Файл: Тип урока урок изучения нового материала умк Пасечника В. В. Технологическая карта Тема Размножение организмов Цель Изучить основные формы размножения живых организмов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предмет: биология

Класс:9

Тип урока: урок изучения нового материала

УМК: Пасечника В.В.
Технологическая карта


Тема

Размножение организмов

Цель

Изучить основные формы размножения живых организмов

Задачи

-образовательные: охарактеризовать размножение, как один из этапов индивидуального развития организмов, расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого и полового размножения, охарактеризовать способы бесполого и полового размножения

- развивающие:развитие умения работать с различными источниками биологической информации: учебником, текстом, рисунками, дополнительной литературой; способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление схем, заполнение таблицы, работа в парах, работа с тестами).

- воспитательные: проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций.

Формируемые УУД

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; умение слушать учителя, высказывать свое мнение, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные: умение работать в парах и группах, обмениваться информацией с одноклассниками; умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками


Основные понятия

половое и бесполое размножение, партеногенез, гермафродиты, шизогония, фрагментация, споруляция,

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, учебники

Организация пространства




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Поэтому все улыбнулись друг другу, нашим гостям. Настроились на урок.

Слушают,

улыбаются друг другу







Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Эволюционное развитие многоклеточных животных привело к возникновению колоссального количества форм на планете. Все они обладают основными признаками, характерными для живого организма При подготовке к ОГЭ мы с вами столкнулись с такими заданиями по 1 вопросу. Назовите основные признаки живого?

дети смотрят на презентацию и определяют свойство живых организмов. Ответ: Обмен веществ, питание, дыхание, рост и развитие, подвижность, выделение, размножение.



Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке? К какому типу относится изображённое на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?




(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Итак, ребята, тема нашего урока… «Размножение живых организмов» Определите цели сегодняшнего урока.

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Размножение – это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». В течение урока вы должны будете понять смысл данного эпиграфа, к которому мы вернёмся в конце урока.

я фиксирую. Наиболее удачным вы выбрали определение №2.


Ученики записывают тему урока в путевые листы, предлагают свои варианты целей урока Голосование за то или иное определение размножения: учащиеся поднимают руки на соответствующий номер,

Записывают определение в тетрадь.


Заполняют таблицу я знаю, хочу, узнал Выберите определение, которое вы считаете наиболее удачным.

Размножение – это:

1) общее свойство живых организмов.

2) способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.

3) процесс увеличения численности особей.





(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Для проведения исследования класс разбивается на группы.

1 группа готовит исследование по бесполому размножению

2 группа готовит исследование по половому размножению

Каждый из вас получает инструктивную карточку, которую вы должны заполнить

Отчет группы 1

Отчет группы 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2.

Работа по §

I.Изучите материал абзаца «Половое размножение» на стр 87 и «Формы полового размножения» на стр. 87-88….

II. Запишите определение.

Половое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности полового размножения?

1. Происходит с помощью ………………………клеток - ………..

2. Участвует …….. особи.

3. Генотип потомка сочетает признаки и свойства ……………………

4. Преимущество - ……………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм полового размножения.

Половое размножение
…………….. ……………… ……………… ……………

V. В чём преимущество полового размножения над бесполым? Где можно применить полученные знания?


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1.

Работа по §20

I.Изучите материал абзаца «Бесполое размножение» на стр.84 и «Формы бесполого размножения» на стр. 85.

II. Запишите определение.

Бесполое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности бесполого размножения?

1. Происходит с помощью ………………………клеток.

2. Участвует ……..материнская особь.

3. Генотип потомка …………………… с материнским.

4. Преимущество - ………………………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм бесполого размножения.

Бесполое размножение


………… ………… …………… ………… ………… ………… …………..

V. В каких случаях бесполое размножение эффективнее? Где можно применить полученные знания?





. (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

V. Первичное закрепление

Цель.

обобщить и закрепить полученные знания

Распределите карточки на интерактивной доске

Вместе обсуждают и распределяют картинку и тип размножения






(Р)проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении типов размножения, самоконтроль усвоения знаний.


Верны ли утверждения.

Перед вами 11 утверждений. Какие из них верны?

Дополнительный балл за защиту группы

Работает весь класс (+, -) – слайд
Делают в тетради.

Самопроверка по образцу и оценивание

11-10 – «5»

9-8 – «4»

7-6 – «3»



  1. Спорообразование характерно для гидры.  -

  2. Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +

  3. При бесполом размножении участвует одна особь.  +

  4. Гермафродит - обоеполый организм.   +

  5. Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -

  6. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –

  7. Для простейших характерно деление пополам. +

  8. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +

  9. Гидра размножается почкованием. +

  10. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

  11. В бесполом размножении участвуют одна особь. +






(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Р) оценка, контроль, коррекция

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.







Задания по вариантам ( задания: А, В1,В2, С1)





Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.


VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке.

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок

отвечают на вопросы, выставляют оценки

Что на уроке было интересным?

А что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
– Ведя разговор о видах и способах размножения, что вы поняли??







(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

IX. Д/з. Цель.

обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§…. 1.Составить пять разных предложений с термином “размножение”, чтобы максимально его раскрыть.

2.Составить вопросы ГИА по данной теме – задания А, В.

записывают д\з в дневник









X

Спасибо за работу. Урок окончен.