Файл: Тема 3 Методология формирования цен в России Состав и структура цены.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3 Методология формирования цен в России
1. Состав и структура цены
Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов, наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.
При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.
Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.
Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.
Основным элементом цены является себестоимость.
Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:
а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);
б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);
г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);
д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).
Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Материальные затраты включают:
-
стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; -
работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности; -
стоимость топлива и энергии; -
затраты на приобретение тары и упаковки; -
стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).
Затраты на оплату труда включают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.
Отчисления на социальные нужды включают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:
-
в фонд обязательного медицинского страхования (2,8 % от затрат на оплату труда); -
фонд социального страхования (3,2%); -
пенсионный фонд (20%).
Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.
Амортизация основных фондов - включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.
Прочие затраты – включают:
-
налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог); -
платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников; -
проценты по кредитам; -
командировочные расходы; -
расходы на подготовку и переподготовку кадров; -
оплату услуг связи, банков, рекламы; -
отчисления в ремонтный фонд; -
затраты связанные со сбытом продукции; -
и т.д.
При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Для определения полной себестоимости продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков - себестоимость продукции увеличивает).
Таблица 1.
Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. |
1 | 2 |
1. Материальные затраты | 7800 |
2. Затраты на оплату труда | 3188 |
3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда) | 829 |
4. Амортизация основных фондов | 900 |
5. Прочие затраты | 350 |
6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5) | 13067 |
7. Затраты, списанные на непроизводственные счета | 605 |
8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов | 100 |
9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства | 490 |
10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9) | 12072 |
11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы | 230 |
12. Полная себестоимость продукции (10 + 11) | 12302 |
Следующим элементом цены является прибыль предприятия-производителя.
Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.
Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.
Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.
Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:
-
затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):
Цена = себестоимость + прибыль
-
рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:
Прибыль = цена – себестоимость
Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.
В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные и заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли. Они закупают продукцию у изготовителя или других поставщиков и реализуют ее по свободным ценам, установленным исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке и качества продукции.
При этом в свободной цене продукции учитывается цена производителя или другого поставщика, то есть цена закупки, и снабженческо-сбытовая надбавка.
Она, по существу, является ценой за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности прибыль.
Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России, то уплачиваемые таможенные пошлины и сборы за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.
В отдельных случаях (например, в районах Крайнего Севера) органы власти субъектов РФ могут определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок и устанавливать методы их применения (к цене производителя или цене закупки).
Следующим и весьма существенным элементом цены являются налоги.
Кроме налогов, включаемых в себестоимость продукции, в цену включаются так называемые косвенные налоги:
-
таможенные пошлины; -
акцизы; -
НДС.
Таможенная пошлина уплачивается ввозе товаров на территорию России, рассчитывается в процентах к таможенной стоимости или в сумме на единицу товара и, как отмечалось выше, включается в затраты снабженческо-сбытовых организаций.
Акцизы устанавливаются на товары повышенного спроса с целью получения в бюджет значительных средств от их реализации. Акцизами облагаются вино-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, нефть, газовый конденсат и отдельные виды минерального сырья.
Акцизы устанавливаются в процентах или в определенной сумме в рублях за единицу измерения: литр, тонну, штуку и т.д.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров.
Действуют следующие ставки НДС:
-
10% на детские товары и продовольственные товары по перечням, установленным правительством РФ; -
18% на промышленные товары, на продовольственные подакцизные (вино-водочные изделия), на деликатесные продукты, а также на работы и услуги.
Помимо вышеперечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов и наценок посреднических организаций), которые можно объединить в рыночную отпускную цену, в состав розничных цен включаются также торговые надбавки.
Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.
Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из сложившегося спроса и предложения. Торговая надбавка обеспечивает покрытие издержек торгового предприятия и получение им прибыли.
По социально значимым товарам размер надбавок может устанавливаться органами власти субъектов РФ.
Исходя из всего вышеизложенного, состав цены можно отобразить в виде следующей схемы.
себестоимость | прибыль | налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина) | наценка посреднических организаций | торговая надбавка | налог на добавленную стоимость | ||
оптовая цена промышленности | | | |||||
розничная цена |
Рисунок 1 – Состав цены
2. Этапы формирования цены
Рассмотрим механизм формирования цены товара на четырех этапах производства и обращения.
1 этап. Производство материалов (заготовка сырья).
2 этап. Производство товара из закупленных материалов.
3 этап. Реализация товара предприятием оптовой торговли.
4 этап. Реализация товара через розничную сеть.
Таблица 2. Формирование цены на промышленный подакцизный товар
Показатель | Сумма, руб. |
1 | 2 |
1 этап: Предприятие – заготовитель сырья | |
1. Затраты на заготовку сырья | 100 |
2. Прибыль заготовительной организации | 100 |
3. Цена реализации без НДС (п.1 + п.2) | 200 |
4. НДС с цены реализации (п.3 18 %) | 36 |
5. Цена реализации с учетом НДС (п.3 + п.4) | 236 |
6. В бюджет перечисляется НДС | 36 |
2 этап: Предприятие – производитель товара | |
в т.ч. НДС | 236 36 |
2. Затраты предприятия на производство товара (без учета закупленных материалов, т.е. без 236 руб.) | 400 |
(НДС на себестоимость не относится) | 600 |
4. Прибыль предприятия | 600 |
5. Акциз | 300 |
6. Облагаемый НДС оборот (п.3 + п.4 + п.5) | 1500 |
7. НДС (п.618%) | 270 |
8. Цена реализации товара с учетом НДС (п.3 + п.4 + п.5 + п.7) | 1770 |
9. В бюджет перечисляется: а) акциз б) НДС (п. 7 – НДС, входящий в закупочную цену материалов (НДС из п. 1)) | 300 234 |
3 этап: Предприятие оптовой торговли | |
в т.ч. НДС | 1770 270 |
(п.1 без НДС 25%) 100 | 375 |
(п.1 без НДС + п.2) 18% 100 | 337,5 |
| 2212,5 |
5. В бюджет перечисляется НДС (п.3 – НДС, входящий в закупочную цену) | 67,5 |
4 этап: Предприятие розничной торговли | |
в т.ч. НДС | 2212,5 337,5 |
| 1875 |
п.2 24% 100 | 450 |
| 2325 |
| 418,5 |
| 2743,5 |
В бюджет перечисляется НДС (п.5 – НДС из п.1) | 81 |