Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования луганской народной республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Директор института философии и социально-политических наук
__________________П.П. Скляр
«_____»________________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Подисциплине Введение в междисциплинарную методологию анализа
конфликтов
По направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология
Профиль подготовки «Технологии урегулирования конфликтов »
Луганск 2019

Лист согласования РПУД
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в междисциплинарную методологию анализа конфликтов» по направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология (профиля подготовки «Технологии урегулирования конфликтов») – 13 с.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учетом
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направленияю подготовки 37.04.02 Конфликтология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 марта 2015 года № 320.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Введение в междисциплинарную методологию анализа конфликтов» составлена на основе ГОС ВО по направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология
(профиля подготовки
«Технологии урегулирования конфликтов»), утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР от 17 июля
2018 года № 693-од, зарегистрированному в Министерстве юстиции ЛНР от
9 августа 2018 года за № 358/2002, учебного плана по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (профиля подготовки «Технологии урегулирования конфликтов») и Положения о рабочей программе учебной дисциплины в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени
Владимира Даля».
СОСТАВИТЕЛЬ: к.ист.н., доцент кафедры психологии ГОУ ВПО ЛНР «ЛНУ им.
В.ДАЛЯ» Бодрухина И.Н. _______________
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии «___» ________ 20___ г., протокол № ____
Заведующий кафедрой
___________________________П.П.Скляр
Переутверждена: «___» _________201__ г., протокол № ______
Переутверждена: «___» _________201__ г., протокол № ______
Рекомендовано на заседании учебно-методической комиссии института философии и социально-политических наук «____» _____201 г., протокол № ________.
Председатель учебно-методической комиссии института философии и социально-политических наук________________________С.А. Пидченко
© Бодрухина И.Н., 2019 год
© ГОУ ВПО ЛНР «ЛНУ им. В.ДАЛЯ»,2019год


Структура и содержание дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью изучения дисциплины является систематизация междисциплинарных знаний в области истории и теории современной конфликтологии, особенностях конфликтных форм взаимодействия людей, принципов и закономерностей конфликтных процессов.
Задачи дисциплины: изучить особенности конфликтного взаимодействия, причины и условия, порождающие конфликт, место и роль конфликтов в функционировании и развитии социальных систем путем междисциплинарного подхода к методологии анализа конфликта; сформировать умения и навыки междисциплинарного анализа конфликта, поиска путей его конструктивного урегулирования; актуализировать междисциплинарные знания относительно специфики конфликта в разнообразных сферах жизни социума; изучть сущность междисциплинарного принципа рассмотрения конфликта; дать представелние о познавательных возможностях конкретных дисциплин в анализе конфликтных ситуаций.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Введение в междисциплинарную методологию анализа конфликтов» относится к базовой части гуманитарного, социального, экономического цикла общей образовательной программы по направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология (профиля подготовки «Технологии урегулирования конфликтов»).
Для освоения дисциплины «Введение в междисциплинарную методологию анализа конфликтов» обучающиеся должны обладать входными знаниями и умениями по дисциплинам «История психологии»,
«История конфликтологии», «Психология и социология конфликта».
Освоение дисциплины «Введение в междисциплинарную методологию анализа конфликтов» является необходимой основой для решения методологических проблем анализа конфликтов.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
теоретические подходы анализа конфликтов в различных отраслях гуманитарного и социального знания; особенности междисциплинарной методологии анализа конфликтов; специфику зарождения, протекания и разрешения конфликтов в различных сферах жизни социума; обширный арсенал теоретико-дисциплинарных подходов и техники исследования конфликтов различного типа; основные классические и современные теории, которые используются в научных подходах к анализу конфликта, сущность и содержание междисциплинарного характера теоретического изучения и

прикладного исследования конфликтов различного типа; обширный арсенал прикладных методов и техники исследования и урегулирования конфликтов; теоретико-методологические основы и специфику применения разных видов технологий урегулирования конфликтов
уметь
осуществлять анализ конфликта в единстве исторического и логического аспектов; осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых междисциплинарных методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории конфликтологии и практики предупреждения конфликтов; анализировать конфликтное взаимодействие на основе дисциплинарного подхода; классифицировать конфликтное взаимодействие по различным основаниям; использовать социально-гуманитарные способы, методы и психологические техники урегулирования конфликтов; генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, проявлять готовность осуществлять научные исследования и получать новые научные результаты в решении актуальных проблем; осуществлять взаимодействие с различными участниками коммуникативного процесса и научного коллектива на принципах диалогического общения; использовать социально-гуманитарные способы, методы и психологические техники урегулирования конфликтов; оперировать основными терминами и понятиями в области проблематики данной учебной дисциплины; воспроизводить содержание тем дисциплины, апеллируя к необходимым источникам; использовать полученные знания и навыки в практической деятельности по предупреждению и урегулированию конфликтов; работать с информацией о конфликтах, знать основные методы, способы и средства ее получения, хранения, переработки для решения профессиональных и социальных задач;
владеть
навыками научно-исследовательской, аналитической деятельности и конкретными практиками работы с конфликтом.владеть навыками разработки новых междисциплинарных методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории конфликтологии и практики предупреждения конфликтов и конфликторазрешения; навыками руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности; навыками организации своего труда; концептуальними основами и теоретическим аппаратом в профессиональной сфере; навыками современного поиска и обработки информации; методами критической оценки информации, методами теоретического и прикладного исследования в области профилактики и преодоления конфликтных ситуаций; практическими навыками применения различных технологий урегулирования конфликтов.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ГОС ВО 37.04.02


Конфликтология и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП):
общекультурных:
ОК-2 – готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
ОК-3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
общепрофессиональных:
ОПК-2 – готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
профессиональными компетенциями:
ПК-1 – готовностью проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов;
ПК-2 – готовностью к проведению прикладных и стандартных конфликтологических исследований, анализу и обобщению полученных результатов исследования, делать выводы и давать рекомендации заинтересованным учреждениям.
4. Структура и содержание дисциплины:
4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов (зач. ед.)
Очная форма
Заочная форма
Объем учебной дисциплины (всего)
108
3 з.ед
108
3 з.ед.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
дисциплины (всего)
в том числе:
36
12
Лекции
12 4
Семинарские занятия
-
-
Практические занятия
24 8
Лабораторные работы
-
-
Курсовая работа (курсовой проект)
-
-
Другие формы и методы организации образовательного процесса (расчетно-графические
работы, индивидуальные задания и т.п.)
-
-
Самостоятельная работа студента (всего)
72
96
Форма аттестации экзамен экзамен

4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Междисциплинарные особенности конфликтологии.
Сущность междисциплинарного анализа конфликтов. Триединство конфликта. Общенаучные и эмпирические методы анализа конфликта.
Общая и отраслевые теории конфликта.
Тема 2. Понятие конфликтного пространства и его роль в
познании, прогнозировании и разрешении социальных конфликтов.
Виды конфликтов. Классификация конфликтов. Понятие социального конфликта. Особенности социального конфликта.
Тема 3. Особенности междисциплинарного анализа социального
гуманитарного знания.
Междисциплинарная методология анализа конфликта. Методология междисциплинарного анализа социальных конфликтов.
Специфика междисциплинарного анализа конфликтного взаимодействия.
Тема 4 Позитивные и негативные функции конфликта в развитии
социума.
Типы социальных конфликтов. Социальные движения: генезис, цели, средства, степень организации. Перспективы социальных движений.
Проблема социальной безопасности.
Тема 5. Введение в междисциплинарный анализ политической
конфликтологии.
Основные подходы в анализе политического конфликта. Типы политического конфликта. Примиряющие способности современного демократического государства. Проблема политической безопасности.
Тема
6
Предмет
и
основные
понятия
экономической
конфликтологии.
Экономические кризисы. Конкуренция. Виды и классификация экономических конфликтов.
4.3. Лекции
№ п/п
Название темы
Объем часов
Очная
форма
Заочная
форма
1
Междисциплинарные особенности конфликтологии
2 2
2
Понятие конфликтного пространства и его роль в познании, прогнозировании и разрешении социальных конфликтов
2 3
Особенности междисциплинарного анализа социального гуманитарного знания.
2 4
Позитивные и негативные функции конфликта в развитии социума
2 2
5
Введение в междисциплинарный анализ политической конфликтологии
2 6
Предмет и основные понятия экономической конфликтологии
2


Итого:
12
4
4.4. Практические занятия
№ п/п
Название темы
Объем часов
Очная
форма
Заочная
форма
1
Введение в междисциплинарный анализ правового, этно-национального и международного конфликтов.
2
2
2
Предмет и основные понятия этнонациональной конфликтологии. Динамика и типология этно- национальных конфликтов
2
3
Технологии урегулирования этно-национальных конфликтов.
Международный фактор зарождения и урегулирования этно- национальных конфликтов.
2
4
Междисциплинарный анализ посреднических отношений и переговоров в конфликте. Понятие посреднических отношений, носители, виды
2
2
5
Понятие переговоров и основные типы переговоров. Переговоры как эффективная практика посредничества в конфликтах.
2
8
Предмет и основные понятия юридической конфликтологии. Альтернативные способы разрешения юридических
(правовых) конфликтов (ADR).
2
9
Типы юридических конфликтов. Суд как институционально-правовой способ разрешения конфликтов
2
2
10
Введение в междисциплинарный анализ организационно-управленческого и конфликтов духовной сферы. Предмет и основные понятия конфликтологии духовной сферы.
Межкультурные коммуникации в конфликте.
Межкультурные различия и межкультурные конфликты. Технология разрешения конфликтов в духовной сфере.
2
11
Предмет и основные понятия организационно- управленческой конфликтологии.
Типы конфликтов в организациях.
2
2
12
Основные междисциплинарные технологии урегулирования конфликтов.
Понятие технологий урегулирования конфликтов.
Технологии предупреждения конфликтов.
2
Итого
24
8

4.5. Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом.
4.6. Самостоятельная работа студентов

п/п
Название темы
Вид СРС
Объем часов
Очная
форма
Заочная
форма
1
Анализ социального, политического и экономического конфликтов
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
Составить опорную схему основных категорий/понятий к теме практического занятия.
8 12 2
Предмет и основные понятия политической конфликтологии
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
8 10 3
Предмет и основные понятия экономической конфликтологии.
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
Подготовить презентацию к теме практического занятия
8 10 4
Типы конфликтов предпринимательства
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
8 12 5
Предмет и основные понятия юридической конфликтологии.
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
8 10 6
Этнонациональная конфликтология
Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний и умений.
8 10