Файл: Практическое задние1 предмет задачи отросли методы психологии. Вопрос. Психология это наука о психике, психической жизни и психической деятельностиСамо происхождение общепринятого термина психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношениявзаимодействия, постоянные взаимопереходы идеального и материального, мира и его образа.Для обозначения, выделения и описания таких взаимосвязанных процессов в психологии употребляютсяпонятия: интериоризация и экстериоризация.Интериоризация — это процесс перехода, переноса, превращения чего-то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психического отражения, в субъективный образ.Так «работает», например, психика читателя: объективные буквенные знаки преображаются, выстраиваются в мысли, интериоризуются читателем. Они усваиваются человеком, становятся его внутренним психологическим достоянием.Экстериоризация — это преобразование субъективного, идеального во внешнюю, материальную форму существования.Исходя из представленной в его психике или сознании мысли, идеи, человек воплощает ее в дискретные, объективные знаки: слова, живопись, музыку. Идеальное, [6]психическое материализуется и становится доступным для передачи и понимания другими людьми.На практике психика существует в некотором пересечении, единстве гипотетических процессов иитериориза- ции и экстериоризации, во взаимопереходах объективного и субъективного, материального и идеального, в превращении, попеременном «испарении» одного в другое.2. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трактовке, означает также, что образ не материален, но в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании. Мир существует объективно, независимо от отражающего человека, но психика — это не весь исконный мир, а его особый образ, который неотделим от производящей его материи мозга и социума. В то же время этот образ не сводится целиком к материи, не исчерпывается описанием работы мозговых процессов, обеспечивающих, создающих это отражение.примерДавно стала хрестоматийной критика взглядов механистического материализма, ярко выраженная в трудах Ф. Энгельса (1820—1895). Он, в частности, писал, что мозг не выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Психическое по определению не сводится к физиологическому, к общеизвестной системе условных и безусловных рефлексов, а образует некую особую, высшую, интегративную реальность.Как отмечал Ж. Пиаже (1896—1980), самое полное и подробное описание того, что происходит в каждом нейроне головного мозга человека, не объясняет, например, почему в субъективном мышлении человека дважды два равняется четырем.Есть объективный язык материальных мозговых, обменных процессов, но существует и субъективный, идеальный «язык» психики. Вот почему психика — это некоторое 
единство, но не тождество (!) материального и идеального, их отношение. Психика — это не мозг, не тело, не социум и не объективный мир, а их особое свойство. Психический образ отражает окружающий мир, а не работу, не деятельность мозга по данному отражению. Психика создает реальный, качественно особый субъективный мир, но это не объективный мир функционирования нервной системы. Человек видит рассматриваемый им предмет не внутри себя, не там, где он физиологически «отпечатался», т.е. в затылочной области коры головного мозга, а в объективном пространстве и во времени. При такой трактовке предмета психологии ее нельзя называть, к примеру, наукой об отражательной (либо какой-то другой) деятельности мозга: эти явления изучает физиология высшей нервной деятельности — отрасль знания научно смежная, но не идентичная психологии.Тогда правомерен вопрос: где «расположена», локализуется психика?Здесь уместно привести образное выражение одного из классиков, теоретических основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского[7], утверждавшего, что искать психическое под черепной коробкой равносильно тому, как обезьяна ищет свое изображение в зеркале позади этого зеркала.Психический образ «производится» головой, мозгом, нервной системой человека, но «располагается» не в ней. Психика, по-видимому, существует в некотором многомерном пространстве взаимодействия материального и идеального, субъекта и мира. Психика и психическая деятельность — это результат многообразных отношений человека со средой и с самим собой, хотя в истории психологии известно большое количество редукционистских (от лат. reductio — возвращение, восстановление) подходов, так или иначе «уменьшающих» психическое, сводящих его к неким более понятным и однозначным явлениям и механизмам.примерСуществуют многочисленные вариации редукционизма — поведенческого, физиологического, логического, социологического, педагогического. Их можно рассматривать как различающиеся методологические подходы; определенные этапы процесса познания многоликой человеческой психики. Вместе с тем многие устоявшиеся редукционистские конструкции выхолащивают из психики нечто важное; ввиду своей неистребимости и подчеркнутой односторонности наносят реальный вред действительному пониманию собственно психологической феноменологии 4. С этим связано еще одно принципиальное положение, отнесенное к диалектической трактовке психического образа. 

Субъективный — значит созданный личностью, субъектом, рожденный в его активности, в особой отражательной, созидательной деятельности. Психическое отражение по определению активно, а не зеркально, не пассивно.Для возникновения субъективного ощущения, например, недостаточно только присутствия воздействия среды или материального стимула. Необходимо наличие «встречных» движений в соответствующем анализаторе, которые как бы ощупывают отражаемый мир, уподобляются ему в движении, по аналогии с тем, как в условиях отсутствия зрения действуют пальцы человека при опознании формы предмета. Подобные движения и действия, значительно преобразованные и усложненные, называются перцептивными (от лат. perceptio — восприятие) и существуют во всех анализаторах, в любом восприятии и психическом отражении Например, память — это не «пленка», на которую автоматически записывается воздействующий материал, а особого вида активность, мнемическая работа по запечатлению, сохранению и воспроизведению прошлых воздействий (см. гл. 14). Мышление — это процессуально развернутая аналитико-синтетическая деятельность по преобразованию и опосредствованию чувственного опыта (см. гл. 15). Сама суть психического развития человека заключается в присвоении, усвоении путем собственной деятельности (внешней и внутренней) того, что выработано предшествующими поколениями людейПсихика — это нс только образ мира как «картинка», как результат отражения, но и сама активность, безостановочная внутренняя деятельность по построению такого образа, поэтому психический образ — не многомерная «фотография», но субъективное обозначение поля, программ потребных, нужных и возможных действий человека. Психика нужна для обеспечения жизни в переменчивом мире, для бытия и действования человека в этом мире. Вот почему психическое отражение рефлекторио, т.е. существует как процесс и результат взаимодействия мира и субъекта.5. Наконец, необходимо выделить еще одну сторону субъективности психики, которую можно назвать пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им, то этот образ непременно песет в себе те или иные проекции самого субъекта: разнообразные психологические проявления наличных страстей, потребностей, отношений, переживаний, результатов выполняемой деятельности. Термин «пристрастный» нс означает «неправильный», искаженный; он подчеркивает обязательное наличие в образе переживания человека, субъективного отношения, личностного смысла. Такая пристрастность пронизывает всю психику, присутствует в любой ее составляющей. Психический образ


избирателен, поскольку построен именно кем-то и для чего-то. Образ, как и субъект, как и его деятельность, на что-то направлен. Обилие и богатство эмоций, смыслов, иных отношений выраженной пристрастности выступает необходимым и неустранимым атрибутом человеческой психики.Приведем известное определение одного из основоположников советской психологии А. II. Леонтьева.Психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.По мере изучения курсов психологии данная базовая формулировка будет для читателя как бы дополняться, усложняться и расшифровываться за счет приращения его фактических знаний, например, о деятельности и ее составляющих, об индивиде и его психическом облике, о структуре и функционировании психики, о ее развитии и др.Кроме комплексного параметра субъективности, многомерный психический образ характеризуется рядом других свойств, или аспектов.Так, одним из его «измерений» служит ось времени, которая ориентирует человека в безостановочном ходе объективного времени. Развитой человеческой психике присуще особое, субъективное, или личностное, время. Непрерывное и не имеющее начала и конца физическое время человек делает дискретным, измеряемым. Он может его мысленно «остановить» или «ускорить», поделив на прошлое, настоящее и будущее. Личность как бы одновременно живет в трех временных этапах, по собственному выбору оказываясь то в бездонном прошлом, то в «неподвижном» настоящем, то в бесконечном будущем. Эти компоненты могут быть для человека субъективно равносильными, могут менять свое хронологическое место и личностное значение примерГоворят, например, что человек — это единственное на Земле животное, которое знает, что умрет. Но это не делает его жизнь хаотично потребительской или беспросветно печальной. «Житие» представляется субъекту в качестве «бытия». Благодаря сознанию человек становится хронологически свободным, овладевает временем, а не просто биологически приспосабливается к нему.«степеней свободы» движущихся объектов (Н. А. Бернштейн). Достаточно нарушить такую пространственную ориентацию, чтобы понять ее значимость в организации и результативности не только практических действий, по и всей психики человека.примерПсихический образ является объемным, многомерным и протяженным не только в пространстве, но и во времени. В человеческой психике пространство и время существуют в субъективном единстве, в личностной интеграции, что удачно отражено (выражено, задействовано), в частности, в известных математических допущениях и моделях теории относительности А. Эйнштейна.Вспоминается аналогия, использованная в лекциях А. Н. Леонтьевым. Желая, к примеру, познать морфологическую «сущность» кочана капусты, мы проводим анализ этого предмета, поочередно отрывая от целого его наглядные «единицы»: лист, второй, третий... В результате завершения такого анализа у экспериментатора остается «сердцевина» кочана — кочерыжка, которая и объявляется в качестве сущности исследуемого предмета. Конечно, как и всякая аналогия, этот пример не доказывает истину, но он помогает задуматься о неоднозначности, условности вопросов и ответов научного анализа. Нечто подобное непременно происходит в результате осуществления любого классически научного, т.е. узконредметного, анализа всегда целостной реальности — объективной и субъективной.Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — российский психолог, доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор(1967), специалист в области истории психологии, общей, возрастной и педагогической психологии. Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Харьковской О.Вундт Вильгельм (1832—1920) - немецкий физиолог, философи психолог, один из основателей экспериментальной психологии какнауки о «непосредственном опыте». С 1851 по 1856 г. изучал медицинув университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1864 г. —профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. — профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. — профессор философии в Лейпциге, гдев 1879 г. организовал первую в мире лабораториюфизиологическойпсихологии, преобразованную вскоре в институт, который долгиегоды был важнейшим международным психологическим центроми единственной в своем роде школой экспериментальной психологиидля исследователей из многих стран Европы и Америки. Основныетруды: «Лекции о душе человека и животных» (1894); «Основаниефизиологической психологии» (1880—1881); «Очерк психологии»(1897); «Система философии (1902); «Введение в психологию»(1912); «Естествознание и психология» (1904); «Основы физиологиипсихологии» (1908—1914); «Фантазия как основа искусства» (1914);«Психология народов» (1900—1920).Речь не идет об итогах или ретроспективной оценке сделанногоза несколько десятилетий не одним поколением российских психологов. В учебнике излагаются лишь основы психологической методологии, построенной на диалектическом материализме.Хрестоматийно риторический вопрос: что было раньше — курица или яйцо, — остается без ответа, поскольку неграмотно сформулирован в смысле поиска нуля как точки отсчета.Используем для упрощения и наглядного моделирования этойфилософской проблемы элементарную геометрическую аналогию:можно ли найти истинное начало окружности?Выготский Лев Семенович (1896—1934) — выдающийсяотечественный психолог, основатель культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций.Окончил юридический факультет Первого государственного московского университета (1917). В 1918—1924 гг. преподавал в институтахГомеля, где организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище. Докторская диссертация — «Психология искусства» (1925). С 1924 г. — сотрудник Института психологии МГУ(г. Москва). За 10 лет деятельности в качестве профессиональногопсихолога им написано около 180 работ. Автор основополагающихработ по проблемам методологии психологии, мышления и речи,нормального и аномального развития ребенка, обучения, дефектологии, психологии искусства. Основные труды: «Проблема культурногоразвития ребенка» (1928); «Этюды по истории поведения» (1930,совместно с А. Р. Лурией); «Педология подростка» (1930); «История развития высших психических функций» (1931); «Мышлениеи речь» (1934); «Психология искусства» (1965).термин «субъективный» в исходном определении психического образа означает также, что
этот образ принадлежит субъекту, личности. Отсюда вытекают двеглобальныеметодологические сложности. С одной стороны, как объективно изучать то, что в действительности субъективно?Психический образ каждого конкретного человека, конечно,субъективен, но для позиции исследователя он объективносуществует в сознании его носителя. Здесь снова проявляется (и должна учитываться) диалектическая категорияотношений, без принятия которой само понимание психики неоправданно упрощается, редуцируется. С другойстороны, субъектная, личностная принадлежность психикиозначает ее непосредственно живой и живущий характер,т.е. существование в конкретном человеке, реальном местеи времени. В этом смысле всякая психика уникальна. Дляпсихологии несомненно, что мыслит и переживает не мозг,нс мышление, а человек, личность с помощью и посредством мозга. Мир воспринимают не органы чувствительности(глаза, уши и т.д.), а реальный, одушевленный субъект,использующий данные анализаторы в качестве внешнегоорудия собственной психики. Все психические процессы, свойства и состояния существуют и функционируют в целостной, личностной организации, в субъектной интеграции, поэтому, например, воспринимая один и тот же объективный текст, люди могут пониматьего неодинаково, по-разному к нему относиться. Объективный текст не механически отражается и воспроизводится,не копируется, а по-своему преобразовывается личностью,которая избирательно и выборочно относится к миру.2ВОПРОС .ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ.Развитие представлений о природе психологических явлений Людей всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, человеку было необходимо понимать поведение других людей и себя.Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»).1 этап:  Всеобщее одушевление природы. В первобытные времена считалось, что душа обитает везде – людях, животных, растениях, явлениях природы. 2 этап:  Психология как наука о душе.  Развитие данного этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокритсчитал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Платонсчитал, что душа нематериальна и бессмертна. Аристотель – автор первой известной работы по психологии - «О душе