Файл: Защита коммерческой тайны в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов рф.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования экономической безопасности хозяйствующих субъектов
1.1. Коммерческая тайна предприятия как экономический ресурс
1.2. Основные типы коммерческой тайны и каналы ее утечки
1.3. Взаимосвязь коммерческой тайны и экономической безопасности хозяйствующих субъектов
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ГК «Ростсельмаш»
2.2. Анализ влияния защищённости коммерческой тайны на экономическую безопасность ГК «Ростсельмаш»
2.3. Оценка влияния защищённости коммерческой тайны на экономическую безопасность ГК «Ростсельмаш»
3.1. Меры ГК «Ростсельмаш» по минимизации угроз экономической безопасности
, а также на любом этапе цикла исследований и разработок. Они не требуют регистрации и, как правило, сохраняют свою защиту, пока остаются в секрете. Таким образом, они представляют собой очень гибкий механизм защиты IP.3
Преимуществами владения коммерческой тайной являются способность защищать инновации, отстаивать свою нишу на рынке и развиваться, привнося в свой бизнес новые идеи.
Недостатками коммерческой тайны для владельцев коммерческой тайны является то, что их защита может быть относительно слабой. После того как коммерческая тайна стала общедоступной, она больше не является коммерческой тайной. Коммерческие секреты уязвимы для незаконного присвоения, независимого открытия и обратного инжиниринга. В связи с растущей связью фирм и все более широким использованием цифровых средств для хранения коммерческой тайны в настоящее время становятся популярной целью киберпреступности.
Так как коммерческая тайна представляет собой особый ресурс организации, то целесообразно рассмотреть, какие типы информации она может включать.
1. Ингредиенты, используемые в продукте. Например, производитель безалкогольных напитков Coca-Cola держит свои ингредиенты в строжайшем секрете, а рецепт доступен только определенному кругу лиц, подписавшим соглашение о неразглашении тайны.
2. Способ изготовления. Компания может получить конкурентное преимущество, просто найдя новый способ производства вещей. Они могут включать типы производственного оборудования, процессов или систем. Например, производитель компьютерных чипов Intel придумал принцип «Точное копирование», чтобы гарантировать постоянное качество продукции независимо от того, где она была произведена.
3. Способ продажи и распространения. Компании часто изобретают уникальные методы продажи и распределения товаров, которые могут дать им дополнительное преимущество. Подходящим примером может послужить разработка продуктовой марки Kellogg стратегии обмена данными с розничными торговцами для сокращения непроданных запасов.
4. Маркетинговые стратегии. Успех любого товара или услуги также зависит от способа рекламы. Фирмы всегда будут хотеть защитить свои рекламные стратегии. Большинство фирм принимают необходимые меры предосторожности для предотвращения непреднамеренного раскрытия коммерческой тайны. Это связано с тем, что в случае раскрытия коммерческой тайны невозможно защитить информацию, особенно в эпоху социальных сетей. Вот почему большинство компаний, нанимая агентство для создания рекламы для бизнеса, должны будут следить за тем, кто имеет доступ к конфиденциальному бизнесу компании.
Коммерческую тайну можно назвать правами интеллектуальной собственности, и закон действительно обеспечивает некоторую степень защиты от ее неправомерного использования. Однако существуют некоторые различия между коммерческой тайной и другими формами интеллектуальной собственности. В отличие от патентов, коммерческую тайну не нужно регистрировать в органах власти или публично раскрывать информацию. Существуют некоторые условия, при которых информация считается коммерческой тайной.
Для сохранения конфиденциальности информации следует определить потенциальные и реальные каналы утечки информации. Утечка информации может происходить как из-за неорганизованности и небрежности в работе предприятия, так и в результате экономического и промышленного шпионажа. Каналами утечки информации являются:
Документация предприятия как канал утечки информации. Наиболее значимая информация предприятия, как правило, задокументирована, так как по действующему законодательству большинство юридических документов должно быть совершено в письменной форме, скреплено подписью и печатью. Небрежное отношение к документации может не только привести к утере ценных сведений, но и принести непоправимый вред из-за физического исчезновения юридически значимого документа, отсутствие которого может в ряде ситуаций оказаться негативным.
Персонал предприятий как основной источник утечки ценной информации. Одним из главных каналов утечки информации предприятия является его персонал. Работая на предприятии, имея постоянный доступ к различным документам, результатам разработок и исследований, нередко являющимся секретными, недобросовестный работник может нанести намеренно или в силу небрежности значительный ущерб интересам предприятия, раскрыв его секреты посторонним лицам. Считается, что лучшие поставщики секретных сведений не специальные агенты, а болтуны. Поэтому специалистов по промышленной разведке так привлекают различные съезды, конгрессы, конференции, как источники ценнейшей информации. Конкуренты могут получать информацию о деятельности интересующей фирмы путем переманивания их специалистов.
Технические средства потери информации. Несанкционированный доступ к секретной информации в последнее время особенно часто стал осуществляться с помощью технических средств. Самыми распространенными техническими каналами утечки коммерчески секретной информации являются: утечки через корпоративную почту, характеризующиеся большим количеством неумышленных случаев раскрытия информации (утечки «быстрой руки»); утечки по web-каналам, включая сервисы обмена сообщениями (IM); утечки через съемные носители; утечки через мобильные устройства.
Как показывают последние аналитические исследования, актуальными остаются и внутренний, и внешний нарушители. При этом количество преднамеренных и случайных утечек также сопоставимо, и это соотношение не демонстрирует явного лидера.4 Но при любом виде утечки информации решающим является человеческий фактор. Именно персонал может специально или непреднамеренно подвергнуть раскрытию коммерческую тайну
В последние годы все большее внимание уделяется роли коммерческой тайны как механизма защиты интеллектуальной собственности (ИС). Коммерческие тайны являются предпочтительным средством защиты инновационных фирм. Мировые правовые и экономические тенденции показывают, что рост использования коммерческой тайны опережает рост патентов. Кража или незаконное присвоение коммерческой тайны может обернуться ежегодными затратами в 1-3% ВВП в развитых индустриальных странах. ЕС, США и Япония уже приняли серьезные изменения в политике коммерческой тайны за последние пять лет. Однако относительно мало известно об этом важном праве интеллектуальной собственности и его экономических последствиях.
Выделяют три основных вида получения доступа к закрытой информации, используемых службами конкурентной разведки в научно-технической сфере:
1) Техническое проникновение к секретам, включая электронную разведку с использованием космических спутников и др.;
2) Сбор информации с легальных источников (на основе работы с публикациями в открытой научно-технической или деловой прессе);
3) Агентурная разведка (использование завербованных агентов).5
Однако эмпирические доказательства влияния коммерческой тайны на экономическую безопасность сопряжены со значительными методологическими проблемами, поскольку требуют оценки предмета, который по определению является секретным. Таким образом, относительно мало известно об этом важном механизме защиты стратегий, технологий и инноваций компаний.6
Защита коммерческой тайны должна быть на высоком уровне. Киберугрозы компьютерным системам имеют множество способов противодействия. Организации должны применять меры безопасности - шифрование, контроль паролей, защиту от вирусов - и предпринимаемые шаги должны соответствовать уровню предполагаемого риска и ценности соответствующей информации.7
В большинстве организаций есть средства контроля доступа. Но уровень безопасности, применимый к посетителям и сотрудникам, будет зависеть от риска для организации.
К финансовым потерям от раскрытия коммерческой тайны относятся: прямой денежный, а также вероятный ущерб, возникающий из-за того, что компания лишается части прибыли.
Преимуществами владения коммерческой тайной являются способность защищать инновации, отстаивать свою нишу на рынке и развиваться, привнося в свой бизнес новые идеи.
Недостатками коммерческой тайны для владельцев коммерческой тайны является то, что их защита может быть относительно слабой. После того как коммерческая тайна стала общедоступной, она больше не является коммерческой тайной. Коммерческие секреты уязвимы для незаконного присвоения, независимого открытия и обратного инжиниринга. В связи с растущей связью фирм и все более широким использованием цифровых средств для хранения коммерческой тайны в настоящее время становятся популярной целью киберпреступности.
1.2. Основные типы коммерческой тайны и каналы ее утечки
Так как коммерческая тайна представляет собой особый ресурс организации, то целесообразно рассмотреть, какие типы информации она может включать.
1. Ингредиенты, используемые в продукте. Например, производитель безалкогольных напитков Coca-Cola держит свои ингредиенты в строжайшем секрете, а рецепт доступен только определенному кругу лиц, подписавшим соглашение о неразглашении тайны.
2. Способ изготовления. Компания может получить конкурентное преимущество, просто найдя новый способ производства вещей. Они могут включать типы производственного оборудования, процессов или систем. Например, производитель компьютерных чипов Intel придумал принцип «Точное копирование», чтобы гарантировать постоянное качество продукции независимо от того, где она была произведена.
3. Способ продажи и распространения. Компании часто изобретают уникальные методы продажи и распределения товаров, которые могут дать им дополнительное преимущество. Подходящим примером может послужить разработка продуктовой марки Kellogg стратегии обмена данными с розничными торговцами для сокращения непроданных запасов.
4. Маркетинговые стратегии. Успех любого товара или услуги также зависит от способа рекламы. Фирмы всегда будут хотеть защитить свои рекламные стратегии. Большинство фирм принимают необходимые меры предосторожности для предотвращения непреднамеренного раскрытия коммерческой тайны. Это связано с тем, что в случае раскрытия коммерческой тайны невозможно защитить информацию, особенно в эпоху социальных сетей. Вот почему большинство компаний, нанимая агентство для создания рекламы для бизнеса, должны будут следить за тем, кто имеет доступ к конфиденциальному бизнесу компании.
Коммерческую тайну можно назвать правами интеллектуальной собственности, и закон действительно обеспечивает некоторую степень защиты от ее неправомерного использования. Однако существуют некоторые различия между коммерческой тайной и другими формами интеллектуальной собственности. В отличие от патентов, коммерческую тайну не нужно регистрировать в органах власти или публично раскрывать информацию. Существуют некоторые условия, при которых информация считается коммерческой тайной.
Для сохранения конфиденциальности информации следует определить потенциальные и реальные каналы утечки информации. Утечка информации может происходить как из-за неорганизованности и небрежности в работе предприятия, так и в результате экономического и промышленного шпионажа. Каналами утечки информации являются:
-
документы, содержащие информацию; -
персонал, имеющий доступ к информации; -
технические средства и системы обработки информации, в том числе и линии связи.
Документация предприятия как канал утечки информации. Наиболее значимая информация предприятия, как правило, задокументирована, так как по действующему законодательству большинство юридических документов должно быть совершено в письменной форме, скреплено подписью и печатью. Небрежное отношение к документации может не только привести к утере ценных сведений, но и принести непоправимый вред из-за физического исчезновения юридически значимого документа, отсутствие которого может в ряде ситуаций оказаться негативным.
Персонал предприятий как основной источник утечки ценной информации. Одним из главных каналов утечки информации предприятия является его персонал. Работая на предприятии, имея постоянный доступ к различным документам, результатам разработок и исследований, нередко являющимся секретными, недобросовестный работник может нанести намеренно или в силу небрежности значительный ущерб интересам предприятия, раскрыв его секреты посторонним лицам. Считается, что лучшие поставщики секретных сведений не специальные агенты, а болтуны. Поэтому специалистов по промышленной разведке так привлекают различные съезды, конгрессы, конференции, как источники ценнейшей информации. Конкуренты могут получать информацию о деятельности интересующей фирмы путем переманивания их специалистов.
Технические средства потери информации. Несанкционированный доступ к секретной информации в последнее время особенно часто стал осуществляться с помощью технических средств. Самыми распространенными техническими каналами утечки коммерчески секретной информации являются: утечки через корпоративную почту, характеризующиеся большим количеством неумышленных случаев раскрытия информации (утечки «быстрой руки»); утечки по web-каналам, включая сервисы обмена сообщениями (IM); утечки через съемные носители; утечки через мобильные устройства.
Как показывают последние аналитические исследования, актуальными остаются и внутренний, и внешний нарушители. При этом количество преднамеренных и случайных утечек также сопоставимо, и это соотношение не демонстрирует явного лидера.4 Но при любом виде утечки информации решающим является человеческий фактор. Именно персонал может специально или непреднамеренно подвергнуть раскрытию коммерческую тайну
1.3. Взаимосвязь коммерческой тайны и экономической безопасности хозяйствующих субъектов
В последние годы все большее внимание уделяется роли коммерческой тайны как механизма защиты интеллектуальной собственности (ИС). Коммерческие тайны являются предпочтительным средством защиты инновационных фирм. Мировые правовые и экономические тенденции показывают, что рост использования коммерческой тайны опережает рост патентов. Кража или незаконное присвоение коммерческой тайны может обернуться ежегодными затратами в 1-3% ВВП в развитых индустриальных странах. ЕС, США и Япония уже приняли серьезные изменения в политике коммерческой тайны за последние пять лет. Однако относительно мало известно об этом важном праве интеллектуальной собственности и его экономических последствиях.
Выделяют три основных вида получения доступа к закрытой информации, используемых службами конкурентной разведки в научно-технической сфере:
1) Техническое проникновение к секретам, включая электронную разведку с использованием космических спутников и др.;
2) Сбор информации с легальных источников (на основе работы с публикациями в открытой научно-технической или деловой прессе);
3) Агентурная разведка (использование завербованных агентов).5
Однако эмпирические доказательства влияния коммерческой тайны на экономическую безопасность сопряжены со значительными методологическими проблемами, поскольку требуют оценки предмета, который по определению является секретным. Таким образом, относительно мало известно об этом важном механизме защиты стратегий, технологий и инноваций компаний.6
Защита коммерческой тайны должна быть на высоком уровне. Киберугрозы компьютерным системам имеют множество способов противодействия. Организации должны применять меры безопасности - шифрование, контроль паролей, защиту от вирусов - и предпринимаемые шаги должны соответствовать уровню предполагаемого риска и ценности соответствующей информации.7
В большинстве организаций есть средства контроля доступа. Но уровень безопасности, применимый к посетителям и сотрудникам, будет зависеть от риска для организации.
К финансовым потерям от раскрытия коммерческой тайны относятся: прямой денежный, а также вероятный ущерб, возникающий из-за того, что компания лишается части прибыли.