Файл: 1. 1 Кризис подросткового возраста с точки зрения разных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1

Кризис подросткового возраста с точки зрения разных авторов.

Впервые о подростковом возрасте заговорили в 19 веке. А уже в 30-х гг. 20 века П.П. Блонский писал про подростковый период, что что это “почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества”. Л.С. Выготский тоже считал, что подростковый период - истрическое образование. Также он говорил, что подростковый возраст - самый неустойчивый и изменяющийся период и сокращается при неблагоприятных условиях. Л.С. Выготский обобщал работы других ученых и пришел к выводу, что “никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как в подростковом возрасте”.

Наиболее яркие концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазных подростков 20 века. - “подростка в идеале”.

С. Холл назвал это периодом “бури и натиска”. Он описал подростковый период как кризис самосознания, преодолевая который способствует появлению индивидуальности. Поэтому он отмечает, что характер подростка отличается парадоксальностью и амбивалентностью (двойственностью).Например: чрезвычайная веселость сменяется унынием, эгоизм чередуется с альтруизмом и т.д.

В отличие от С.Холла немецкий филисоф и психолог Э. Шпрангер считал, что подростковый период может протекать не только в режиме “бури и натиска”. Он описывал 3 типа развития отрочества:

  • 1 тип - как у Холла , бурный, возникает новое “я”;

  • 2 тип - плавный, постепенный рост, подросток приобщается к взрослой дизни без серьезных сдвигов в собственной личности;

  • 3 тип - подросток активно и сознательно воспитывает себя;

Э. Шпрангер выделил основные новообразования этого возраста: открытие “я”, возниконовение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Считал, что подростковый период - возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимизма, повышенной нервозности и самоубийств. Шпрангер объяснял это тем, что подросток скоро должен занять в обществе определенное положение, но которое его не удовлетворяет. Также он говорил, что помочь подростку справиться с кризисными состояниями поможет чистая любовь, но при этом должны быть согласованы эротика и сексуальность.

Поиск биологического смысла в подростковом возрасте представлен в работе Ш. Бюллера. Он подростковый возраст определял пубертатностью (стадия, на которой человек становиться половозрелым).

  • психическая пубертатность. Появляется “потребность в дополнении”, т.е. в посике и сближении с существом другого пола. Именно эта потребность и вызывает явления, сопровождающие созревание подростка.

  • физическая пубертатность. Протекает у мальчиков в среднем в 14-16 лет, у девочек - 13-15 лет.

Выделяются 2 фазы подросткового возраста:

  1. Негативная. Появляется непослушание, занятие запрещенными делами, снижение работоспособности, изоляция от окружающих, драчливость. Причина такого поведения кроется в том, что их стостяние им не подчиняется, и они пока не могут принять себя. Окончание негоативной фазы завершается телесным созреванием. Далее начинается 2 фаза.

  2. Позитивная. Начинается с того, что подростку открываются с новых источников радости. При благоприятных условиях ими становятся исскуство, наука, любовь.

По Штерну переходный возраст характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особенным образом действий (серьезная игра)..

Все классические исследователи первой половины 20 века связывали психологические изменения в развитии личности подростков с поцессом половой зрелости. Во 2 половине 20 века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка.

Так Э.Эриксон считал, что психологическое напряжение подросткового периода, которое сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и духовной тамосферы общества. Каждый человек в подростковый период стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор. Подростко должен прийти к идентичности в плане себя (внутренняя приемственность) и общества (”я часть групповой общности”), а также согласии себя и общества (гармония Я -образа и “Я реального” в социальной роли). Понятие идентичность включает открытое подчеркивание своего Я, самоизображение, самооценку, самонаблюдение.

В другой концепции Пиаже в подростковом возрасте строиться программа жизни, а для этого нужно развитое формальное мышление. В возрасте 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма (”наивный идеал”), характеризующаяся стремлением к переустройству мира. Позже в понятие эгоцентризма Д.Эклинд начинает вкладывать понятие “воображаемоц аудитории” (подросток пытается предвосхитить реакции других людей на себя, основываясь на отношении к самому себе). а Энрайт ввел еще один компонент - “сфокусированность на самом себе”.

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития составил необходимый фон для раскрытия новых тенденций в изучении отрочества, которое намечается в культурно-исторической концепции Выготского. Он считал, что все психические функции подростка действуют в определенной системе,направляемые конкретными, отложившимися в личности, стремлениями и интересами.

В периодизации Эльконина , так же, как и в теории Выготсткого, подростковый возраст связан с появлением нового в развитии. Однако, эти новообразования возникают из-за предшествующего ВВД. Учебная деятельность производит переворот от напрвленности в мир, на направленность на себя. Учебная деят. становиться деят., напрвленной на самообразование и самосовершен-е. Также подчеркивал, что формирование взрослости возможно только через отношение старших к подросткам, как к взрослым. Подростковый период рассматривал как стабильный.

Кризис подросткового возраста по Божовичу характеризуется ломкой и перестроцкой всех прежних отношений ребенка к миру и к самому себе (первая фаза подросткового возраста - 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста - 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности). Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития.Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.

Л.И. Божович характеризует подростковый возраст как период, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежнее отношение ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, формируя жизненную позицию, с которой подросток потом начинает свою самостоятельную жизнь. Главным новообразованием считала изменения в мотивационной сфере. Полагала, что возраст полового созревания является критическим, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много активных потребностей, которые они не могут реализовать из-за недостатка социальной зрелости.



1.2 Симпотомы кризиса подросткового возраста.

Возможны два пути протекания кризиса по Л.С. Выготсткому:

1. Симптомы: строптивость, упрямство, своеволие, недооценка взрослых, протест-бунт, а, кроме того, защита своего собственного внутреннего мира. Подросток говорит: «Я уже не ребенок».  

2. Симптомы противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Подросток говорит: «Я ребенок и хочу оставаться им».
Ермолаева М.В. Психология развития.

  • Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли;

  • Как отмечают Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон, подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами;

  • Он стремится занять определенное место в обществе;

  • По мнению К. Левина эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость  и  агрессивность,   эмоциональная  напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам;

  • Ш. Бюлер выделяет в юношеском периоде две фазы: негативную и позитивную. Подростковый этап относится к негативной фазе. Ее характерные черты  — тревожность,  раздражительность,  агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями;

  •   Э. Штерн считал, что все, за что принимается подросток, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны.   Но при этом все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба.

  • По Пиаже, этот возраст характеризуется тем, что у ребенка созревает способность к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объекта, развивается гипотети-ко-дедуктивная форма суждения, проявляющаяся в склонности подростков к теоретизированию, к построению гипотез;

  • Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями.

  • подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающимивзрослыми;

  • К началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию;

1.3.Варианты течения кризиса по Выготскому
Кризис независимости

Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости

Его симптомы – чрезмерное послушание. Зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности «я ребенок и хочу им оставаться».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризисах присутствуют та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослее обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию

1.4. Позитивный смысл подросткового кризиса.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что черезнего, через борьбу за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате этого у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.


2.1

2.2

2.3

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости изучены и выделены Т.В. Драгуновой:

1) Подражание внешним признакам взрослости – курение, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде, прическе, способы отдыха, развлечений и другое. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка, чтобы весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями;

2) Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, воля, выносливость, верность в дружбе и тому подобное. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом;

3) Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.

4) Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки и т.п.). Значительный объём знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у подростков личный смысл и превращается в самообразование.

Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. В период подросткового возраста наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку.

3.1

3.2

3.3.