Файл: Теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

1. Нравственная культура личности юриста – основное значение понятий

2. Классификация нравственных качеств юриста

Заключение

Список использованных источников

Введение

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

- вопросы о том, как должен поступать человек;

- теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, её проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей. Именно поэтому роль профессиональной этики особо важна.

...Личность характеризуется не только тем,

что она делает, но и тем, как она это делает.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности, например адвоката. Осознание своего долга побуждает представителей целого ряда профессий относится к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношений личности и общества.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.


Тема контрольной работы имеет весомую и значительную актуальность в настоящее время. В период современной - демократической России, в период развития правового государства и гражданского общества, успех становления и развития правового государства целиком и полностью зависит от уровня правовой культуры ее населения, профессиональной правовой культуры должностных лиц, правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих.

Целью настоящей работы заключается в изучении, анализе и исследовании такого многогранного явления, как нравственная культура личности юриста.

Задачи:

- изучить содержание, функции и особенности нравственной культуры юристов;

- определить ее реальное состояние и уровень развития;

- провести классификацию нравственных качеств юриста;

- изучить профессиональное мышление юриста.

1. Нравственная культура личности юриста – основное значение понятий

Мораль представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями добра, зла, справедливости, честности, добросовестности, правды, неправды и т.п. Исполнение норм морали обеспечивается не государственным принуждением, а авторитетом общественного мнения, боязнью порицания со стороны окружающих, страхом утратить уважение и хорошую репутацию. Нормы морали и права находятся в неразрывном взаимодействии, поскольку играют в системе регулирования общественных отношений одинаково значимые роли, немыслимы в отрыве друг от друга, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга.

Мораль охватывает почти все сферы жизни — экономику, политику, право и др. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируются межличностные общения.

В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям. Их значение особенно велико в профессии юриста, связанной с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба человека — его клиента, подследственного, подсудимого. Правовая этика — научно-практическая дисциплина, которая изучает моральные закономерности системы «человек — право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.


Этическая культура юриста — система моральных принципов и норм, которые сформировались как результат чувств, знаний, потребностей юриста и выражают в его моральном поведении гармонию внутренних убеждений и их внешних проявлений.

Поведение юриста — это объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Оно выражается через совокупность совершаемых поступков, имеющих нравственное значение. Так, вымогание следователем признания у обвиняемого находится в противоречии с нравственной и правовой нормой. Такой поступок является аморальным.

Если профессионально-правовая этика — это живое функционирование морали в процессе юридической деятельности, то этическая культура юриста, будучи основой правовой этики, представляет собой внутреннее (природное) приказание следовать моральным принципам и нормам, сформировавшимся в обществе. Этическая культура — это естественное ядро профессиональной культуры юриста как личности, категорическое веление совершать моральные поступки при исполнении служебных обязанностей. Она не приемлет неморальную деятельность, угрозы, психологическое давление, разные виды насилия, иные негуманные средства решения юридических вопросов

Нравственность и культура юриста рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.

Что такое нравственная культура? Рассматривая этот вопрос, прежде всего необходимо определить, что это один из аспектов общей культуры человека, его составной элемент, который свидетельствует об уровне духовного развития личности, степень готовности к цивилизованного сосуществования. Рядом с нравственной культурой выделяют также нравственную, политическую, профессиональную, правовую, которые наполняют содержательно понятие общей культуры личности, раскрывают ее потенциальные возможности по участию в различных социальных отношениях.

В структурном смысле моральную культуру личности можно рассматривать в аспекте духовного и практического, что дает возможность выделять такие уровне ее внутренней построения, как теоретический (чувственно-психологический) и рациональный (деятельный, или практическое). Моральную культуру можно также представить как единство внутренней и внешней культуры. Во внутренней культурой понимают духовное богатство человека, его знания, взгляды, идеи, жизненные принципы, оценочные критерии; во внешней - степень и формы их проявления в повседневной жизни, а также навыки и умения.


Разделение культуры на профессиональную, этическую и другие составляющие достаточно условный, потому что связан с теми задачами, которые стоят перед исследователем. По сути, профессиональная культура по содержанию может совпадать с любым из названных выше компонентов. Так, профессиональная культура политического деятеля совпадает с понятием политической культуры, а профессиональная культура юриста - с понятием правовой культуры. При этом следует отметить, что неотъемлемым компонентом любой профессиональной культуры является нравственная культура.

На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что нравственная культура - это один из аспектов общей культуры личности, которая характеризуется системой моральных ценностей, которые формируются в течение всей жизни человека и является главным критерием в выборе модели, цели, средств осуществления поведения, а также доминирующего мотива любой сознательной деятельности. К системе моральных ценностей относят совокупность устойчивых знаний об добро, зло, справедливость и несправедливость, о наличии определенных норм и принципов морали, убежденность в необходимости выполнения этих правил, морально-чувственное отношение к случаям нарушения этих правил, готовность встать на защиту основных моральных идеалов и личными действиями воплощать их в практику жизни.

Чтобы глубже разобраться в системе моральных ценностей, необходимо более подробно остановиться на структурной характеристике моральной культуры.

2. Классификация нравственных качеств юриста

Юрист является не просто специалистом в области права. Он обеспечивает защиту прав и свобод граждан, олицетворяет закон и государство. Правозащитная деятельность основана на положениях нормативно-правовых актов, определяющих в том числе полномочия и обязанности юристов. Однако ни один правовой акт не может содержать всеобъемлющие правила, «рецепты» на все случаи, возникающие в юридической практике. Кроме того, абстрактный характер правовых норм дает возможность многогранной юридической интерпретации, совершения действий по усмотрению, а работа с конфиденциальными сведениями минимизирует социальный контроль. Перечисленные особенности обусловливают значимость морали в правовой сфере, необходимость использования внутренних регуляторов профессиональной юридической деятельности.


Нравственные качества юриста, прежде всего, следует рассматривать во взаимосвязи с этическими категориями, лежащими в основе любых моральных свойств человека. Данные категории вбирают в себя содержание всех норм нравственного поведения и наиболее полно раскрывают требования морали к личности1.

Наиболее общие этические категории - добро и зло. Добро понимается и как характеристика нравственности того или иного поступка, и как совокупность всего, что соответствует нормам морали. Зло обобщает все, что противоречит нормам морали, противостоит добру и вызывает общественное осуждение. В юридической практике крайне важны понимание добра и зла и готовность к неуклонной борьбе со злом в различных его проявлениях.

Безусловное нравственное требование к юристу - справедливость, предполагающая способность устанавливать должное положение вещей, правильное соотношение между деянием и воздаянием. Справедливость - один из основополагающих принципов права, неразрывно связанный с принципами законности и равенства всех перед законом и судом. Вся юридическая деятельность должна быть направлена на обеспечение справедливости.

Юристу необходимы развитое чувство долга и ответственность, выражающие понимание обязанностей перед отдельными индивидами, государством и обществом в целом и способность осознанно выполнять эти обязанности в соответствии с требованиями закона и морали.

Еще одно важное для юриста качество - гуманность. Она проявляется в бережном отношении к человеку, в уважении его чести и достоинства, в высокой человечности, соединенной с требовательностью. В практической деятельности следователь, прокурор, судья часто должны принимать жесткие решения, которые могут на первый взгляд показаться негуманными. Однако гуманизм не предполагает неоправданной снисходительности к преступникам. Напротив, настоящий гуманизм требует непримиримости к правонарушителям и не может противоречить интересам других людей и общества в целом. Но при этом даже в отношении лиц, преступивших закон, недопустимы бездушие, черствость и пренебрежение.

Юрист также должен быть совестливым, руководствоваться совестью при оценке и выборе своих действий. Совесть выступает в качестве категоричного внутреннего цензора, побуждающего творить добро и удерживающего от зла. Она не позволяет преступать закон, нарушать моральные нормы и проявлять халатность при исполнении своих обязанностей даже в отсутствие внешнего контроля.