ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 2

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Цель задания: систематизировать теоретические знания в облас­ти различных направлений менеджмента.

Содержание задания: заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологи­ческой последовательности:



п/п

Школа или на­правление в менедж­менте

Годы

возникно-­

вения

Основные

представи­-

тели

Основные

достижения

Основные

недостатки

Степень использова­ния науч­ных дос­тижений прошлых лет в со­временных условиях

1

Класси-­

ческая

школа

1911

Ф. Тейлор,

X. Эмерсон,

Г. Форд и др.

Внедре­ние НОТ

Разра­ботка

принципов

управления

Созда­ние цехо­вого

управления

Возник­новение института мастеров

Слабо учитывал­ся чело­веческий фактор

Использу­ется НОТ, принципы управле­ния

2.


Административная школа

1920

А. Файоль,
М. Вебер,
О. Шелдон,
Л. Урвик,
Блюмфилд,
Муни,
Рейли, Черч

Общая теория управления организацией
Создание системы универсальных принципов управления

Недооценка социальных аспектов управления.
Невнимание к человеческому фактору в организации.
Недостаточное внимание к научной разработке методов управления.
Организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

Используется система подхода к управлению.

3.

Школа человеческих отношений

1930

Фоллетт, Лайкерт, Мэйо,
Мюнстерберг

Определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей.
Обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности.

Объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями.

Вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.

Отсутствие математических методов исследования

Учет особенностей конкретного индивидуума.

4.

Школа науки о поведении

Конец 40-х

Дракер, Маслоу, Макгрегор,
Арджирис,
Фредерик Герцберг

Различные аспекты социального взаимодействия, мотивации.
Характер власти и авторитета.
Роль организационной структуры
Коммуникации в организации.
Лидерство.
Разработали иерархию потребностей

Качества трудовой жизни человека и др.

Отсутствие математических методов исследования.

Иерархия потребностей.

Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

5.

Школа социальных систем

1940- по наше время

Барнард, Саймон, Селзник,
Алвин Гоулднер и Амитай Этциони

Формальная организация – система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества людей.
Разработали более сложные системы мотивации.
Двухстороннее понимание отношений персонала и организации: мотивация персонала зависит от характеристик организации, но и организация может стимулировать персонал.


Центральным методологическим понятием оказывается понятие связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель.

Верховенство целей организации над целями индивидуума.

Социологические аспекты менеджмента.

Роль коммуникации

6.

Количественная школа

1950 – по наше время

Каунот, Дмитриев, Фельдман, Канторович, Слуцкий, Шумпеттер, Фишер, Калецкий, Тинберген

Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем.


Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.

Недооценка человеческого фактора.

Широко используется количественный подход, математика, статистика, инженерные науки и количественные методы особенно с появлением компьютеров.

Теория игр.

Теория решений.

Долгосрочное прогнозирование.

7.

Процессный подход

1930 – по наше время

Файоль,
Т. Конти

Управление - процесс, состоящий из ряда функций.

Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.


Иногда сложно разделить процесс управления на составные функции.

Не достаточное внимание функциональному разделению

Выделение основных и вспомогательных функций.

Разделение бизнеса на бизнес единицы

8.

Системный подход

1950-по настоящее время

Парсонс,
Мертон,
Барнард,
Бенталанфи,
Винер,

П. Друккер

Постановка целей.

Проектирование организационных систем.

Организация- открытая система.

Системное мышление.

Организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую).

Обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды.

Теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.


Не уделяли внимание составным частям организации, имеющим свои собственные цели.

Организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.

9.

Ситуационный подход

1960-по настоящее время

Бернс,
Столкер,
Вудворд,
Порш,
Р. Дэвис, Ньюмен

Динамическое окружение.

Внешняя среда.

Матричные структуры.

Информационные системы.

Стратегическое управление.

Социальная ответственность.

Дают рекомендации, как следует управлять в конкретных ситуациях.


Стремление приблизить теоретические исследования к практике.

Сложно разработать общие принципы и критерии.

Опыт управления и теоретические исследования позволяют выделить основные ситуационные переменные. Их установление явилось наиболее значимым вкладом в теорию и практику управления.

Теория «7-S»



Задание 2

Определите стиль руководства.

Для определения возможного вашего стиля работы в качестве руководителя предлагается несколько ситуаций производственного, экономического и социального характера и варианты их решения.

1. За последнее время результаты работы руководимого вами коллектива ухудшились по причинам как объективного, так и субъ­ективного характера.


Действие

Стиль руководства

выжидаете, рассчитывая, что ситуация исправиться сама

Либеральный

определяете направление перемен и заставляете подчиненных выполнять их

Авторитарный

на собрании коллектива выслушиваете предложения по улучше­нию деятельности и на их основе принимаете решение

Демократический


2. В связи с сокращением объема производства необходимо со­кратить штат работников.


Действие

Стиль руководства

выносите на обсуждение коллектива и принимаете решение после того, как подчиненные выскажутся

Демократический

передаете решение общественным организациям и самому коллективу

Либеральный

принимаете решение о сокращении штатов и конкретных ра­ботников единолично

Авторитарный

3. Вас назначили руководителем коллектива и поставили задачу повысить эффективность деятельности данного коллектива.


Действие

Стиль руководства

сложившуюся ситуацию обсудите, примите решение

Демократический

ничего не предпримете, так как считаете, что задача всем по­нятна и работники сами сделают все необходимое для повышения эффективности своей работы

Либеральный

уточняете ответственность и задания каждого работника и начинаете строго контролировать их работу

Авторитарный