Файл: 1. религия с философской точки зрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ВОПРОС СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

2.1 Космологические и онтологические аргументы в пользу существования Бога

Аргументы за и против существования Бога были предложены философами, теологами и учёными. В философской терминологии эти вопросы рассматриваются в рамках эпистемологии (теории познания) и онтологии (природы бытия).

  1. «Всё должно иметь причину. Первопричина всего есть Бог».

Аргумент строится на утверждении, что Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя.

Встречается, отчасти, уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и заявлял о необходимости признания в ряду относительных причин первого начала всякого действия в мире.

Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего. Впоследствии это доказательство было упрощено и формализовано Уильямом Хэтчером.

Выглядит космологический аргумент примерно так:

1. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях, детали делают на заводе и т. д.)

2. Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя

3. Так как вселенная является материей, существующей во времени и пространстве, обладающая энергией, то следовательно, причина вселенной должна находиться вне этих четырех категорий.

4. Следовательно существует не материальная причина Вселенной, не ограниченная пространством и временем, не обладающая энергией.

Вывод: Бог есть. Причем из четвертого пункта следует что он нематериальный Дух, вне пространства (то есть Вездесущий), вне времени (Вечный), и не обладает энергией (Всемогущий)

  • Проблема соотношения бытия и небытия рассматривается как исходная философская проблема. Центральный вопрос этой проблемы: что служит началом и основанием мира — бытие или небытие. В рамках парадигмы философии бытия утверждается, что бытие абсолютно, а небытие относительно. Согласно парадигме философии небытия, небытие исходно, а бытие производно и ограничено небытием. На вопрос того, что является самым исходным даёт ответ книга Бытия: «В начале сотворил Бог небо (мир духовный, ангельский) и землю (мир видимый, материальный)…».

  • Вечность — признак трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного — встречается в индийской теософии, в некоторых из упанишад; это понятие также разрабатывалось в греческой философии (особенно у неоплатоников), сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. Впервые мы его встречаем в Откровении о Вечном Боге у евреев.


  1. «Совершеннее то, что существует и в представлении и в действительности».

Из присущего человеческому сознанию понятия о Боге заключает о реальном существовании Бога. Бог представляется существом всесовершенным. Но представлять Бога всесовершенным и приписывать ему бытие только в человеческом представлении — значит противоречить собственному представлению о всесовершенстве существа Божия, потому что совершеннее то, что существует и в представлении и в действительности, нежели то, что существует в одном только представлении. Таким образом, нужно заключить, что Бог как существо, представляемое всесовершенным, имеет бытие не в одном только нашем представлении, но и в действительности. То же самое Ансельм выразил и в таком еще виде: Бог по идее есть существо всереальное, совокупность всех реальностей; бытие относится к числу реальностей; поэтому необходимо признать, что Бог существует.

2.2 Священные писания и их роль

Священные писания — основополагающие тексты какой-либо религии.

При определении Священного писания берутся исключительно письменные тексты, устная традиция не учитывается. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества. В них очень важна преемственность передачи сакрального знания. Названия Священных писаний принято писать с большой буквы, в знак уважения к традиции.

Исторически сложилось так, что Священные писания в мифологической форме рассказывают о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о мифических прародителях человека и первых людях. Большое место уделяется проведению священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах и законах бытия. Некоторые Священные писания являются доступными для всех, а есть те, с которыми могут ознакомиться лишь посвященные в таинства данной религии, прошедшие определённый обряд инициации.

Большинство религий обнародовало правила, определяющие пределы Священных писаний, ограничения на изменения и дополнения. Переводы текстов на иной язык должны получить официальное разрешение. Язык оригинала является священным языком.

Если бы не было Священных писаний, то религиозные основы передавались бы из уст в уста, и информация искажалась бы до неузнаваемости.



3. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование кото­рой завершилось в период появления классо­вого общества, выделяют три основных элемента:

  1. религиозное сознание;

  2. религиозный культ;

  3. религиозные организации.

3.1 Религиозное сознание

Представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз­ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, прису­щих верующим, которые формируются под воздействием носи­телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное миро­воззрение верующих.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга­низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео­логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включа­ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно­вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качест­ва и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуаль­ных предписаний данной религии.

    Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре­лигии для человека.

Ранняя религиозная философия способствовала формирова­нию религиозной догматики, а современная выполняет по пре­имуществу апологетические задачи.

3.2 религиозный культ

Неотъемлемой частью любой религии. Представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные, предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.


Роль культа в любой религии исключительно велика. С по­мощью культа религиозные организации в доступной, чувствен­но-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных соб­раний, неукоснительное соблюдение многочисленных предпи­саний и запретов призваны не только приобщить человека к ре­лигии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религи­озное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства дан­ной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых дейст­виях ведет к формированию стойких привычек.

3.3 Религиозные организации

Играют существенную роль в функционировании религии.

Это объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных органи­заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей ве­рующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических ре­лигиях, как например, в христианстве, исламе буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные орга­низации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религи­озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти­тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро­учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес­сиональных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господ­ствующему религиозному течению, представляют собой органи­зации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых характерных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян
, сознательное вступление в общину, активная миссионер­ская деятельность.

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты, как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».

4. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТИРИСТИКА

4.1 Буддизм

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Считается, что это древнейшая мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Традиционно буддизм делят на Махаяну (Великую колесницу) и Тхераваду (Учение старейших). Выделяется также направление «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью Махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением.

Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350-500 миллионов человек. Основное число буддистов живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Буддизм возник на индийском субконтиненте в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого Учения до нынешнего времени точно не установлены, поскольку знания о древнеиндийском обществе слишком скудны.

Буддизм возник на индийском субконтиненте в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого Учения до нынешнего времени точно не установлены, поскольку знания о древнеиндийском обществе слишком скудны.

4.2 Христианство

Христианство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.