Файл: Тема 3 Методология формирования цен в России Состав и структура цены.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3 Методология формирования цен в России

1. Состав и структура цены

Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов, наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.

При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.

Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.

Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.

Основным элементом цены является себестоимость.

Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:

а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);

б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);

г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);

д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).

Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Материальные затраты включают:

  • стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

  • работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;

  • стоимость топлива и энергии;

  • затраты на приобретение тары и упаковки;

  • стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).


Затраты на оплату труда включают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.

Отчисления на социальные нужды включают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:

  • в фонд обязательного медицинского страхования (2,8 % от затрат на оплату труда);

  • фонд социального страхования (3,2%);

  • пенсионный фонд (20%).

Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.

Амортизация основных фондов - включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.

Прочие затраты – включают:

  • налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог);

  • платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников;

  • проценты по кредитам;

  • командировочные расходы;

  • расходы на подготовку и переподготовку кадров;

  • оплату услуг связи, банков, рекламы;

  • отчисления в ремонтный фонд;

  • затраты связанные со сбытом продукции;

  • и т.д.

При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.

Для определения полной себестоимости продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков - себестоимость продукции увеличивает).

Таблица 1.

Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

1

2

1. Материальные затраты

7800

2. Затраты на оплату труда

3188

3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда)

829

4. Амортизация основных фондов

900

5. Прочие затраты

350

6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5)

13067

7. Затраты, списанные на непроизводственные счета

605

8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов

100

9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства

490

10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9)

12072

11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы

230

12. Полная себестоимость продукции (10 + 11)

12302



Следующим элементом цены является прибыль предприятия-производителя.

Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.

Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.

Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.

Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:

  1. затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):


Цена = себестоимость + прибыль


  1. рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:


Прибыль = цена – себестоимость
Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.

В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные и заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли. Они закупают продукцию у изготовителя или других поставщиков и реализуют ее по свободным ценам, установленным исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке и качества продукции.

При этом в свободной цене продукции учитывается цена производителя или другого поставщика, то есть цена закупки, и снабженческо-сбытовая надбавка.

Она, по существу, является ценой за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности прибыль.

Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России, то уплачиваемые таможенные пошлины и сборы за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.

В отдельных случаях (например, в районах Крайнего Севера) органы власти субъектов РФ могут определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок и устанавливать методы их применения (к цене производителя или цене закупки).


Следующим и весьма существенным элементом цены являются налоги.

Кроме налогов, включаемых в себестоимость продукции, в цену включаются так называемые косвенные налоги:

  • таможенные пошлины;

  • акцизы;

  • НДС.

Таможенная пошлина уплачивается ввозе товаров на территорию России, рассчитывается в процентах к таможенной стоимости или в сумме на единицу товара и, как отмечалось выше, включается в затраты снабженческо-сбытовых организаций.

Акцизы устанавливаются на товары повышенного спроса с целью получения в бюджет значительных средств от их реализации. Акцизами облагаются вино-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, нефть, газовый конденсат и отдельные виды минерального сырья.

Акцизы устанавливаются в процентах или в определенной сумме в рублях за единицу измерения: литр, тонну, штуку и т.д.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров.

Действуют следующие ставки НДС:

  • 10% на детские товары и продовольственные товары по перечням, установленным правительством РФ;

  • 18% на промышленные товары, на продовольственные подакцизные (вино-водочные изделия), на деликатесные продукты, а также на работы и услуги.

Помимо вышеперечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов и наценок посреднических организаций), которые можно объединить в рыночную отпускную цену, в состав розничных цен включаются также торговые надбавки.

Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из сложившегося спроса и предложения. Торговая надбавка обеспечивает покрытие издержек торгового предприятия и получение им прибыли.

По социально значимым товарам размер надбавок может устанавливаться органами власти субъектов РФ.

Исходя из всего вышеизложенного, состав цены можно отобразить в виде следующей схемы.


себестоимость

прибыль

налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина)

наценка посреднических организаций

торговая надбавка

налог на добавленную стоимость

оптовая цена промышленности







розничная цена



Рисунок 1 – Состав цены

2. Этапы формирования цены

Рассмотрим механизм формирования цены товара на четырех этапах производства и обращения.

1 этап. Производство материалов (заготовка сырья).

2 этап. Производство товара из закупленных материалов.

3 этап. Реализация товара предприятием оптовой торговли.

4 этап. Реализация товара через розничную сеть.

Таблица 2. Формирование цены на промышленный подакцизный товар

Показатель

Сумма, руб.

1

2

1 этап: Предприятие – заготовитель сырья

1. Затраты на заготовку сырья

100

2. Прибыль заготовительной организации

100

3. Цена реализации без НДС (п.1 + п.2)

200

4. НДС с цены реализации (п.3  18 %)

36

5. Цена реализации с учетом НДС (п.3 + п.4)

236

6. В бюджет перечисляется НДС

36

2 этап: Предприятие – производитель товара

  1. Закупочная цена материалов,

в т.ч. НДС

236

36

2. Затраты предприятия на производство товара (без учета закупленных материалов, т.е. без 236 руб.)

400

  1. Полная себестоимость товара (п.1 без НДС + п.2)

(НДС на себестоимость не относится)

600

4. Прибыль предприятия

600

5. Акциз

300

6. Облагаемый НДС оборот (п.3 + п.4 + п.5)

1500

7. НДС (п.618%)

270

8. Цена реализации товара с учетом НДС (п.3 + п.4 + п.5 + п.7)

1770

9. В бюджет перечисляется:

а) акциз

б) НДС (п. 7 – НДС, входящий в закупочную цену материалов (НДС из п. 1))


300

234

3 этап: Предприятие оптовой торговли

  1. Закупочная цена товара,

в т.ч. НДС

1770

270

  1. Наценка – 25%

(п.1 без НДС  25%)

100

375

  1. НДС на реализуемый товар

(п.1 без НДС + п.2)  18%

100

337,5

  1. Цена реализации товара (п.1 без НДС + п.2 + п.3)

2212,5

5. В бюджет перечисляется НДС (п.3 – НДС, входящий в закупочную цену)

67,5

4 этап: Предприятие розничной торговли

  1. Покупная цена товара

в т.ч. НДС

2212,5

337,5

  1. Покупная цена без НДС (п.1 – НДС)

1875

  1. Торговая надбавка – 24 %

п.2  24%

100

450

  1. Цена реализации без НДС (п.2 + п.3)

2325

  1. НДС (п.4  18 % / 100%)

418,5

  1. Цена реализации с НДС (п.4 + п.5)

2743,5

В бюджет перечисляется НДС (п.5 – НДС из п.1)

81