Файл: 76. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан с крупными компаниями сша, Западной Европы, ЮгоВосточной Азии и Ближнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан с крупными компаниями США, Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.


Внешняя политика - неотъемлемая часть казахстанской государственности. Формирование внешней политики Казахстана неразрывно связано с процессом становления его государственности, развития экономических реформ и создания демократической правовой основы казахстанского общества.
Геополитическое положение страны, этносоциальный состав населения, уровень развития экономики определили следующие основные направления внешней политики Республики Казахстан:
1) Сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ.
2) Вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные организации в современные международные отношения и процессы; приобщение к достижениям мировой цивилизации в политической, экономической, социальной, гуманитарной, научной, образовательной областях; подключение мирового сообщества к проблемам переходного этапа казахстанского общества от административно – плановых к свободным, рыночным отношениям и оказание необходимой помощи и поддержки.
3) Приобретение от ядерных держав – США, России, Великобритании, Китая - гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимой территориальной целостности, нерушимости границ в связи с его отказом от ядерного статуса.
4) Вступление в основные финансовые организации - Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития - в целях привлечения финансовых средств для реформирования отечественной экономики.
5) Сотрудничество на двусторонней основе; при этом первостепенное внимание уделялось становлению и развитию сотрудничества с соседними странами - Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном.
С первых дней независимости Казахстан стремится проводить активную, разностороннюю и сбалансированную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение длогосрочных национальных интересов.
Задачей первого этапа (1991 – 1993 гг.) становления внешней политики независимого Казахстана стало формирование международно-правовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных форумов. На втором этапе (1994 – 1996 гг.) развития внешней политики страны на первый план вышла задача обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом. С 1996 г. начался следующий этап в развитии казахстанской внешней политики,
когда была разработана и утверждена концепция, определившая приоритеты и основные направления внешней политики.
Приоритетными направлениями внешней политики Казахстана являются развитие сотрудничества с Россией, государствами Центральноазиатского региона, Китаем, США, Европейским Союзом. Большое значение придается взаимодействию с основными странами Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии.

НравитсяПоказать список оценивших

Россия признала независимость Казахстана 17 декабря 1991 г. Подписание 6 июля 1998 г. между Казахстаном и Россией Декларации о вечной дружбе и союзничестве, свидетельство особых отношений между двумя странами, неуклонно следующих основным принципам и целям двустороннего сотрудничества. Стратегическим внешнеполитическим приоритетом Казахстана является развитие его отношений с центральноазиатскими странами. 30 апреля 1994 г. был подписан Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Одним из приоритетных направлений казахстанской внешней политики является сотрудничество с КНР, дипломатические отношения с которой были установлены в январе 1992 г. Оба государства определили формат взаимоотношений: добрососедство, сотрудничество на основе принципов взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности, мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также других общепризнанных норм международного права.
С самого начала своей независимости Казахстан ориентировался, прежде всего, на развитие отношений с высокоразвитыми государствами мира, являющимися центрами мировой экономики, для укрепления экономического потенциала страны с целью ее дальнейшего развития. Поэтому отношения с США являются для Казахстана одним из главных внешнеполитических приоритетов. Особую роль в налаживании конструктивных отношений с США сыграло принципиальное решение руководства Казахстана отказаться от статуса ядерной державы. Следствием такой политики стал подписанный 5 декабря 1994 г. в Будапеште Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Республике Казахстан руководителями Великобритании, России и США. Отношения между РК и США характеризуют широкий спектр взаимодействия.

Как стратегическое направление Казахстан рассматривает отношения со странами Европы. Особое значение в долгосрочной перспективе имеет Европейский Союз, в первую очередь, в торгово-экономической сфере. Дипломатические отношения между Казахстаном и Европейским Союзом были установлены в 1992 г.
Страны Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии занимают особое место во внешнеполитической стратегии Казахстана, сотрудничество с которыми развиваются по всем направлениям международной жизни.
Особое значение придается сотрудничеству РК в рамках ШОС, образовавшейся под первоначальным названием «Шанхайская пятерка» в апреле 1996 г. Сотрудничество в рамках Организации включает широкий спектр экономического, военно-политического и гуманитарного взаимодействия. ШОС не является военно-политическим союзом и его деятельность не направлена против других государств и регионов.
В системе внешнеполитических приоритетов Казахстана особое место занимает и СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Основная цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира. Безопасности и стабильности в Азии.
С декабря 1995 г. Казахстан является членом Организации Исламской Конференции. Данная организация демонстрирует серьезную попытку мусульманских стран утвердиться в качестве самостоятельной силы в системе современных международных отношений. Участие в ОИК дает возможность мусульманским государствам решать свои конкретные экономичеcкие, внутри- и внешнеполитические задачи. В 2011 г. Казахстан стал действующим Председателем этой организации.
77. Реализация программ «Нурлы жол», «100 конкретных шагов». Государственные программы» «Культурное наследие, «Народ в потоке истории».


Новая экономическая политика «Нурлы Жол – путь в будущее» - ответ Казахстана на глобальные вызовы. (Послание Президента от 11.11.2014 г.)

Лидер нации Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года на политсовете партии «Нур Отан» обратился с Посланием народу Казахстана "Нурлы жол - Путь в будущее", в котором он обозначил ключевые моменты новой экономической политики Казахстана.
Как отмечают эксперты глава государства первым среди мировых лидеров продемонстрировал выдающиеся качества оперативно принимать решения стратегического характера при высоких темпах перемен.

Послание Президента РК стало ответом Казахстана на глобальные вызовы. К ним преждевсего, относятся спад мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы, и, как следствие, снижение поступлений в доходную часть бюджета.
«Мы - часть мировой экономики, ближайшие годы станут большим испытанием. Этот рубеж смогут перейти только сильные и сплоченные страны. Я объявляю о новой экономической политике Казахстана «Нұрлы жол». Все средства от природных ресурсов мы откладывали в Национальный фонд. Сейчас этот фонд нам поможет пережить трудные времена. Дополнительное выделение 500 млрд тг из Нацфонда: 100 млрд - на льготное кредитование бизнеса; оздоровление банковского сектора - 250 млрд тг; на привлечение новых инвестиции - 80 млрд тг; выставка ЭКСПО-2017 - 40 млрд тг; на развитие транспортной инфраструктуры Астаны к ЭКСПО-2017 - 29 млрд тг. на новый терминал аэропорта Астаны. Развитие транспортной инфраструктуры Казахстана будет осуществляться по лучевому принципу - Нұрлы жол. По развитию индустриальной инфраструктуры надо закончить работу по формированию инфраструктуры специальных экономических зон. Развитие туристической инфраструктуры Казахстана создаст большое количество рабочих мест. Энергетическая инфраструктура - необходимо построить высоковольтные линии «Екибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы. Следует пересмотреть подходы к строительству арендного жилья - направить 180 млрд тг...», - отметил в своем выступлении Елбасы.
Президент также заявил, что государство не свернет свои социальные обязательства, несмотря на то, что мировую экономику, по его словам, ждут «глобальные испытания». Он поручил Правительству обеспечить выполнение всех соцобязательств.
ЛАН НАЦИИ «100 конкретных шагов»
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных (социально-экономических) реформ на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года.

100 конкретных шагов – это ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях. 100 конкретных шагов придадут Казахстану такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации «Стратегии-2050» и укрепить казахстанскую государственность.

В основу плана вошли пять институциональных реформ
:

- формирование профессионального госаппарата;

- обеспечение верховенства закона;

- индустриализация и экономический рост;

- идентичность и единство;

- формирование подотчетного государства.

Первая реформа предполагает модернизацию процедуры поступления на государственную службу, в том числе оплату труда госслужащих по результатам работ. В этой связи будет разработан и принят новый профильный закон. Таким образом, планируется создать не только профессиональный, но и автономный госаппарат (шаги 1–15; см. http://all-docs.ru)

Вторая реформа подразумевает переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Будут ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширена область применения суда присяжных, создан в Астане Международный арбитражный центр AIFC и многое другое. Реализация этой реформы гарантирует права собственности, создаст условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств (шаги 16–34; см. http://all-docs.ru)

Третья реформа, которая продолжит реализацию программ индустриализации Казахстана, планирует привлечь стратегических инвесторов в сельскохозяйственные отрасли. Помимо этого таможенная и налоговая системы будут интегрированы. Реализация поставленных задач позволит перейти к экономическому росту и диверсифицировать отрасли промышленности (шаги 35–84; см. http://all-docs.ru)

Четвертая реформа — укрепление казахстанской идентичности, «движущей силой» которой должен стать средний класс. В этой связи будет разработан ряд программ: патриотический акт «Мәңгілік Ел», масштабный проект Ассамблеи народа Казахстана (АНК) «Большая страна – большая семья», национальный проект «Нұрлы Болашақ» и другие (шаги 85–90; см. http://all-docs.ru)

Пятая реформа предполагает создание подотчетного государства. Теперь руководители государственных органов будут ежегодно отчитываться о достижениях своих ведомств. Также станет публичной вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов (шаги 91–100; см. http://all-docs.ru)