Файл: Основными целями исследований в области мкк являются.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. История:

Понятие межкультурной коммуникации было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Холлом в рамках разработанной им по заданию Государственного департамента США программы адаптации американских дипломатов и деловых людей за рубежом

Цель:

Основными целями исследований в области МКК являются:

• систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией; • развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах; • формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Задачи:

  1. Создание и преобразование окружающей среды для жизнедеятельности человека;

  2. Социализация и преобразование самого человека;

  3. Формирование соответствующих средств и способов организации коллективной жизни;

  4. Формирование картины мира в виде систематизированных и упорядоченных знаний.

2) Культура – совокупность достижений человечества в произведенном, общественном и духовном отношении; набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями.

Коммуникация – это связь, общение между людьми, передача между клетками организма или обмен информацией между военными, с помощью определенных приборов.

Язык – (имеет много значений), один из определений – это знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание, написания.

Знак – это метка, предмет, явление, также это материальная замена предметов, понятие обмен информацией между людьми.

3) Структура:

Макрокультура (континентальный признак, охватывает более масштабные ценности и традиции)

Внутри Макрокультуры существуют микрокульуры (субкультуры)

Макрокультура может отличаться от микрокультуры этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками и тт.

4) Межкультурная коммуникация представляет собой разновидность сознательного извлечения/сообщения информации в процессе взаимодействия по крайней мере двух субъектов при помощи специально созданных для этого или сложившихся исторически средств коммуникации (знаков и правил их комбинирования)


Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно- просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это в свою очередь стимулирует проявление межнациональной конфликтности и приводит к осознанию необходимости культуры межнационального общения как альтернативы межнациональной конфронтации.

Проблемы межнационального культурного общения в настоящее время связаны с межэтническими конфликтами, потоками беженцев и вынужденных переселенцев и в значительной степени обусловлены излишне политизированным общественным сознанием.

5) В своих исследованиях господин Хофстеде выделил четыре измерения для выявления ценностей, связанных с национальной культурой:

Дистанция власти;

Индивидуализм/коллективизм;

Маскулинность/феминность;

Избегание неопределенности.

Чуть позже к ним прикрутили еще два и пустили в продакшен под названием 6D, а именно:

Ориентация на будущее;

Склонность к самопоощрению.

6) Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

Традиционное общество

Переходящее общество

Стадия “сдвига”

Стадия “зрелости”

Эра “высокого массового потребления”


Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

7) Автор считает, что наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Основным источником конфликтов станет не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой.

1. в силу глубоких различий между цивилизациями. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, — религии.

2. мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается, что ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации.

3. процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.

  1. Рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада.

  2. Культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.

  3. Усиливается экономический регионализм.

8) Высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры - это термины, введенные Эдвардом Холлом. Основная идея Холла состоит в том, что к трудности межкультурной коммуникации приводит непонимание контекста, а не в незнании языка. Коммуникационный процесс также зависит и от ряда внешних факторов, к примеру, тона речи, жестов, времени суток, погоды и пр. Однако Холл подразделил все культурные общности на две большие группы, взяв за основу тот факт, насколько сильное значение в этих культурах придается контексту. Таким образом, выделяются два типа культур:

-Высококонтекстуальные

-Низкоконтекстуальные

Высококонтекстуальная культура означает, что ее представители прибегают к использованию плотной информационной сети. Эти культуры отличаются богатым опытом, межличностные отношения складываются с учетом традиций и правил. Высококонтекстуальная культура однородна, стабильна и обладает большим скрытым контекстом, то есть множеством скрытых норм и правил. Э. Холл называл Китай ярким представителем культуры с высоким контекстом. Он отмечал, что, в частности, письменная речь китайцев практически не изменилась за многие сотни лет. Изучать китайский язык крайне сложно – для этого важно знать историю Китая и происхождение его языка.


Низкоконтекстуальная культура означает преобладание свободных сетей связи в социальном окружении и меньший объем информации. Люди обмениваются информацией, которая передается при помощи слов. Здесь намного важнее сами слова, а не информационный контекст. Люди чаще всего напрямую говорят о том, чего они хотят, не ожидая, что другой человек предугадает их мысли. Как правило, представители культур с низким контекстом излагают свои мысли открыто и прямо. Межличностные отношения в таких культурах зачастую носят временный и поверхностный характер.

Э. Холл относил к низкоконтекстуальным культурам такие страны, как Швейцария, Финляндия, Германия, Австралия, США

9) Классификации культур на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение Ричард Льюис выделил три типа культур:

-Моноактивные культуры – ориентированы на задачи. В эту группу входят немцы, американцы, англичане.

-Полиактивные культуры – ориентированы на людей. Это бразильцы.

-Реактивные культуры – вежливость, умение слушать. Представителями являются - тайцы и японцы.

10) В модели освоения чужой культуры М. Беннет делает акцент на чувственном восприятии и толковании культурных различий. Модель включает этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление) и этнорелятивист-ские этапы (признание, адаптация, интеграция).

11) Карл Поппер. Открытое общество и его враги – это Работа Карла Поппера в двух томах на тему политической философии, написанная во время второй мировой войны в период с 1938 по 1943 годы.

Книга состоит из двух томов:

Том 1. «Чары Платона»

Том 2. «Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы»

Поппер одобряет платоновский анализ социальных изменений, называя Платона великим социологом, но платоновские идеи, что считать идеальным обществом, Поппер отклоняет. Предтечей «открытого общества» он считает Афинскую демократию. В последней главе первого тома Поппер делает вывод о том, что либеральная демократия есть единственная форма правления, позволяющая проводить реформы без насилия и кровопролития.

Второй том посвящён критике философии Гегеля и Маркса. Поппер считает взгляды этих философов идейным обоснованием тоталитаризма, проявившегося в XX веке. Маркс считал, что внутри капитализма происходит концентрация средств производства в руках всё уменьшающегося количества капиталистов. Нарастание противоречий между наёмными рабочими и капиталистами должно привести к социальной революции. Так же Поппер считал, что нельзя применять насилие. Сегодня ряд требований, выдвинутых Марксом, были вполне реализованы в западных демократиях.


12) Интеграция, ассимиляция, аккультурация и траскультурация - данные понятия образуют смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных явлений, возникающих при взаимодействии как отдельных индивидов, так и целых социальных групп с инокультурным окружением.

Интеграция обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, согласованность между различными ее элементами. Под интеграцией часто понимают такие процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры.

Под понятием «ассимиляция» подразумевается процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Термин «ассимиляция» часто применяется для обозначения политики доминирующей этнокультурной группы в отношении этнических и культурных меньшинств, направленной на подавление их культуры.

Аккультурация – это совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в контакт, при котором происходят изменения в культуре одной или обеих групп. Добровольное заимствование культур, перетекание их из одной в другую способствуют налаживанию стойких межкультурных взаимоотношений.

Транскультурация - Суть этого процесса заключается в том, что определенная этнокультурная общность перемещается в другой район обитания, где отсутствует этнокультурная среда (результатом этого процесса можно считать первоначальную культуру США и Канады).

13) Здесь я буду ссылаться на те регионы, которые предложил в свое время видный отечественный экономико-географ Вольский, выделивший в современном мире 12 цивилизационных макрорегионов. По его мнению, данные регионы имеют как и сходства так и отличия.

Например, регионы Западной Европы, Восточной Азии и Российско-Евразийский, по его мнению, в основном «варились» в собственных региональных «котлах». Североамериканский и Австралийский регионы – преимущественно переселенческие, «отпочковавшиеся» от Западной Европы и ставшие в значительной или в очень большой степени разновидностями и продуктами британской цивилизации. Регион Латинской Америки сформировался в результате сложного и неравномерного сплава нескольких культур –