ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 4
Задание 1. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: Умение анализировать и структурировать информацию является одной из универсальных компетенций современных специалистов. Ментальные карты – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
Центральная позиция всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах.
Семь правил интеллект-карт
Располагайте лист горизонтально.
Всегда начинайте с центра.
Рисуйте ветви от центра в стороны.
Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
Показывайте иерархию и связь разными цветами.
Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Задание: Составьте интеллект - карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (ссылка на статью)
В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru
Задание 2. Максимальное количество баллов – 3.
Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.
Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.
В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо написать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала).
В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и при наличии приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.
В столбце «Возможности и трудности для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Мифологический | Отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны. Например: когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой. | Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается. |
Религиозный | Религия основана на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей. Например, в нашей семье нет религиозного воспитания, скорее это больше как традиция крестить детей до школы, в церковь ходить или нет, верить в бога или нет мы решаем сами, нас к этому никто не принуждает. | Имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение. Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай. |
Философский | Посвящая время саморазвитию, возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Имеется в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, человек пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в его жизни. | Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление |
Обыденный | Формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления. Например: Родители меня научили как ухаживать за огородом, стирать, готовить, и т.д. | Развиваясь во всех сферах ребенок ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего. |
Научный | Основные показатели: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии. Например: Обучаясь в колледже у меня сформировались основы научного мировоззрения | Точное познание мира, обоснованность и доказательность. Не всегда направлена на улучшения его положения в мире, знание безразлично к смыслам, интересам, ценностям человека |
Гуманистический | Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать. Например: Я за право других людей жить так, как им хочется, если это никому не вредит | Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
Ответ:
1.Мироощущение-эмоционально-психологическая сторона, настроения, чувства, переживания. Выражается в отношении человека к природе и окружающем мире, выраженном в форме чувств и действий.
Люди делятся по своему мироощущению на оптимистов и пессимистов. Оптимисты считают, что мир к ним благосклонен, мыслят позитивно. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Пессимисты, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров, что все плохо.
2.Мировосприятие- основано на практическом опыте. Создание наглядных образов, зрительные, звуковые картины. Факторы, влияющие на мировосприятие: СМИ, телевидение и Интернет. Мировосприятие человека определяет изучение искусства, природы, сущность и свойства окружающих предметов. Он начинает по-другому видеть мир, оценивая происходящее не только с точки зрения эмоций, но и опираясь на полученные достоверные знания.
3.Миропонимание-познавательно-интеллектуальный уровень. Представление о мире на основе рационального его объяснения.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Философское направления для анализа: рационализм Тезисы/Основные идеи
Рене Декарт (1596-1650) французский математик и философ– основатель рационализма. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием его истинности признавал разум (мышление).
Рационализм (разумность) - это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности.
Критический анализ
Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.
Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу. Критический рационализм исходит из того, что знание должно быть максимально объективным и не зависеть от суждений отдельных людей или групп. Подразумевается невозможность существования абсолютного знания — догматов.
Ключевым понятием критического рационализма является фальсифицируемость (потенциальная опровержимость). Критический рационализм придерживается того, что научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их.
Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: В современном обществе требования к практической направленности получаемой информации существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности». Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов.
В переводе с английского check означает «проверка», а list - «список». Поэтому чек-листы иногда называют «контрольными списками». Чек-лист - это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист - это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизни. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения.
Преимущества использования чек листов:
Структурирование информации в виде четких задач.
Повышение скорости обучения.
Высокий результат, уменьшение числа ошибок из-за невнимательности.
Взаимозаменяемость. Экономия рабочего времени.
В образовании и самообразовании чек-листы становятся очень популярными.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
Источник видеоматериала: видео-лекция Татьяны Черниговской ("Как научить мозг учиться?")
Ответ: Чек лист на Октябрь
1. Цель: закрыть три предмета по обучению.
2. Изучение учебных дисциплин (просмотр видеолекций, конспектов)
3. Поиск ответов на вопросы, которые мне не понятны
4. Изучение дополнительной литературы по предметам (использование интернет ресурсов)
5. Выполнение самостоятельных работ
6. Выполнение практических работ
7. Выполнение промежуточных аттестаций
Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Современный мир предъявляет человеку новые условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видеофрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)
Ответьте на вопрос и выполните задание:
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
Для справки: Сергей Петрович Капица (14 февраля 1928, Кембридж (Великобритания) — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное».
Ответ:
С.П. Капица в своем выступлении выделяет следующие темы современных научных исследований о мире человека:
1.Возрастное изменение населения
2.Распределение рабочей силы
Проблемами научных исследований он называет:
1.Интеграция в мировую науку
2.Опора на собственные силы в области образования
3.Экономические и правовые особенности в инновациях (бюрократия, монополизация)
Возрастное изменение населения - проблемы старения населения и возможное влияние этого фактора на потребление, производительность труда, темпы развития технологий и рост экономики.
С.П. Капица предлагает разделить науки на фундаментальные, прикладные, а также относящиеся к производству и экономике. Современная наука располагает отличными навыками образования специалистов и инновационным потенциалом. Излишняя реформация системы образования и оппозиция европейскому образованию мешает развитию образования, а бюрократия мешает развитию инновации. Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать