Файл: Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».
Цель урока: Образы героев в музыке и церкви.
Задачи урока:
Рассказать о княгине Ольге
Расширять слушательский опыт.
Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге, новогодние песни.
Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.
Проблема урока: Кто такие святые?
Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки.
Дополнительный материал: презентация, видео материалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа с презентацией.
В начале этого урока рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые – благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют (прослушают) главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы.
Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этих уроках.
Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.
Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.
В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.
Информация для учителя
Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.
Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не
можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Дополнительная информация
Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство
«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.
Баллада о князе Владимире (отрывок)
…По лону Днепровских сияющих вод,
Где празднуя жизни отраду,
Весной все гремит, и цветет, и поет,
Владимир с дружиной обратно плывет
Ко стольному Киеву-граду.
Всё звонкое пташство летает кругом,
Ликуючи в тысячу глоток,
А князь многодумным поникнул челом:
Свершился в могучей душе перелом,
И взор его мирен и кроток.
Забыла княгиня и слёзы и страх;
Одеждой алмазной блистая,
Глядит она, с юным весельем в очах,
Как много пестреет цветов в камышах,
Как плещется лебедей стая,
Как рощи навстречу несутся ладьям,
Как берег проносится мимо,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Глядит, как её отражается там
Из камней цветных диадема.
Плывет и священства и дьяконства хор
С ладьёю Владимира рядом;
Для Киева синий покинув Босфор,
Они оглашают Днепровский простор
Уставным демественным ладом.
Когда ж умолкает священный канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен,
И дней богатырских былины.
Так вверх по Днепру, по широкой реке,
Плывут их ладей вереницы,
И вот перед ними, по левой руке,
Всё выше и выше растет вдалеке
Град Киев с горой Щековицей.
Владимир с княжого седалища встал,
Прервалось весельщиков пенье,
И миг тишины и молчанья настал,
И князю, в сознании новых начал,
Открылось новое зренье:
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня;
И брызнули слёзы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалёка их поезд узнав,
Столпился на берег, и много
Скитавшихся робко без крова и прав
Пришло христиан из пещер и дубрав
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
«Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало – и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На вёсла дружней налегайте!»
Всшипела под полозом, пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулась быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон,
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
А. К. Толстой
Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.
Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.
Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.
Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.
Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых