ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока 9
Раздел долгосрочного плана: Раздел 1. Толерантность и межкультурный диалог | Школа: | |||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: | |||||||||||||
Класс: 10кл. | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||||
Тема урока (1 час) | Насколько я толерантен. Стилистические фигуры | |||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 10.2.6 Использование приемов чтения 10.3.1 Изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала | |||||||||||||
Цели урока | Учащиеся смогут: использовать приемы изучающего, поискового и аналитического чтения; излагать содержание прочитанного материала в виде сжатого плана и сжатого пересказа | |||||||||||||
Критерии оценивания |
| |||||||||||||
Лексический минимум | Полезные выражения для диалогов и письма: к радости, к удивлению, к досаде, в самом деле, действительно, разумеется, бесспорно, несомненно, по сведениям, по словам, иными словами, согласитесь, представьте себе, надо признаться, честно говоря и др. Толерантность, сосуществование разных народов, взаимная терпимость, история человечества, многообразие культур и религий, этническая толерантность, межконфессиональное согласие | |||||||||||||
Привитие ценностей | Ответственность, толерантность Привитие ценностей осуществляется посредством применяемых методов работы, предлагаемой работы с текстом, способов оценивания (взаимооценивание, самооценивание). | |||||||||||||
Межпредметные связи | В разделе прослеживаются межпредметные связи с предметом обществознание. | |||||||||||||
Навыки использования ИКТ | Практические навыки работы с интернет- ресурсами. | |||||||||||||
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценки аудиовизуальных материалов, создании устных текстов с соблюдением языковых норм. | |||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ссылки и рекомендуемая литература | ||||||||||||
Начало урока 3-5 минут | 1. Организационный момент. Деление на группы по цитатам. (Следует заготовить соответствующее количество цитат для распределения учащихся в 3 группы). 2. Работа с цитатами Задание в группах. Прочитайте и объясните цитаты: 1. «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю». Антуан Сент – Экзюпери 2. «Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц». Пир Байл 3. «История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость». Эмиль Золя 3. Выход на тему и цели урока: Учащиеся определяет тему, обсуждают цели обучения и критерии оценивания, дескрипторы. | http://self-creation.info/tsitatyi-o-tolerantnosti/ цитаты о толерантности | ||||||||||||
Середина урока 15 -20 мин 1-2 минуты 1 минута |
Метод Джигсо. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить план или выделить микротемы текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. Текст 1. Выписать в два столбика толерантная и интолерантная Понять, что такое терпимая личность, можно через ее противоположность – личность нетерпимую. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир нетерпимого человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Терпимые люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих. Нетерпимые личности делят мир на черный и белый. Для них есть только плохие и хорошие люди и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо – нет. Терпимый человек напротив, принимает мир во всем его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важнейший признак терпимой личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру. Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Нетерпимый путь чаще связан с представлениями о собственной исключительности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих. Другой путь – путь человека более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом. Ребята, что вы думаете о значении такого качества как толерантность или терпимость личности для самой этой личности и для общества? 2.Кластер «Черты толерантногй личности» Примерные черты толерантной личности: 1. Расположенность к другим. 2. Снисходительность. 3. Терпение. 4. Чувство юмора. 5. Чуткость. 6. Доверие. 7. Альтруизм. 8. Терпимость к различиям. 9. Умение владеть собой. 10. Доброжелательность. 11. Умение не осуждать других. 12. Гуманизм. 13. Умение слушать. 14. Любознательность. 15. Способность к сопереживанию. Чем толерантная личность отличается от интолерантной? Этих отличий довольно много: 1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически, не стремятся обвинить в своих неприятностях других. Интолерантные люди замечают в себе больше достоинств, чем недостатков, в своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим, потенциал для саморазвития у них выше. 2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой, он живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности. 3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, он стремится снять с себя ответственность за то, что с ним происходит и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении к другим людям. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, он всегда готов отвечать за свои поступки. 4. Потребность в определении. Интолерантные люди делят мир на две части: «белую и черную», а людей на два типа: «плохих и хороших». Толерантные люди видят весь мир в его многообразии. 5. Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, в творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не других. Такие люди стремятся к личностной независимости, больше чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т.к. им не надо ни за кого прятаться. 6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. 7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. 8. Авторитаризм. Для интолерантной личности важна общественная иерархия, такую личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, потребность в сильной власти. Второй – путь свободного, знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим, доброжелательным отношением к миру. III. Послетекстовая работа Пересказ текста Задание. Опираясь на выполненный анализ текста, изложите содержание прочитанного материала в виде сжатого пересказа. При пересказе воспользуйтесь памяткой сжатия текста. В компрессии текста необходимо исключение:
Взаимооценивание в паре IY. Обобщение и итоги урока Упражнение № 1. «Черты толерантной личности» Цель: закрепить полученные знания о чертах толерантной личности, оценит степень своей толерантности. Инструкция: поставить знак «+» напротив тех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены, знак « - », которые у вас менее выражены, знак «*» - которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. (список качеств дается в начале) Подсчитывается количество ответов по каждому качеству, те качества, которые набрали большее количество баллов, являются ядром толерантной личности. Стилистические фигуры С детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Он, «обогащаясь ежеминутно», является орудием познания окружающего мира. Гибкий, живописный язык служит средством общения. Однако современные люди, засоряя свою речь, нарушают единство языковой формы и речевого содержания. Язык просит бережного, ответственного отношения. Мы не должны забывать ни на секунду, ни на минуту о том, что надо беречь наше средство общения для будущих поколений. Ведь красивая речь – это королева слова и мысли. Проверка Метафоры: орудие познания окружающего мира, засоряя речь, речь – это королева. Перифраза: средство общения. Гиперболы: обогащаясь ежеминутно. Литота: не забывать ни на секунду, ни на минуту. Эпитеты: глубокая старость, гибкий, живописный язык, красивая речь. Олицетворения: язык просит. | http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf Формирование навыков функционального чтения для учителей родного языка http://pricom.kz/?p=42073 Толерантность – культура мира http://studbooks.net/891297/psihologiya/vvedenie Толерантность, проблемы толерантности. | ||||||||||||
Конец урока 5 мин | Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»: Что вы сделаете с информацией, полученной на уроке? Мне пригодится. Мне следует «переварить». Мне не пригодится. Домашнее задание: 5 минутное эссе на тему «Согласны ли вы с Кантом, что нужно «поступать по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». | | ||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. | Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке. | ||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | |||||||||||||
| ||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
Текст 1.
Выписать в два столбика толерантная и интолерантная личность
Понять, что такое терпимая личность, можно через ее противоположность – личность нетерпимую. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует.
Мир нетерпимого человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Терпимые люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.
Нетерпимые личности делят мир на черный и белый. Для них есть только плохие и хорошие люди и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо – нет.
Терпимый человек напротив, принимает мир во всем его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важнейший признак терпимой личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими.
Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру.
Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Нетерпимый путь чаще связан с представлениями о собственной исключительности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих. Другой путь – путь человека более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других.
Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
Ребята, что вы думаете о значении такого качества как толерантность или терпимость личности для самой этой личности и для общества?
Чем толерантная личность отличается от интолерантной? Этих отличий довольно много:
1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически, не стремятся обвинить в своих неприятностях других. Интолерантные люди замечают в себе больше достоинств, чем недостатков, в своих проблемах они склонны обвинять
окружающих. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим, потенциал для саморазвития у них выше.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой, он живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, отсутствие
угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, он стремится снять с себя ответственность за то, что с ним происходит и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении к другим людям. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, он всегда готов отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении. Интолерантные люди делят мир на две части: «белую и черную», а людей на два типа: «плохих и хороших». Толерантные люди видят весь мир в его многообразии.
5. Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, в творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не других.
Такие люди стремятся к личностной независимости, больше чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т.к. им не надо ни за кого прятаться.
6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности.
8. Авторитаризм. Для интолерантной личности важна общественная иерархия, такую личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью.
Стилистические фигуры
С детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Он, «обогащаясь ежеминутно», является орудием познания окружающего мира. Гибкий, живописный язык служит средством общения. Однако современные люди, засоряя свою речь, нарушают единство языковой формы и речевого содержания. Язык просит бережного, ответственного отношения. Мы не должны забывать ни на секунду, ни на минуту о том, что надо беречь наше средство общения для будущих поколений. Ведь красивая речь – это королева слова и мысли.
Метафоры: .
Перифраза:.
Гиперболы:.
Литота:.
Эпитеты:
Олицетворения
Примерные черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
Упражнение № 1. «Черты толерантной личности» .
Инструкция: поставить знак «+» напротив тех черт, которые, по вашему мнению, у вас
наиболее выражены, знак « - », которые у вас менее выражены, знак «*» - которые, на ваш
взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. (список качеств дается в начале)
Примерные черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
Упражнение № 1. «Черты толерантной личности» .
Инструкция: поставить знак «+» напротив тех черт, которые, по вашему мнению, у вас
наиболее выражены, знак « - », которые у вас менее выражены, знак «*» - которые, на ваш
взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. (список качеств дается в начале)