Файл: Практическая работа 1 Миелогенез.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Практическая раблта №3

Связи левого и правого полушарий

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).
Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.
Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Практическая работа №4

Основные принципы кодирования и передачи сенсорной информации в ЦНС.

В НС кодирование информации главным образом осуществляется при помощи ПД Кодирование происходит за счет изменения частоты импульсов, их количества, интервала между пачками (группами импульсов, следующих с относительно постоянной частотой).
Как уже отмечалось, анализ раздражителя идет на всех уровнях сенсорной системы. С помощью рецепторов возможна кодировка силы и некоторых качественных характеристик сигнала (например, место прикосновения к коже или частота звукового раздражителя).
Для каждого вида рецепторов существует свой адекватный раздражитель, т.е. раздражитель, к энергии которого рецептор наиболее чувствителен. Адекватный раздражитель может вызвать реакцию рецептора, обладая даже очень небольшим количеством энергии. Например, всего один фотон света изменяет состояние фоторецептора. Минимальная интенсивность адекватного раздражителя, которая приводит к реакции рецептора и генерации потенциала действия, называется абсолютным порогом чувствительности рецептора. Стимулы с еще меньшей интенсивностью являются подпороговыми. Однако рецептор можно возбудить и неадекватным раздражителем. В этом случае пороговая сила раздражителя будет гораздо больше. Например, при надавливании на глазное яблоко могут возникнуть зрительные ощущения.


Чем сильнее раздражитель, тем больше рецепторный потенциал, тем больше рецептор выделяет медиатора и тем больше частота ПД, распространяющихся по волокнам сенсорного волокна. Таким образом, сила раздражителя кодируется частотой ПД.
Кодировка некоторых других характеристик раздражителя возможна благодаря существованию в НС так называемых топических отношений
(греч. холост — место). В сенсорных системах это проявляется следующим образом. Рецепторы одной сенсорной системы занимают, как правило, определенный участок тела. Например, поверхность кожи или обонятельный эпителий представляют собой плоскости, на которые проецируются внешние воздействия.
Рецептивная поверхность — зона расположения рецепторов определенной сенсорной системы.
Например, сетчатка — рецептивная поверхность зрительного анализатора. Сигналы от соседних участков рецептивной поверхности передаются в соседние участки ЦНС (рис. 11.3).
Схема топических отношений в сенсорных системах

Рис. 11.3. Схема топических отношений в сенсорных системах
Такую параллельность в передаче информации и называют тоническими отношениями в ЦНС. Поэтому каждая точка рецептивной поверхности имеет свою проекцию на разных уровнях ЦНС, где представлены «карты» рецептивной поверхности. В результате возбуждение определенных точек рецептивной поверхности приводит к возбуждению строго определенных участков ЦНС. Причем для некоторых из этих карт характерны искаженные пропорции, так как площадь в ЦНС, на которую проецируется определенный участок рецептивной поверхности, пропорциональна плотности рецепторов на этом участке, а не его площади. Благодаря топическим отношениям кодируются качественные характеристики стимула.
Данный принцип передачи сигнала называют также кодированием «номером канала» — номером нервного волокна в соответствующем сенсорном нерве.
При некоторых заболеваниях, под действием наркотиков или при передозировке лекарственных препаратов сенсорные каналы могут «перепутываться». В этом случае реально действующие сенсорные сигналы воспринимаются человеком искаженно. Более того, они могут восприниматься даже другими сенсорными системами: например, вкусовое воздействие вызывает зрительные ощущения и т.и.
Закодированные сигналы от рецепторов направляются в ЦНС, где переключаются через ряд сенсорных центров, анализируются, перерабатываются и сопоставляются с другими видами информации. В каждом центре информация проходит через сеть нейронов, соединяющихся но принципам как дивергенции (расхождения), так и конвергенции (схождения) (рис. 11.4).

Конвергенция (а и б) и дивергенция (в) сенсорных сигналов

Рис. 11.4. Конвергенция (а и б) и дивергенция (в) сенсорных сигналов:
1 — рецептивное поле нейрона «а»; 2 — рецептивное поле нейрона «б»;

3 — рецептивное поле нейрона «в»; б — перекрывание рецептивных полей нейронов

«а» и <<б»
В результате дивергенции каждый сигнал от рецепторов передается по нескольким параллельным каналам, что повышает надежность передачи и позволяет быстрее перерабатывать информацию. Конвергенция приводит к тому, что для каждого сенсорного нейрона ЦНС существует определенное число рецепторов, способных влиять на его активность. Совокупность этих
рецепторов называется рецептивным полем нейрона. Чем ближе к коре больших полушарий расположен сенсорный центр, тем сложнее рецептивные поля составляющих его нейронов. В ассоциативных зонах коры благодаря конвергенции разные нейроны могут реагировать на целостный сенсорный образ, формирующийся в результате конвергенции сигналов от нейронов разных сенсорных зон. Например, мы воспринимаем образ человека и с помощью зрительной сенсорной системы (внешний вид), и слуховой сенсорной системы (голос), и обонятельной (запах) и т.д. Существуют и более простые примеры создания сложных образов в результате конвергенции, например образ геометрической фигуры или музыкального аккорда и т.п.
Если каналы передают информацию от рецепторов одного типа, их называют специфическими или мономодальными. Если же в канале проходит информация от нескольких типов рецепторов, то это неспецифический модальный канал. Кроме того, на разных уровнях ЦНС от проводящих волокон каждой сенсорной системы отходят коллатерали к нейронам РФ. Работа НС невозможна без существования обратных связей, которые широко распространены и в сенсорных системах. Это проводящие пути, с помощью которых центры более высокого уровня влияют на нижележащие центры.