Файл: Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».

Цель урока: Образы героев в музыке и церкви.

Задачи урока:

Рассказать о княгине Ольге

Расширять слушательский опыт.

Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге, новогодние песни.

Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.


Проблема урока: Кто такие святые?

Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки.

Дополнительный материал: презентация, видео материалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Работа с презентацией.

В начале этого урока рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые – благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют (прослушают) главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы.

Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этих уроках.

Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.


В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.

Информация для учителя

Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.

Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не
можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.

Дополнительная информация

Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Баллада о князе Владимире (отрывок)

…По лону Днепровских сияющих вод,

Где празднуя жизни отраду,

Весной все гремит, и цветет, и поет,

Владимир с дружиной обратно плывет

Ко стольному Киеву-граду.

Всё звонкое пташство летает кругом,

Ликуючи в тысячу глоток,

А князь многодумным поникнул челом:

Свершился в могучей душе перелом,

И взор его мирен и кроток.

Забыла княгиня и слёзы и страх;

Одеждой алмазной блистая,

Глядит она, с юным весельем в очах,

Как много пестреет цветов в камышах,

Как плещется лебедей стая,

Как рощи навстречу несутся ладьям,

Как берег проносится мимо,

И, лик наклоняя к зеркальным водам,

Глядит, как её отражается там

Из камней цветных диадема.

Плывет и священства и дьяконства хор

С ладьёю Владимира рядом;

Для Киева синий покинув Босфор,

Они оглашают Днепровский простор

Уставным демественным ладом.

Когда ж умолкает священный канон,

Запев зачинают дружины,

И с разных кругом раздаются сторон

Заветные песни минувших времен,

И дней богатырских былины.

Так вверх по Днепру, по широкой реке,


Плывут их ладей вереницы,

И вот перед ними, по левой руке,

Всё выше и выше растет вдалеке

Град Киев с горой Щековицей.

Владимир с княжого седалища встал,

Прервалось весельщиков пенье,

И миг тишины и молчанья настал,

И князю, в сознании новых начал,

Открылось новое зренье:

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,

Почуялась правда Господня;

И брызнули слёзы впервые из глаз,

И мнится Владимиру: в первый он раз

Свой город увидел сегодня.

Народ, издалёка их поезд узнав,

Столпился на берег, и много

Скитавшихся робко без крова и прав

Пришло христиан из пещер и дубрав

И славят Спасителя Бога.

И пал на дружину Владимира взор:

«Вам, други, доселе со мною

Стяжали победы лишь меч да топор,

Но время настало – и мы с этих пор

Сильны еще силой иною!

Что смутно в душе мне сказалось моей,

То ясно вы ныне познайте:

Дни правды дороже воинственных дней!

Гребите же, други, гребите сильней,

На вёсла дружней налегайте!»

Всшипела под полозом, пенясь, вода,

Отхлынув, о берег забила,

Стянулась быстро ладей череда,

Передние в пристань вбежали суда,

И с шумом упали ветрила.

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон,

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!

А. К. Толстой

Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.

Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.

Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых