Файл: 1. Историческая наука и ее роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Историческая наука и ее роль в обществе.
История отечества ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы? Где наше исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии. Каковы его взаимоотношения с другими странами и народами; что народ России дал миру? И что он от него получил? История показывает единство народов нашего отечества с народами других стран мира в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяют их друг от друга разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы, рассеявшиеся на ограниченных пространствах двух континентов были связаны между собой многими нитями, каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственно опыте, история же былых времен должна учить всех нас и в этом также одно из ее предназначений важно лишь правильно воспринять ее уроки, знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. По истине, как говорили древние римляне история – это учитель жизни.

2. Славянский мир в древности. Занятия и верования восточных славян (IV-IX вв.).

Расселение:

занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими  и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи,  древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

Хозяйство:

основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесносвязано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади.  Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).


 Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имелинатуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).

   Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром  …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собиралиполюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.
3. Образование Древнерусского государства (сер. IX-X вв.). Рюриковичи и норманский вопрос.
Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одни их них исходит из рассказа «Повесть временных лет» - в ней говорится о принадлежности новгородцами и кривичами на княжестве варягов-норманнов: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Синеус, Трувар. После смерти братьев власть пришла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде, а затем захватил власть в Киеве. Но в 882 после смерти Рюрика новгородский князь Олег объединил под своей властью Киев и Новгород. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения так называемой норманнской теории, утверждавшей, что славяне в 9-10 вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов. Всю культуру Киевской Руси норманнисты приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были не способны к самостоятельному развитию. Некоторые ученные приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Но были и ученые, отрицательно относившиеся к этой теории: они отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варягское происхождение русских князей. Современный взгляд на возникновение государственности у восточных славян сводится к следующему: большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества, и оно не может быть принесено извне. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития древнерусского государства можно разделять на три этапа:


  1. Вторая половина 9-10 веков - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

  2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси;

  3. Конец 11-12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (предельная раздробленность).

Первыми правителями из династии Рюриковичей были:

Олег (879-912гг.). Он убил князей Аскольда и Дира и утвердился в Киеве. В 882 году Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом Российской государственности.

Игорь (912-945гг.) - продолжал объединение племен, при нем в состав Руси вошли племена уличей и тевирцев.

Ольга (945-968гг.) - установила фиксированный размер дани - «уроки» и «погосты» места, куда свозилась дань. Её считают первой христианкой на Руси. Именно её в 957 году в Царьграде крестил патриарх.

Святослав (962-972) - его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

Итак, в первой половине 19 века в землях восточных славян возникло государство, получившее название Русь. По имени его столицы – Киев, ученые стали называть его Киевской Русью, хотя оно само по себе так не называлось.
4. Крещение и расцвет Киевской Руси(988- XII) Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Владимир Святославович (980-1015).
В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Принятие христианства укрепило гос власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства.

Ярослав Мудрый был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей.
В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников.
5. Русь в период политической раздробленности (XII-XIV вв.). Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое Гнездо.

Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

Наиболее крупными были княжества:
· Киевское (Киев);
· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);
· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

· Новгородская земля (Великий Новгород).

Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.
В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем
княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

6. “Святая Русь” между Востоком и Западом. Александр Невский, Дмитрий Донской
Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. В Х—Х11 вв. они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики.

Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море.