Файл: Прикладная информатика в экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Институт Информационных технологий

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 09.03.03 Прикладная информатика

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Прикладная информатика в экономике_______________________.

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: заочная.


УТВЕРЖДАЮ


Директор Института

Информационных технологий


____Захаров А.В.__ Подпись (Подпись) (ФИО)

«____» ___________________ 20__ г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

(вид практики)

Технологическая (проектно-технологическая) практика

(тип практики)

2 семестр
обучающегося группы 09.02.03 ОБП-32109МОпиэ Пузиков Александр Михайлович

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:

Университет «Синергия»

(наименование структурного подразделения Образовательной организации)
Срок прохождения практики: с «01» _03___ 2022г. по «16» ___08______2022__ г.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Институт Информационных технологий

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 09.03.03 Прикладная информатика

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Прикладная информатика в экономике_______________________

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: заочная.

Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

(вид практики)

Технологическая (проектно-технологическая) практика

(тип практики)
2 семестр



Обучающийся

 Пузиков Александр Михайлович

 

 




(ФИО)




(подпись)






Ответственное лицо

от Профильной организации

 

 

 

М.П. (при наличии)

(ФИО)




(подпись)



Москва 2022 г.
Практические кейс-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи

Кейс-задача № 1

Что такое бизнес-процессы

Бизнес-процесс (БП) — это комплекс взаимосвязанных действий, направленных на изготовление товаров, оказание услуг или создание нематериальной ценностей. Он начинается с возникновения потребности клиента и заканчивается удовлетворением спроса.

БК может включать действия одного сотрудника, действия коллектива и выполнение автоматикой программных алгоритмов. Он рассматривается как набор подчиненных процессов, направленных на достижение цели. Для организации многокомпонентных процессов необходимо использовать техническую карту или блок-схему. Это решение помогает визуализировать иерархию функций.

Категории бизнес-процессов

Основные процессы позволяют компании зарабатывать, продавая продукты. Они направлены на удовлетворение потребностей клиентов.

Примеры основных БП в жизненном цикле продукции:

  • проработка концепции товара;

  • сборка и запуск технологической линии;

  • закупка сырья для изготовления товара;

  • контроль качества готовой продукции;

  • упаковка и хранение товаров;

  • продажа товаров в магазине;

  • организация продаж через интернет;

  • послепродажный сервис.

Вспомогательные процессы обеспечивают стабильную работу предприятия и создают условия для выполнения основных. Они связаны с издержками, которые требуется оптимизировать, чтобы повысить рентабельность предприятия.

К вспомогательным БП относятся:

  • маркетинговые исследования рынка;

  • проведение рекламных кампаний;

  • организация складского учета и логистики;

  • проведение тренингов для персонала;

  • ведение бухгалтерии и кадрового учета;

  • регулярная уплата налогов и взносов;

  • IT-сопровождение предприятия;

  • выполнение хозяйственных задач.

Управленческие процессы направлены на принятие и выполнение административных решений и на распределение доступных ресурсов. Они позволяют координировать работу связанных отделов на предприятии, заниматься развитием организации и достигать стратегических целей [1].
Для того что бы визуализировать БК используются IDEF- диаграммы (в виде контекстной диаграммы деятельности компании)

Разберем процесс управления персоналом с помощью методов структурного анализирования. При этом мы осуществим моделирование бизнес-процесса в нотации IDEF0. На рисунке 2 показана контекстная диаграмма бизнес-процесса, который управляет персоналом. Организация процесса осуществляет управление согласно приказам и трудовому кодексу РФ. Процесс является механизмом, который управляет специалист по кадрам.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма процесса

Входящими потоками процесса являются: потребность в персонале, приказ о проведении аудита и заявки соискателей. Выходящими потоками являются: кадровый резерв, трудовой договор, отчет о результатах аудита, план кадровых перемещений, план повышения квалификации.

Рассмотрим декомпозицию бизнес-процессов управления персоналом. На рисунке 1 представлена декомпозиции первого уровня процесса управления персоналом. Системный подход к управлению персоналом состоит из следующих этапов: сначала специалисты по потребностям в персонале формируют сотрудников, после чего может потребоваться наем кадрового состава. Далее используется персонал, который включает распределение персонала по отделам компании. Кроме того, в заключении необходимо оценить работу персонала. Для этого по приказу руководителя организации проводится аудит сотрудников для оценки эффективности и продуктивности их работы. На рисунке 2 представлена декомпозиция процесса формирования персонала. Согласно этому процессу, руководствуясь потребностью в персонале и полученным от руководителей структурных подразделений организации или специалистов планового отдела информацией о соискателях создается заявка на открытые вакансии. В ней указаны основные характеристики, которым должен соответствовать кандидат. Специалисты отдела проводят собеседования для оценки соответствия кандидатов запрашиваемым требованиям. После того как все сотрудники подобраны, происходит оформление трудовых договоров. На рисунке 3 показана модель процесса использования персонала. В результате этой работы формируются кадровые резервы, планируются кадровые перемещения и отслеживается потребность в повышении квалификации персонала. Они основаны на потребности в персонале, которые поступают от руководителей отделов компании и специалистов коммерческого отдела, которые осуществляют планирование деятельности компании. Если специалисты отделов кадров планируют перемещение или повышение квалификации сотрудников, они должны использовать данные личного дела сотрудника.

Рисунок 2 Декомпозиция процесса управления персоналом



Рисунок 3. Модель процесса формирования персонала



Рисунок 4. Модель процесса использования персонала
На рисунке 5 представлена модель процесса аудита персонала. Аудит персонала проводится по ряду методик, в ходе которых необходимо собрать большое количество информации не только результатах работы, но и о личности кадрового состава. При проведении аудита сотрудник отдела кадров оценивает социально-психологическое состояние кадровых работников. Чтобы это сделать, специалисту необходимо извлечь информацию из личных дел сотрудников о семейном положении и составе семьи, уровне образования и т. д. Специалист отдела кадров анализируют эффективность бизнес-процессов компании, выполняемых сотрудниками. В качестве показателей для анализа используются различные факторы, такие как количество проведенных часов, количество заключенных контрактов, количество оказанных услуг и т.д. Наконец, проводится анализ соответствия персонала методологическим критериям. Здесь оценивается кадровый состав, занимаемые должности и количество открытых вакансий. По результатам аудита специалисты отдела кадров формируют отчет, в котором содержатся результаты аудита.



Рисунок 5. Модель процесса аудита персонала

1.2 Практическая часть

1.2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

В настоящий момент процесс управления персоналом компании не автоматизирован. В ходе анализа бизнес-процесса были выявлены следующие недостатки:


  • Высокие временные затраты на формирование документооборота.

  • Трудоемкость ручного проведения аудита персонала.

  • Низкий уровень оперативности данных о кадровом составе организации.

  • Несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации.

В результате проведенного анализа была выявлена необходимость в большом объеме информации и кадрах организации. При этом к ней могут относиться данные не только о работающем в организации персонале, но и о кадровом резерве. Обработка такого объема информации требует значительных трудозатрат на сбор, формирование и поиск по документам. Поэтому необходимо разработать информационную систему, в которой будет храниться информация о кадровом составе и кадровом резерве организации.

В настоящий момент процесс управления персоналом характеризуется большим объемом документооборота. Все документы (табель учета рабочего времени, штатное расписание и т.) представляют собой бумажные носители. Ведение бумажного документооборота обладает рядом недостатков:

  • Высокие временные затраты на формирование документооборота.

  • Любой сотрудник имеет доступ к бумажному носителю документа, что влечет за собой порчу, потерю и другие недопустимые действия.

  • Высокие временные затраты на поиск нужного документа, даже в условиях четкой организации хранения.

  • Необходимость увеличения площади архива, где будут храниться документы.

В связи с перечисленными недостатками, необходимо организовать единое хранилище данных о сотрудниках. Доступ к хранилищу данных должен быть у сотрудников отдела кадров и у бухгалтерии. Поскольку данные, которые собирают и формируют сотрудники отдела кадров впоследствии используются отделом бухгалтерии для расчета заработной платы.

Ввиду перечисленных недостатков, к единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процесс расчета заработной платы, формирования документов, формирования кадрового резерва и аудита персонала.

После ввода в действие перечисленных изменений, бизнес-процесс станет проще и будет повышен уровень контроля процесса.


Кейс-задача № 2

Риском является вероятность наступления неблагоприятных событий, превышение времени или бюджета проекта вследствие неопределенности. Управление рисками, направленное на максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий, включает идентификацию, анализ рисков и планирование реагирования на риски.

Идентификация рисков предполагает выявление рисков способных повлиять на проект автоматизации. С целью идентификации рисков необходимо обратить внимание на работы, которые являются новыми для компании; незаменимые, полностью распределенные или перегруженные ресурсы; работы с несколькими предшественниками, большой длительностью или требующие много ресурсов.

Качественная и количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения и влияния рисков на проект. Оценка рисков позволяет определять степень воздействия рисков на проект; объемы непредвиденных затрат времени и трудовых и материальных ресурсов; риски, требующие скорейшего реагирования.

Планирование реагирования на риски предполагает выявление признаков угрозы возникновения каждого риска и определение перечня мероприятий, направленных на снижение вероятности появления риска, смягчение последствий воздействия риска или использование альтернативного плана

Задание для выполнения по этапу "Разработка плана управления рисками проекта автоматизации компании".

Разработать план управления рисками проекта автоматизации компании.

1. Провести идентификацию рисков проекта автоматизации:

1.1. Составить список рисков или условия возникновения рисков.

1.2. Описать признаки рисков, по которым их можно идентифицировать.

2. Оценить риски проекта автоматизации (качественные и количественные оценки):

2.1. Оценить вероятность возникновения и влияния рисков на проект автоматизации.

2.2. Определить степень важности каждого идентифицированного риска (расставить приоритеты реагирования на риски) и упорядочить список рисков по приоритетам.

2.3. Определить риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект.

2.4. Определить вероятность невыполнения плановых сроков и бюджета.

2.5. Определить необходимые резервы.

2.6. Определить предполагаемые сроки окончания проекта автоматизации с учетом рисков.

3. Выполнить планирование реагирования на риски:

3.1. Определить возможные способы реагирования для каждого риска (избежание рисков, передача рисков, минимизация рисков, принятие рисков, альтернативный план).

3.2. Составить план реагирования на риски.

В результате выполнения задания по этапу "Разработка плана управления рисками проекта автоматизации компании" необходимо подготовить отчет "План управления рисками проекта автоматизации компании".

В структуре отчета приведены заголовки разделов отчета. Содержание каждого раздела отчета должно включать решение соответствующего ему задания (см. Задание для выполнения по этапу "Разработка плана управления рисками проекта автоматизации компании").

Структура отчета "План управления рисками проекта автоматизации компании".

1. Идентификация рисков.

2. Оценка рисков.

3. Планирование реагирования на риски.

Подготовка итоговой презентации по проекту автоматизации компании

После завершения работы над проектом автоматизации необходимо подготовить итоговую презентацию по проекту в соответствии с приведенной структурой.

Содержание каждого раздела презентации должно включать основные решения и выводы по проекту автоматизации компании.

Структура презентации "Разработка проекта автоматизации компании".

1. Стратегический план автоматизации:

1.1. Цели и задачи бизнеса компании.

1.2. Цели автоматизации компании.

1.3. Способ автоматизации компании.

1.4. Ограничения.

1.5. Функциональные требования к ИС.

1.6. Класс ИС.

1.7. Способ приобретения ИС.

2. Оперативный план автоматизации:

2.1. Структура проекта автоматизации компании (диаграмма Gantt).

2.2. Ресурсное планирование проекта автоматизации (отчет Who Does What When).

2.3. Стоимостной анализ проекта (отчеты Cash Flow, Budget).

3. План управления рисками проекта автоматизации:

3.1. Идентификация рисков.

3.2. Оценка рисков.

3.3. Планирование реагирования на риски.


Кейс-задача № 3

  1. МФПУ «Синергия» имеет бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки №1900 от 28.01.2016 г. (с приложениями) и свидетельство о государственной аккредитации №3110 от 15.05.2019 г.

  2. Основные нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс Университета «Синергия»:

  3. Устав Университета «Синергия»;

  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;

  5. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

  6. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. «О введении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»

  7. Постановление Правительства РФ от 22.11.97г. «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается»

  8. Приказ Комитета по высшей школе Миннауки России от 01.01.01г. «О создании учебно-методических объединений Российской Федерации»

  9. Приказ Комитета по высшей школе Миннауки России от 01.01.01г. «О создании научно методических советов по направлениям высшего образования».

  10. Постановление Госкомвуза РФ от 01.01.2001г. «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ».

  11. Приказ Госкомвуза России от 5 марта 1994г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования».

  12. Приказ Госкомвуза России от 01.01.01г. «Соответствие между ранее действовавшими и новыми классификаторами направлений и специальностей высшего профессионального образования».

  13. Постановление Госкомвуза России от 01.01.01г. «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации».

  14. Приказ Госкомвуза России от 2 сентября 1994г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

  15. Инструктивное письмо Госкомвуза России от 01.01.01г. «О порядке введения и лицензирования новых образовательных профессиональных программ высшего образования».

  16. «Об организационно методическом и научном обеспечении введения ГОС высшего профессионального образования». Решение коллегии Госкомвуза России от 01.01.01г., №7/1.

  17. Постановление Госкомвуза России от 01.01.01г. «Об утверждении Положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в Российской Федерации».

  18. Приказ Госкомвуза России от 01.01.01г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

  19. Приказ Госкомвуза от 15.04.96г. «О разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего профессионального образования».

  20. Приказ Минобразования России от 09.01.97г., №15. «Об утверждении Порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств».

  21. Приказ Минобразования от 29.04.97г. «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»».




Кейс-задача № 4

Kaspersky Security Cloud - Воспользуйтесь полным набором приложений для защиты ваших компьютеров и мобильных устройств от хакерских атак, вредоносных и шпионских программ. Выберите те решения, которые подходят именно вам, – от антивируса до инструментов защиты конфиденциальности и повышения производительности.

Совместимость: Windows, macOS, Android, iOS.

Заходим в то место или папку, куда ранее сохраняли файл с антивирусной программой, и запускаем его.

Скачиваем установочный файл Антивируса Касперского. После загрузки запустите скачанный файл.

Продолжаем установку, выбирая стандартные настройки установки. Антивирус не требует особого внимания пользователя во время инсталляции.



Рисунок 1



Рисунок 2
Шаг 3. Когда появится окно активации антивируса, вводим ключ продукта.


Рисунок 3

Вводим двадцатизначный код и активируем наш продукт.


Рисунок 4

Антивирус установлен.

Настройка антивируса Kaspersky.

Итак, перед нами окно с настройками антивируса Касперского, что нужно настроить в первую очередь. Окно настроек разделено на вкладки: Защита, Общие, угрозы и исключения, отчеты и карантин, настройки сети, интерфейс, управление настройками и дополнительно



Рисунок 5
Начнем с вкладки под названием «Интерфейс» и пункта «Защита паролем».


Рисунок 6
Здесь находится функция «Защита паролем». Активировав данную функцию, мы сможете защитить антивирус Касперского с помощью пароля. Защита с помощью пароля не позволит выключить или изменить настройки антивируса без ввода пароля. Это очень полезно, если мы не хотим, чтобы кто-то кроме нас изменял настройки антивируса.



Рисунок 7
Остальные настройки мы можем, пока оставить по умолчанию
Переходим к вкладке «Проверка». Здесь выбираем пункт «Быстрая проверка». И переходим через нажатие шестеренки в настройки. Автоматический запуск этой функции по умолчанию выключен.



Рисунок 10
Для того чтобы включить автоматическую проверку важных областей жмем на кнопку «расписание проверки».

Рисунок 11

В открывшемся окне можно настроить параметры для автоматического запуска функции «Быстрая проверка». Данная проверка не занимает много времени и системных ресурсов, поэтому лучше выполнять ее ежедневно.

Сохраняем настройки и переходим к вкладке «Обновление».



Рисунок 12
Здесь нужно убедиться, что антивирус Касперского обновляется автоматически. Рядом с кнопкой «Расписание» должно быть указано «Автоматически». Если это не так жмем на кнопку «Расписание» и устанавливаем автоматическое обновление.
Настройка фильтрации трафика
При отсутствии гибкой фильтрации доступа к сети Интернет на долю ненужных и опасных сайтов, ежедневно посещаемых сотрудниками, приходится чуть ли не половина общего трафика.

Лидерами в списке нежелательных ресурсов являются социальные сети, порталы, выкладывающие контент непристойного содержания, серверы онлайновых игр, а также сайты, генерирующие так называемый "тяжелый" трафик и предлагающие посетителям загружать и просматривать видеоролики и флэш-баннеры.

Потенциальные угрозы, возникающие в результате посещения сотрудниками различных не относящихся к выполняемой ими работе сайтов, помимо нецелевого использования рабочего времени, могут выглядеть как:

• чрезмерная нагрузка на сеть, вызванная неконтролируемым скачиванием сотрудниками объемных файлов из Интернет-сети. В случае, когда речь идет о постоянном или выделенном подключении с фиксированной скоростью канала от провайдера, просмотр или загрузка пользователями видеофайлов негативно скажется на распределении ресурсов сети и загрузке Интернет-канала в целом, а также на стоимости нецелевого трафика;

• нерациональное использование ресурсов сети и рабочего времени в результате деятельности любителей онлайновых игр с видео- или голосовыми чатами;

• неконтролируемые удаленные соединения сотрудников с рабочими серверами корпоративных сетей посредством VPN-соединений или утилит, связанные с риском заражения локальной сети вирусами, потенциально находящимися на удаленном компьютере;

• снижение уровня безопасности корпоративной сети.

Чтобы обеспечить безопасность и целостность бизнеса, перекрыть каналы возможной утечки информации и повысить производительность работы сотрудников, необходимо управлять потоком Интернет-трафика, входящего в локальную сеть при помощи фильтрации Интернет-запросов. Запрещая при помощи настройки фильтров доступ к тем или иным ресурсам, можно решить вопросы снижения затрат на нецелевые Интернет-ресурсы, а также значительно уменьшить риск инфицирования внутренних ресурсов корпоративной сети.

Для того чтобы фильтровать трафик сайтов, для начала нужно отследить критерии по которым будут фильтроваться сайты.

Известно, что у каждого сайта есть имя, содержания страницы, url, ip-адрес

Получается, фильтровать трафик можно:

  • имени сайта;

  • url страницы;

  • По содержанию написанного на страничке сайта;

  • По ip-адресу.

Контент можно разделить на:

  • Плохой

  • Хороший

  • Неизвестный

Отсюда следует, что существует два пути фильтрации:

  • Белый список – есть список сайтов, на которые можно заходить, остальные сайты запрещены.

  • Черный список – список запрещенных сайтов, остальные разрешены. Система автоматически добавляет сайты в черный список если при переходе на него обнаруживает запрещенное в содержании (например, запрещенные слова «наркотики, оружие»)

В качестве фильтрации можно установить софт на компьютерах пользователей предприятия, добавить плагин к браузеру или выделить отдельный компьютер для фильтрации трафика. Лучим будет вариант отдельного компьютера, т.к. можно установить другой браузер, отключить плагин, выключить софт и т.д.
Теперь нужно настроить черный список. Интернет – среда с очень быстро меняющимися сайтами и самому составлять список фильтруемого контента – невозможная задача для одного человека. Для этого существуют списки фильтруемого контента, создаваемые добровольцами на сайтах http://netpolice.ru; http://icensor.ru/; http://www.smart-soft.ru/ru.

Для продвинутых пользователей, старающихся обойти запрет блокировки сайта есть два варианта:


  • Запретить установку программ

  • Запретить прямой выход в интернет без прокси сервера (выделенного компьютера, фильтрующего трафик)



Кейс-задача № 5

Если рассмотреть продукты, лидирующие на западных рынках учетных систем, то либо в их составе, либо в качестве отдельных продуктов присутствуют OLAP-модули. Достаточно вспомнить Oracle OLAP, SAP OLAP Processor, OLAP-решения для Axapta, Hyperion BI.

C архитектурной точки зрения наиболее распространенным подходом является разделение данных между двумя базами: транзакционной (OLTP – online transaction processing) и аналитической (OLAP). При этом OLTP-база оптимизируется под быстрое внесение данных, а OLAP-база – под быстрое построение сложной отчетности. Фактически OLAP-база обычно строится по специальной архитектуре и содержит предварительно просчитанные агрегатные данные, что и обеспечивает высокую скорость выполнения запросов. Платой за эти удобства становится необходимость синхронизировать OLTP и OLAP. Т.к. подобный процесс, как правило, периодичен, то между появлением данных в оперативной базе и аналитическими данными имеется запаздывание. Вполне нормальной является практика, когда в OLAP присутствуют данные "на вчера".

Различные базы OLAP могут использовать для своего анализа одни и те же аналитические программы. Это связано с тем, что любая OLAP-база универсальным образом описывается как набор некоторых аналитик и таблиц фактов, представляемых в виде многомерных кубов, осями которых являются значения аналитик, а агрегируемыми значениями – числовые значения количеств, сумм и т.п. Аналитические программы для анализа называются "OLAP-клиентами". Примером такой программы является Microsoft Excel, который отображает куб OLAP-базы в виде сводной таблицы. Работа с такой таблицей для пользователя происходит обычным образом, однако все вычисления для отображения делает аналитический сервер.

BI для платформы "1С:Предприятие"

"1С" изначально задумывалась как несложная настраиваемая учетная система для мелкого бизнеса, что во многом определило архитектуру ее построения как системы, совмещающей в себе функции фиксации бизнес-операций и генерации отчетности. Со временем рост учетных баз и расширение круга задач привели к тому, что элементы OLAP-подхода были встроены в платформу "1С:Предприятия". С точки зрения хранения данных, таким элементом являются регистры оперативного учета, накапливающие итоги по оборотам и хранящие промежуточные точки остатков. С точки зрения визуализации - это схема компоновки данных, дающая пользователю возможность работать с выборкой данных как многомерной таблицей.

Подобный подход оказался достаточно успешным для небольших баз, однако для крупных предприятий обернулся довольно значительными проблемами. Одна из них заключается в том, что высокая вычислительная сложность внесения данных серьезно удлиняет транзакции и вызывает взаимоблокировки, мешающие нормальному использованию системы. Например, подобные проблемы проявляются при расчете себестоимости товара, учитываемого по партиям. Кроме того, "1С" не удалось найти методику, которая бы сочетала быстрый доступ и универсальное хранение для регистров бухгалтерии. В результате оказалась низкой скорость выполнения запросов для планов счетов с большим числом субконто. По той же причине осталась нереализованной ролевая безопасность (РЛС) для субконто.

Что же касается схемы компоновки, то она, как и все Desktop OLAP-системы, требует жесткого ограничения объема анализируемых данных, т.к. они полностью передаются с сервера на клиента и после этого анализируются в памяти клиентского компьютера. Любое изменение аналитик анализа, например, желание развернуть складские продажи по группам товаров, не включенных изначально в запрос, требуют повторного запроса всех данных. Понятно, что скорость такого анализа на объемных базах невелика.

Построение серверного OLAP для "1С"

Так же, как и для западных систем, для крупных баз "1С" может оказаться весьма полезным выделение отдельной OLAP-базы для решения аналитических задач. Это снимает нагрузку с транзакционной базы "1С" и качественно улучшает возможности анализа, позволяя избегать ситуаций вроде "у меня есть хороший отчет, но он так долго работает, что я стараюсь обходиться без него".

Наибольший интерес к построению серверного OLAP для "1С" испытывают клиенты, которым объемы баз не позволяют быстро и качественно вести анализ данных. В частности, в эту категорию попадают компании розничной торговли, разного рода торговые сети, компании, использующие большое количество аналитик на планах счетов.

При создания серверных OLAP-систем для "1С", как правило, используется следующий подход. На первом этапе данные из "1С" извлекаются в так называемое SQL-хранилище и преобразуются в удобный для анализа вид. Здесь, как правило, возникают основные проблемы, связанные с тем, что "1С" использует систему автоматических названий объектов и их полей в SQL-базе, а также логические связи объектов, непонятные "извне".

На втором этапе по хранилищу данных строятся OLAP-кубы и настраиваются модели Data Mining. При этом могут использоваться OLAP-сервера различных поставщиков ПО.На третьем этапе настраиваются клиентские средства доступа к аналитическим базам, разрабатывается отчетность, обеспечивается включение аналитических моделей в бизнес-процессы организации.




Deduktor (Base Group)

С.М.А.Р.Т. ("М-Лоджикс")

BIX BI для 1С (BIX)

"Инталев: Корпоративная аналитика для 1С" ("Инталев")

Срок проекта*

2-4 чел./мес., силами консультантов

4 дня (обучение) + 3 недели (настройка силами клиента)

1 месяц

1-5 чел./дней, силами клиента

Стоимость сервера, руб.

290000

1800000

1000000**

-

Стоимость ПО для настройки, руб.

29000

0

0




Стоимость клиентского места, руб.

8700

0

7200***




Стоимость консалтинга, руб.

400 000 – 1 200000

200000

500000

55000

*Для того, чтобы, сравнить данные продукты, компаниям было необходимо оценить возможность построения OLAP-базы для решения следующих задач:

1. Анализ продаж товаров (50 млн записей в таблице),

2. Анализ складских запасов с детализацией до дней,

3. Анализ данных бухгалтерии (30 млн записей в таблице проводок регистра бухгалтерии, количество аналитик 40) с возможностью построения оборотных и шахматных ведомостей.

При этом мы потребовали возможность анализа по атрибутам и ролевой безопасности. Еще одно условие - с базой должны работать 50 человек.





Дата: _________

________ Пузиков Александр Михайлович

(подпись) (ФИО обучающегося)