,  областных, окружных, районных, городских и т.д.;
Акты государственной администрации;
– Указы, распоряжения Президента;

– Постановления, распоряжения Совета министров;
– Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;
– Постановления, распоряжения глав администраций;
– Приказы, постановления иных органов управления;
– Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.
К этому  классу нормативных  актов  относятся  также  акты органов  исполнительной власти республик, входящих в РФ ( Президента, правительства, министерства и других органов республики).
    Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года  в числе источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают действовать на территории РФ при двух условиях:
– если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ;

– если они не противоречат российскому законодательству.

Международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ “ общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения[5, с. 40].