Файл: Психическое развитие в период новорожденности, младенчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1.
Психическое развитие в период новорожденности, младенчества.
Задание 1. Докажите, что наследственные особенности и врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития организма.
Ответ: Наследственность для психического развития ребёнка играет роль предпосылок, но никак не определяющего фактора. Психическое развитие ребёнка — процесс сложный, в котором задействованы не только внутренние процессы, но и внешние: воспитание, среда обитания, внутрисемейные устои, обучение и социальная обстановка.
При этом существует мнение, что раннее развитие ребёнка дошкольного возраста показывает как раз те результаты, которые заложены генетически. Проявляется это, как правило, до пятилетнего возраста. Позже к реализации генетически обусловленных задатков подключаются другие дополнительные механизмы неприродного происхождения. Вывод: психическое развитие ребёнка — это, прежде всего, фактор, который формирует личностные характеристики, и который во многом зависит от внешних условий.
Более того, наследственность влияет на тип темперамента, который напрямую зависит от состояния нервной системы: возбужденной или, наоборот, заторможенной. В результате сложилось несколько типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.
Генетически обусловлен и механизм восприятия окружающего мира — есть дети, которые воспринимают его посредством зрительных образов, есть те, кто предпочитает вербальный способ общения.
Выявление генов, отвечающих за дальнейшее психическое развитие ребёнка, так же как и рождение такой науки как психогенетика — явление недавнее, давшее первые результаты в 80-90-х годах прошлого столетия. Исследования, которые проводятся в этом русле, идут в нескольких направлениях — учитываются биохимические процессы, происходящие в мозге ребёнка, изучаются молекулярно-генетические основы их поведения, сопоставляются группы психического развития детей, состоящие из однояйцевых близнецов и кровных родственников, также ведется поиск генов, связанных с психическими заболеваниями и отклонениями.
Задание 2. Заполните таблицу сопоставления кризисов:
Характеристики | Причины возникновения | Особенности проявления |
Кризис новорожденности | Кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но не отделяется биологически из-за ряда причин. Ребенок еще долгое время остается неспособным выполнять основные жизненные функции и является биологически несамостоятельным существом. | Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются: рефлекс Моро- при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются; рефлекс шагания; хватательный рефлекс; рефлекс Бабкина-давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю; рефлекс Бабинского-поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться; рефлекс поиска груди; сосательный рефлекс; плавательный рефлекс. |
Кризис 1 года | Большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры; ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов; скачок в развитии психических функций; слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях; первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей; необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков. | Всплеск двигательной активности, непоседливость; неподдельный интерес к опасным предметам; появление требовательных интонаций в голосе; способность к переживанию обиды и разочарования; упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого; расширение запаса мимических реакий; расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно. |
Задание 3. Вставьте пропущенное (ые) слово (а).
1. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни.
2. Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков, большинство из них угасают уже в первое полугодие.
3. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного. Это обеспечивае приспособление к новым условиям жизни.
4. Центральным психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка-улыбки на обращение матери.
5. В состав комплекса оживления входит: замирание и зрительное сосредоточение-долгий взгляд на взрослого; улыбку, выражающую эмоции ребенка; двигательное оживление; вокализации.
6. Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в общении , но и средств общения.
7. Специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития – это ситуация ребенок-взрослый.
8. Ведущая деятельность младенческого периода – это непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослыми(по Д.Б. Эльконину)
9. Основное противоречие кризиса первого года проявляется в стрмлении самостоятельности и зависимости от взрослых.
10. Новообразования первого года жизни способствуют формированию новой потребности - общение, которая будет развиваться и реализовываться уже в следующем возрастном периоде.
Задание 4. Проанализируйте психологические ситуации, описанные ниже, и ответьте на вопросы. Ситуация 1. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
Ответ: Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас его слов будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.
Ситуация 2. Родители Нины заметили, что в первые 2–3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам, узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей. С чем связана такая метаморфоза?
Ответ: Это свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно формируются эмоционально-психологическик связи с любящим их человеком.
Ситуация 3. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось
Ответ: При встрече с необычным, новым в непривычной ситуации у малыша может возникнуть острое тревожное состояние. Оно может быть вызвано форменной фуражкой, вуалеткой, закрывающей лицо. В необычной или неопределенной ситуации ребенка также охватывает сильное волнение, он начинает плакать.
Ситуация 4. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?
Ответ: Дети обычно в закрытые учреждения поступают из неблагополучных семей, от матерей, для которых ребенок был не долгожданным или рождаются с патологиями. Каждому малышу необходимо личное общение со взрослыми, ласка, внимание, положительные эмоции, пространство для игр, свои игрушки.