Файл: Лабораторная работа Изучение и анализ школьных программ по технологии Цель работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Методика обучения технологии и предпринимательству» (ч.1, ЗФО)


Лабораторная работа 1.

Изучение и анализ школьных программ по технологии
Цель работы: изучить и проанализировать структуру и содержание Примерной программы по технологии.
Справочно-информационный блок

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися. Содержание программы выступает в обобщенном и систематизированном виде и может варьироваться. Программа должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании новейшие технологические достижения. Учитель должен активно участвовать в совершенствовании программы, так как за ним остается право самостоятельно принимать решение по ее корректировке, учитывая состояние учебно-материальной базы школы, ее производственного окружения, а также личные увлечения и особенности профессиональной подготовки. Возможны дополнение программы современными разработками в конкретных областях знаний, устранение устаревшего материала, перестановка тем и перераспределение времени на их изучение. Для того, чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами. От глубины и полноты проработки материала во многом зависит эффективность разработки содержания отдельных тем программы, изучения литературы и проведения занятий по предмету.
Порядок выполнения работы и задания

  1. Ознакомьтесь с содержанием пояснительной записки и тематическим планом Примерной программы по технологии и ответьте на следующие вопросы:

    1. Каковы основные цели обучения учащихся 5-9 классов технологии?

    2. Каковы сквозные образовательные линии предмета «Технология».

    3. Каковы различия тематических планов для городских и сельских школ?

    4. Каковы ценностные ориентиры содержания предмета «Технология».

    5. Каковы результаты изучения предмета «Технология».

    6. Перечислите основные компоненты Примерной программы по технологии для 5–9 классов и внесите их в схему в определенной логической последовательности.





  1. Проведите детальное изучение и анализ по разделам Примерной программы по технологии в 5-9 классах.

  1. Определите трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения раздела «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов».

  2. Определите последовательность изучения раздела «Технологии домашнего хозяйства».

  3. Определите последовательность изучения раздела «Электротехника». С какими электротехническими понятиями знакомятся ученики?

  4. Определите с какими графическими понятиями на уроках технологии знакомятся ученики в 5—9 классах?

  5. Определите последовательность изучения раздела «Современное производство и профессиональное образование».

  6. Оцените, имеет ли место системный подход при изучении сведений о материалах, их свойствах и применении, а также об элементах машиноведения.

  7. Выявите, по каким разделам программы могут быть проведены лабораторные работы.

  8. Определите возможность и целесообразность проведения экскурсий при изучении тем программы.

  9. Выявите возможности программы для выполнения учащимися творческого проекта.



  1. Проведите детальное изучение и сравнительный анализ разделов Примерной программы и авторских рабочих программ по технологии. Заполните таблицу по следующей схеме: содержательная линия, количество часов, основные понятия, требования к уровню подготовки учащихся, практические задания.


Примерный тематический план

п/п

Направления, разделы и темы предметного содержания

Кол-во часов

ПП

1

2
















I.

Направление «Индустриальные технологии»













5 класс










Обозначения:

ПП – Примерная программа (Просвещение, 2010).

1 – Рабочая программа (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – Вентана-Граф, 2015).

2 – Рабочая программа (В.М. Казакевич – Просвещение, 2018, 2020).
Вопросы

  1. Раскройте концептуальные и содержательные компоненты структуры примерной программы по технологии.

  2. Каково назначение и функции учебных программ?

  3. Какие варианты изложения учебного материала могут быть в программах и учебниках?

  4. Что определяет примерная (типовая) программа учебного предмета?

  5. В чем главное назначение рабочей учебной программы по предмету?

  6. Соблюдается ли принцип от простого к сложному в последовательности изучения операций при обработке материалов.

  7. В каких темах школьной программы (по классам) учащиеся знакомятся с современными процессами формообразования деталей (литье, штамповка, обработка резанием и т.д.)?

  8. Назовите трудовые операции, с которыми ученики знакомятся в процессе изготовления изделий из древесины, металла, и выявите сходные (разметка, строгание-опиливание и т.д.).


Рекомендуемая литература:

  1. Казакевич В. М. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018. — 58 с.

  2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 480 с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).

  4. Примерные программы основного общего образования. Технология. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).

  5. Тищенко А.Т. Технология: Программа: 5-8 классы. / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 144 с. — (Технология. Школа мастерства (Алгоритм успеха)).