Файл: Практическое задание 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт машиностроения

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1: Институт машиностроения

(наименование кафедры/департамента/центраполностью)

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Автомобили и автомобильный сервис

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №1-3
по учебному курсу «Психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

А.Л. Бачурин







(И.О. Фамилия)




Группа

ЭТКбд-1902ас













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022
Практическое задание №1

Согласно современным исследованиям психология характеризуется тесными связями прежде всего с другими науками о человеке, т.е. философией, социологией, историей, физиологией, медициной и педагогикой.

Можно сказать, что психология занимает центральное место в системе всего научного заниня. Она соединяет все сферы жизни человека.

Психология

Наука

Отрасли и направления психологии, возникшие при взаимодействии

Философия (исследование проблемы социального и биологического фактора в чечловеке, познания и сознания, веры, смерти и смысла жизни)

Общая психология

История (учет исторического опыта и исторической наследственности, периодизааацциия, типология, сравнение)

Историческая психология

Социология (влияние генов и социума на человека, общие методы исследований – опросы и анкеты)

Социальная психология

Педагогика (воспитание детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик)

Педагогическая психология

Биология (исследование влияния органических нарушений на психику и поведение человека, его социализацию)

Зоопсихология, нейропсихология, психогенетика

Медицина (исследование взаимосвязи болезней и психических изменений, изучение восприятия человека своего состояния в момент болезни, лечение)

Клиническая психология

Юриспруденция и право (изучение поведения преступника, психологического портрета)

Юридическая психология

Менеджмент (ислледования поведения клиентов, руководителей, сотрудников, решение конфликтных ситуаций)

Психология менеджмента, психология бизнеса,

Политология (исследование проблем социальных установок, общественного мнения, массового поведения, изучение проблем лидерства, особенностей поведения малых и больших социальных групп)

Политическая психология: психология пропаганды, психология организации и управления

Экономика (исследование восприятия людьми хозяйственной деятельности, отношения к ней)

Экономическая психология

Экология (исследование влияния свойств окружающей среды на поведение и восприятие человека, на сознание индивида)

Экологическая психология

Маркетинг (исследование портрета клиента, определение потребностей, страхов и травм покупателя)

Психология рекламы

Эргономика ( изучение закономерностекй поведения и деятельности людей, изучение таких потребностей, как комфорт, безопасность, гармония в окружении человека)

Инженерная психология, психология труда, организационная психология



Связь Кибернетики и Психологии. Психологическая кибернерика

Исторически кибернетика развилась из механики, а впоследствии и различных отраслей инженерии, где использовались системы управления агрегатами и машинами. Бурное развитие кибернетика пережила во второй половине XX века с развитием автоматики и компьютерных технологий, и частенько по сию пору кибернетику считают частью сугубо технической отрасли знаний, что некорректно. Кибернетика - это наука об управлении, её название - буквальный перевод с греческого «искусство управления». И объектами кибернетических исследований являются не только машины и механизмы, но и живые объекты, люди, а также сообщества различных масштабов - от отдельных социальных групп до всего населения земного шара.

Психология, как наука о свойствах сознания, характере и эмоциональных особенностях личности, прямо затрагивает вопросы управления как в части взаимодействия различных процессов, которые осуществляют контроль и регуляцию психического состояния человека, так и в области изучения групповых эмоций и реакций, социальных проявлений и психологии коллективов. Рядом исследователей было выдвинуто предположение о том, что психические явления подчиняются общим кибернетическим законам, что дало толчок развитию отдельному направлению психологии - психологической кибернетике.

Живой организм представляет собой самоорганизующуюся и саморегулируемую систему самоуправления, особенностью которой является способность к самопрограммированию. Психика человека является управляющей системой человеческого организма, а центральная нервная система - основной системой регуляции, так как именно она осуществляет неосознаваемые функции управления физиологическими процессами и рефлексами. А следовательно, общие принципы управления как информационного обмена могут быть применимы и к живым организмам.

Раздел психологии, получивший название психологической кибернетики, в процессе развития несколько отошёл от глобальных вопросов изучения сознания как информационно-управленческого комплекса. В рамках психологической кибернетики решаются задачи моделирования различных процессов управления. В прикладном ключе это модели управления трудовой деятельностью, научными разработками, спортивной подготовкой, в более теоретическом - программы управления телом и сознанием. Психологическая кибернетика занимается также моделированием взаимодействий человека с различными живыми и техническими системами, и в этом направлении она стыкуется с инженерной психологией, рассматривающей человека в среде машин и механизмов.


Связь Экологии и Писхологии. Экологическая психология.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней (популяций, сообществ, экосистем).

Экология и психология - довольно обширные понятия, их связь весьма многогранна. Основываясь на базе различных психологических знаний и проводя различные исследования о влиянии экологии, архитектуры и производства (эргономики), жилища на психику человека, экологическая психология развивается и накапливает весьма полезный для общества опыт и материал.

Эта интереснейшая наука занимается непосредственным изучением экологического сознания, в частности изучением особенностей восприятия обществом окружающей среды. Предметом экологической психологии также является исследование мотивации экологического поведения в контексте нанесенного вреда или пользы, и психологические последствия проблем с экологией, например, нарушения психического состояния, растущий уровень преступности.

Одно из многих понятий экологической психологии - это психотип. Оно означает психологическую систему жизненного пространства, отражающую необходимый минимум требований к окружающей среде.

К экопсихологии можно отнести несколько подразделов:

  • психология климата - воздействие климата на психологическое состояние человека;

  • психология жилья — эксплуатация и использование жилья, его влияние на психику;

  • психология архитектуры — определение функций зданий и сооружений и их влияния на психику;

  • психология города и ландшафта - правильная с точки зрения психологии организация искусственного озеленения;

  • психологический анализ труда и досуга;

  • правильная организация экстремальной жизненной среды с точки зрения психологии;

  • психология искусства — изучение предметов искусства в контексте психологии.

Практическое задание 2

Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность

Таблица 2.1.

Теоретические вклады психологических научных школ


Направление психологии

История становления, основной вклад в науку

Античная психология

Представители: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ. Античные мудрецы  и испытатели природы подняли  на невиданную высоту культуру теоретической  мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. В этот период складывается два основных направления в понимании природы и души: идеалистическое и материалистическое. В данное время исследуется душа как источник актичности тела. Она обладает функциями познания и регуляции поведения. Не было специальных методов исследования, применялись методы из других наук (философии, медицины, математики). Были определены основные проблемы психологии: исследование познания, активности тела, способности регуляции поведения человека, пределы его свободы.

Психологическая мысль в период средневековья

Представители: Фома Аквинский, Августин Аврелий, Дунс Скот, Иоанн Скот Эриугена, Майстер Экхарт, Авиценна, Альгизен. Было несколько периодов развития: апологетика, патристика, схоластика. Психология средневековья  во много стремилась решить вопрос чувственных познаний, взаимосвязи речи и процесса мышления, выделяя общие понятия. Вклад средневековья в психологию сложно недооценить, поскольку именно в этот период был заложен базис для развития современной науки о психологии человека. Появляется собственный психологический метод исследования – Интроспекция (субъективное наблюдение за деятельностью собственной психики). Развиваются психофизические исследования, появляются первые исследования психологии масс.

Экспериментальная психология

Представители: Вильгельм Вундт, Густав Теодор Фехнер, Герман Эббингауз, Эрнст Вебер. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности.

Дифференциальная  психология

Представители: Уильям Штерн, А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К. Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Факты и выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Функционализм

Представители: Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер. Предложил вопреки  казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений. 
Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. 
В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. 
На смену функционализма приходит бихевиоризм.

Бихевиоризм

Представители: Джон Уотсон, Эдуард Торндайк, Беррес Скиннер, Эдвард Толмен, Альберт Бандура, Иван Петрович Павлов. Бихевиоризм расширил область психологии, включив в  нее также внешние, телесные реакции. 
Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем.

Необихевиоризм

Представители: Кларк Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер и Эдвард Ч. Толмен. Допустил, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“(или опосредствующее звено), понимаемые как совокупность различных познавательных и побудительных факторов (образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех).

Фрейдизм

Представители: З.Фрейд, Э. Фремм, Г.С. Салливен. Идеи фрейдизма раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Обосновалась концепция "нового психологического общества". В нем психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования.

Неофрейдизм

Представители: Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон. Отбросив "устаревшие" положения учения Фрейда, его последователи  сохранили тезис о том, что  поведение человека, его культура определяются прежде всего бессознательными влечениями. Неофрейдизм назвал свою теорию "культурно-психоаналитическим подходом", сделав заявку на установление взаимосвязи между психикой, культурой и обществом.

Гештальтпсихология

Представители: М. Верттеймер, К.Коффка, В. Келер, К. Левин. Она способствовала утверждению целостного подхода к психике, а ее глубокий интерес к проблемам сознания сказался на работах психологов в области клинической психологии, психологии обучения, восприятия, мышления и социальной психологии. Она оказала существенное влияние на развитие психологии и в целом может расцениваться как успех.

Когнитивная психология

Представители: Джером Брунер, Джжордж Миллер, Ульрих Найсер. Она восстановила роль сознания не только на уровне человека, но и на уровне животных. Зоопсихология, или сравнительная психология, можно сказать, проделала полный круг: от наблюдений за психической деятельностью животных Романе - через механистическую схему «стимул-реакция» бихевиористов - до признания элементов сознания у животных в когнитивной психологии.

Гуманистическая психология

Представители: Абрахам Маслоу, Кард Ренс Роджерс, Виктор Эмиль Франкл, Ролло Мэй. Она в значительной мере способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности.



Практическое задание 3

Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность

Задание

Пользуясь литературой, заполните таблицу 3.1, содержательно и структурно описывая основные виды деятельности, присущие только человеку и оказывающие существенное влияние на его развитие.

Таблица 3.1

Основные виды деятельности человека

Вид деятельности

Общее определение

Цель,

мотивы

Действия, операции

Продукт деятельности, результат

Игра

Вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, цели получения каких-либо материальных благ нет.

Развлечение, отдых

Примерка ролей, соблюдение правил, изучение игрового замысла

Развитие личности (интеллекта, эмоций, нравственности)

Учение

Активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели

Приобретение знаний и умений

Уяснение, осмысление, запоминание, контроль, оценка

Сформированная система знаний, умений и навыков, отношений к природе и общественной жизни

Труд

Сознательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества

Преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей

Постановка цели, использование предметов, средств, схем и технологий труда,

Достижение практически полезного результата, получение материальных благ

Общение

Процесс установления и развития контактов и сязей между субъектами для обмена информацией

Обмен информацией, идеями, чувствами, действиями

Прямой контакт с другим субьектом, получение информации из книг, радио, ТВ, сети Интернет, телефона

Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям

Творчество

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Способность познать истину, выражение собственных представлений, умственных образов, мыслей

Фантазии, воображение, интуиция

Качественно новый продукт (картина, музыка, книга и тп)





1 Оставить нужное