Файл: Тема Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №1
Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)
3. Как определяется стоимость согласно теории Рикардо?
Давид Рикардо (1772-1823) явился крупнейшим продолжателем учения Адама Смита. В его трудах классическая политэкономия достигла значительных успехов в познании внутренних закономерностей капиталистического способа производства.
Д. Рикардо рассматривает теорию стоимости, проблемы распределения доходов, денежного обращения, внешней торговли. Принимая закон стоимости за исходную категорию, Д. Рикардо уделяет особое внимание теории стоимости, посвятив этой проблеме первую главу своей книги.
Опираясь на выводы А. Смита в теории стоимости, Рикардо стремится развить его взгляды. Как и Смит, Рикардо различал меновую и потребительную стоимость товара. Вещь, не имеющая потребительной стоимости, не может выступать как меновая стоимость; меновой стоимостью могут обладать только вещи, способные удовлетворить какие-либо потребности человека. Но он отрицал определение стоимости товара полезностью, встречающееся у Сэя – «это было бы верно, если бы стоимость товаров регулировалась только потребителями». Д. Рикардо придерживается трудовой теории стоимости А. Смита. Пропорции, в которых обмениваются товары, определяются не их полезностью, а только затратами трудана их производство.
В то же время Д. Рикардо признавал влияние фактора редкости. «Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства». Редкость как источник стоимости представляет скорее исключение, а не общее правило. Она применима к сравнительно узкому кругу товаров, которые, не могут быть свободно воспроизведены. Это относится к редким картинам, произведениям искусства, древним книгам. Их стоимость обусловливается сравнительной редкостью.
Что касается общего закона, то стоимость товаров прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на их производство, и обратно пропорциональна производительности труда. При этом «каждое улучшение в машинах, в инструментах, в зданиях, в добывании сырого материала сберегает труд... вследствие чего изменяется стоимость товара». Всякое улучшение уменьшает количество труда, требовавшееся прежде для производства товаров, вызывает падение его цены и стоимости.
Д. Рикардо различает стоимость и богатство. Богатство определяется количеством доступных человеку потребительных стоимостей, тогда как стоимость - это меновая стоимость, которая «зависит не от изобилия, а от трудности или легкости производства».
В трудовую теорию стоимости Смита Рикардо внес определенные дополнения и изменения. В то время, как Смит полагает, что определение стоимости затратами труда применимо только для докапиталистических условий, Рикардо распространил закон трудовой стоимости на капиталистическую экономику, точнее стал трактовать капитализмкак естественный и вечный общественный строй, начиная с первобытного общества.
Д. Рикардо отрицает двойственную оценку стоимости (по труду и по доходам), данную Смитом, и настаивает на определении стоимости товара необходимым трудом для его производства: «стоимость товара… зависит от труда, необходимого для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения за этот труд». Тем самым Д. Рикардо продемонстрировал приверженность трудовой теории стоимости. При этом он подчеркивал, что стоимость не слагается из доходов, как полагал Смит, а, наоборот, распадается на доходы. Изменения в соотношении между заработной платой, прибылью, рентой не оказывают влияния на величину стоимости, определяемой только рабочим временем.
Однако изложение теории трудовой стоимости у Рикардо не было вполне последовательным, в связи с чем исследователи его творчества по-разному отвечают на вопрос, признает ли Рикардо чисто трудовую теорию стоимости? По сути, Рикардо дает отрицательный ответ на этот вопрос, однако на практике он считал для себя удобным придерживаться трудовой концепции затрат. Развивая идею Смита о том, что стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах, Д. Рикардо конкретно показал, почему теория трудовых затрат не может полностью объяснить соотношение товарных цен.
Если производство товаров требует только затрат труда, то относительные цены товаров определяются полностью затратами труда. Использование капитала, пусть даже оборотного, в производстве этих товаров, изменяет картину. Производство требует времени, а рабочие нуждаются в потребительских товарах постоянно. Поэтому предприниматель «авансирует» рабочим часть готовой продукции в размере заработной платы, используя свой оборотный капитал. В денежном выражении готовая продукция (доход) превышает сумму выплаченной заработной платы на величину процента, полученного владельцем капитала. Такой
процент, равный прибыли на капитал, обязан своим существованием только разрыву во времени, который всегда существует между затратами и выпуском. Его получает тот, кто может позволить себе благодаря обладанию оборотным капиталом, необходимое «ожидание». Таким образом, на цену товара влияет не только количество труда, которое требуется для производства этого товара, но и продолжительность времени производства, поскольку это время есть также период заимствования средств, порождающего процент. В результате цена товара становитсяравной издержкам на заработную плату плюс прибыль на авансированный капитал.
Но почему же тогда Д. Рикардо придерживался в основном трудовой теории стоимости, ограниченность которой он сам обнаружил? Видимо потому, что она была удобным приближением к реальности в короткие периоды времени, когда трудовые затраты составляют основную часть всех затрат, то есть была удобной абстракцией, упрощающей систему.
Важная особенность по сравнению с теорией стоимости А. Смита в том, что в стоимость товара Д. Рикардо включает не только стоимость, созданную затраченным на него трудом, но и стоимость капитала, занятого в его производстве. В стоимости товаров, - считает Д. Рикардо, - следует учитывать не только труд, затрачиваемый непосредственно на их производство, но и труд овеществленный, то есть затраченный на «изготовление орудий и машин, требующихся для того вида труда, при котором они применяются». Трактуя материальные издержки как «накопленный труд», Рикардо вновь сводил определение стоимости к затратам труда. Таким образом, Рикардо выделял все факторы, влияющие на стоимость, но пытался свести их, в конечном счете, к единому первоисточнику – труду.
Д. Рикардо считал, что величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественной производительностью труда. Все товары одного рода, по Рикардо, имеют одинаковую стоимость. Но он полагал, что стоимость регулируется не среднеотраслевыми, а максимальнымизатратами трудапри самых неблагоприятных условиях, и распространял это определение на все отрасли. «Меновая стоимость всех товаров,… - писал он, - регулируется наибольшим количеством труда, по необходимости затрачиваемым теми, кто… продолжает производить при самых неблагоприятных условиях…».
Следует обратить внимание еще на два факта в определении стоимости Рикардо и классической школы. Во-первых, в теории Д. Рикардо (как и у Смита) категории стоимость и цена приводятся фактически как синонимы. Уточняя понятие «стоимость», Рикардо предлагает называть стоимость, определяемую затратами труда, «абсолютной», а стоимость, исчисляемую полученными в обмен товарами, «относительной».
Во-вторых, рассматривается вопрос, чем определяется рыночная цена товара? С точки зрения Д. Рикардо «цена товаров регулируется, в конечном счете, издержками производства, а не отношением между предложением и спросом. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночную стоимость товара... Но это влияние будет носить временный характер». Так возникло положение классической теории, согласно которой, цена товаров в короткий период времени определяется соотношением спроса и предложения, а в более длительный период - издержками его производства.
Затратный принцип трактовки стоимости характерен в целом для классической политэкономии. В теории Рикардо труд является основой всякой стоимости, и его относительное количество определяет относительную (меновую) стоимость товара. Но при этом Д. Рикардо уточняет, что существуют различия в качестве труда и трудность сравнения между часом труда в одной отрасли промышленности с трудом той же продолжительности в другой. Оценка труда различных качеств устанавливается на рынке и в значительной степени зависит от сравнительного искусства рабочего и напряженности выполняемого им труда.
Д. Рикардо стремился найти «постоянную меру ценности» товаров. Лучше всего этим требованиям отвечает золото. Золото, по мнению Рикардо, всегда производится при среднем соотношении труда и капитала. Стоимость золота никогда не меняется, будучи строго определенной количеством труда, требуемого для его производства. Это превращает золото в «совершенную меру ценности для всего, произведенного в точности при тех же условиях, что и оно само». Таким образом, стоимость товара зависит не от величины вознаграждения за труд, а от количества труда, необходимого для производства товара, а стоимость золота может служить всеобщим эквивалентом стоимости других товаров.
Практическое задание №2
Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)
3. Какие идеи Cэя и Мальтуса были восприняты и развиты экономистами последующих поколений?
Жан Батист Сэй (1767—1832) - последовательный продолжатель творческого наследия А. Смитав первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.
Жизненный путь Ж:Б. Сэя как ученого-экономиста сложился в известной степени под влиянием политических событий, произошедших во Франции в конце ХVШ - начале XIX в. и отчасти под впечатлением от поездки в 1789 г. в Англию, где в отличие от его страны в хозяйстве и политической экономии на первый план выходили уже индустриальные, а не аграрные проблемы.
Необходимо отметить, что Ж.Б. Сэй, как другие классики, конструировал политическую экономию по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение.
Ж.Б. Сэй снискал себе несомненный авторитет, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т.е. экономических кризисов.
В истории экономических учений имя Ж.Б. Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. В своих работах Ж.Б. Сэй разделил политическую экономию на три самостоятельные части: 1) производство богатства; 2) распределение его; 3) потребление произведенных благ.
Большое значение в создании стоимости товара Ж. Б. Сэй придавал предложенной им же теории трех факторов производства. Труд, земля и капитал, на его взгляд, участвуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стоимости. Триединая формула, вытекающая из теории трех факторов Ж. Б. Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную платукак доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибылькак доход капиталистов, а фактор «земля»— рентукак доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А.Смита. Речь идет о том, что, заимствовав у А. Смита идею о влиянии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж.Б. Сэй как бы «уточнил», что названные выше фактору («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.
Критика основных идей Ж.Б. Сэя, в том числе и той, что принято называть «законом Сэя», по которой экономические кризисы не являются закономерными, несмотря на многочисленные в этой связи попытки опровержения экономистами-романтиками, социалистами-утопистами и марксистами, более чем 100 лет(т.е. до появления экономического учения Дж. М. Кейнса) оставалась для теории и практики мирового хозяйства недостаточно убедительной.