Файл: тамбовский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт заочного образования
Кафедра «Природопользование и защита окружающей среды»
| |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экология"
Вариант 28
Выполнил: студент группы БЭЭ-212з
Мелешин Никита Андреевич
Проверил: к.х.н., доцент Якунина И.В.
Тамбов 2023
Содержание
25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда?
38. Приведите примеры организмов доминантов и эдификаторов. Чем они различаются по роли в биоценозах?
61. Составьте трофическую цепь для речной экосистемы, состоящую из 4–5 трофических уровней. Подпишите название каждого трофического уровня.76. Дайте определение понятия «загрязнение окружающей среды», составьте схему видов загрязнителей и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры.
105. Какой вклад вносит население Индии в ежегодное поступление углекислого газа в атмосферу Земли, численное равное 7·109 т/год. Численность населения Индии составляет 1 333 228 490 человек. Средняя масса углекислого газа, выдыхаемая одним человеком за год – 0,412 т/год·чел.
120. Сделайте экологический анализ водообеспеченности экономических районов России речным стоком и подземными водами, сравнив его с обеспеченностью водой населения и учитывая особенности структуры экономики. Выделите районы, где особенно ощущается дефицит пресной воды и районы, лидирующие по водообеспеченности общим стоком (тыс. м3 ).Безразмерный коэффициент α, учитывающий класс опасности загрязняющего вещества равен: для 1-го класса – 1,5, для 2-го класса – 1,3, для 3-го – 1,0, для 4-го класса – 0,85. На основе полученного значения ИЗА определите уровень загрязнения атмосферы: низкий – ИЗА ≤ 5; повышенный – 5 < ИЗА < 7; высокий – 7 ≤ ИЗА < 14; очень высокий – ИЗА ≥ 14.
167. Приведите пример организации очистных сооружений коммунально-бытовых стоков. Опишите его
Проект 7. Сохранение биоразнообразия, особо ценных естественных ландшафтов и памятников природы Варианты заданий и) Тверская область, Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник
. Структура проекта 1. Растительные ресурсы. Рациональное использование и охрана. Рассмотрите ключевые понятия: воздействие человека на растительность, меры по охране растительности, охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений.
2. Животный мир: рациональное использование и охрана. Рассмотрите ключевые понятия: воздействие человека на животных; причины их вымирания; меры по охране животных; деятельность правительственных, общественных, национальных и международных организаций в деле охраны живых природных ресурсов.
3. Особо охраняемые природные территории. Рассмотрите ключевые понятия: виды заповедных территорий, подлежащих охране (цели, задачи, организационная структура, отличия); биосферные заповедники и их место в системе охраняемых природных объектов.
4. Вопросы и задания для обсуждения: В соответствии с выданным вариантом охарактеризуйте заповедник по следующему плану:
1) История создания заповедника;
2) Юридический статус и территориальное устройство заповедника;
3) История природопользования в регионе;
4) Современные природные условия заповедника;
5) Флора и фауна на территории заповедника;
6) Организационная структура заповедника. Отметьте наиболее крупные научные задачи в области охраны живой природы.
25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда?
Закон толерантности, один из основополагающих принципов экологии, согласно которому присутствие или процветание каких-либо организмов в данном местообитании зависит от комплекса экологических факторов, к каждому из которых у организма существует определенный диапазон толерантности (выносливости).
Данное правило выдвинуто в 1913 В. Шелфордом.
Закон толерантности Шелфорда - закон, согласно которому существование вида определяется лимитирующими факторами, находящимися не только в минимуме, но и в максимуме. Закон толерантности расширяет закон минимума Либиха. Формулировка: "лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору".
Любой живой организм имеет определенно эволюционно унаследованные верхние и нижние «пределы» толерантности к любому экологическому фактору. Для организма имеет значение не только собственная амплитуда, но и скорость, с которой этот фактор изменяется. Лимитирующее значение означает, что в этом случае организм может выжить, но в нем произойдут необратимые изменения. Потому закон Шелфорда также называют законом лимитирующего фактора. Закон Шелфорда можно применить к нормированию содержания загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах.
Вывод закона Шелфорда: охранять окружающую среду - значит обеспечивать состав и режим экологических факторов в пределах унаследованной толерантности живого, в первую очередь, человеческого организма, т.е. управлять им так, чтобы ни один фактор не оказался лимитирующим по отношению к организмам.
38. Приведите примеры организмов доминантов и эдификаторов. Чем они различаются по роли в биоценозах?
Показатель доминирования определяют не для всего биоценоза, а для отдельных структурных группировок, входящих в него: зоо -, микробо-, фитоценоз. Кроме того зооценоз и фитоценоз часто разделяют по систематическим признакам (птицы, насекомые, злаки, вересковые), эколого-морфологическими (деревья, кусты, травы), либо по размерам (микрофауна, мезофауна почвы). Кроме доминантов выделяют субдоминанты, второстепенные и третьестепенные виды. В эти понятия пытаются вложить количественные характеристики.
Так, для птиц была предложена такая градация: доминанты – 15% и более от общего количества особей, субдоминанты – 5…14,9%, второстепенные виды – 0,1…4,9%, третьестепенные – < 0,1%.
Для растений подобные градации составляются на основе численности, обильности, биомассы. Доминантов среди растений выделяют как для отдельных ярусов, так и для групп ярусов.
Примеры доминантных видов: кедровый стланик, образующий густой подлесок в северных лиственничниках, сосна или ель – в бору, ковыль – в степях, на солончаках – солеросы, в бамбуковой роще – бамбук.
Среди доминантов есть такие, без которых другие виды существовать не могут. Их называют эдификаторами. Как правило, эдификаторами служат растения – ель, сосна, ковыль, и лишь изредка – животные (сурки).
Эдификаторам (лат. – «строители») принадлежат главные средообразующие функции фитоценоза. Они определяют микросреду (микроклимат) всего сообщества и их удаление грозит полным разрушением биоценоза. Это виды, создающие условия для жизни других видов, ими во многом определяются особенности биоценоза. Эдификаторы всегда доминанты, но доминанты не всегда эдификаторы.
Сообщества разного состава эдификаторов различаются продуктивностью, степенью проявления средообразующих функций, хозяйственной значимостью, устойчивостью по отношению к воздействиям внешних факторов. Эдификаторов обычно немного.
В зависимости от породного состава эдификаторного древесного яруса
, лесные биогеоценозы могут быть сосновыми, березовыми, березово-еловыми (еловыми с примесью березы), елово-сосново-березовыми (березовыми с примесью ели и сосны) или елово-березовыми. Эдификаторную роль в таких БГЦ выполняют соответственно сосна, береза, ель вместе с березой, береза с участием сосны и ели, береза с участием ели.
Доминант - это главный, господствующий, подавляющий... доминирующий (преобладающий) вид в сообществе. Или доминантный признак в генетике или доминирующая особь в стае.. . А эдиикатор (от лат. aedificator — строитель) - это вид-доминант, вид, играющий определяющую роль в создании и сложении структуры биоценоза.
61. Составьте трофическую цепь для речной экосистемы, состоящую из 4–5 трофических уровней. Подпишите название каждого трофического уровня.
Перенос потенциальной энергии пищи, созданной растениями, через ряд организмов путем поедания одних видов другими называется трофической (пищевой) цепью, а каждое ее звено называется трофическим уровнем.
76. Дайте определение понятия «загрязнение окружающей среды», составьте схему видов загрязнителей и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры.
Загрязнение окружающей среды– поступление в нее любых чужеродных ей веществ, превышающих естественное содержание в среде, которые оказывают вредное воздействие на человека и биосферу.
Виды загрязнения окружающей среды
механическое | химическое | физическое | радиационное | биологическое |
загрязнение химически инертным мусором, протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду | это появление химического вещества в непредназначенном для него месте | тепловое , световое, шумовое, электромагнитное | превышение естественного радиоактивного фона, попадание радиоактивных веществ в живые организмы и среду их обитания (атмосферу, гидросферу, почву) | появление в экосистеме несвойственных ей организмов (микроорганизмов) |
Деятельность человека в окружающей среде | Пестициды Нитраты Нефть | Фабрики нагревающие воду и возвещающие ее не нагретую обратно в окружающею среду., огни больших городов могут сбить с толку перелетных птиц. | ядерные испытания, добыча полезных ископаемых, медицинские устройства и аппаратура. | Инфекции, вирусы, Мутация |
105. Какой вклад вносит население Индии в ежегодное поступление углекислого газа в атмосферу Земли, численное равное 7·109 т/год. Численность населения Индии составляет 1 333 228 490 человек. Средняя масса углекислого газа, выдыхаемая одним человеком за год – 0,412 т/год·чел.
Средняя масса углекислого газа, выдыхаемая всем населением Индии:
т/год.
Вклад средней массы углекислого газа, выдыхаемым населением Индии в ежегодное поступление углекислого газа в атмосферу Земли:
%.
120. Сделайте экологический анализ водообеспеченности экономических районов России речным стоком и подземными водами, сравнив его с обеспеченностью водой населения и учитывая особенности структуры экономики. Выделите районы, где особенно ощущается дефицит пресной воды и районы, лидирующие по водообеспеченности общим стоком (тыс. м3 ).
Суммарные величины водных ресурсов России достаточно велики, однако, несмотря на это, многие регионы России могут иметь и уже имеют очень серьезные региональные проблемы с водообеспечением экономики и населения. И главная причина в этом – крайне неравномерное распределение водных ресурсов по территории страны, которые не согласуются с потребностями в них, очень большой их временной изменчивостью (особенно в южных районах), высокой степенью загрязнения. Например, по величине местных водных ресурсов Южный и Дальневосточный ФО различаются почти в 30 раз. Очень хорошо обеспечены водными ресурсами Дальневосточный и Сибирский ФО, несколько менее – Уральский и Северо-Западный; ограниченные водные ресурсы имеют наиболее густо населенные округа – Приволжский, Центральный и Южный. к настоящему времени водопотребление на нужды сельского хозяйства во всех округах, кроме ЮФО, практически сведено к минимуму и составляет – 5% и меньше от общего водопотребления; это и понятно, поскольку в этих округах даже имеющиеся орошаемые площади не поливаются. В ЮФО, где сосредоточены почти все поливаемые земли России, водопотребление на нужды сельского хозяйства за последние 15 лет практически остается стабильным. Использование воды на коммунальные нужды, выраженные в процентах, во всех округах практически остается на постоянном уровне.