Файл: Правительство москвы департамент образования города москвы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» (1185г)
Глава 2. Литература первой половины XIX века
"Пиковая дама" А.С. Пушкин (1833)
Глава 3. Литература второй половины XIX века
3.1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (1866г)
3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г)
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1125 имени Я.Н.Федоренко»
Индивидуальный проект
«Символика чисел в русской литературе»
по предмету «Литература»
Выполнила: Авакьянц Диана Вадимовна,
Обучающаяся 11 класса ГБОУ школы №1125 имени Я. Н. Федоренко
Руководитель: Брагин А.С.,
учитель истории и обществознания
Москва, 2022
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Древнерусская литература 5
«Слово о полку Игореве» (1185г) 5
Глава 2. Литература первой половины XIX века 7
"Пиковая дама" А.С. Пушкин (1833) 7
Глава 3. Литература второй половины XIX века 9
3.1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (1866г) 9
3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г) 10
Глава 4. Литература XX века. 13
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1937 г) 13
Заключение 15
Список литературы: 16
Введение
Актуальность. Многим людям свойственно верить в символы. Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Одно и тоже число для разных народов может не совпадать по значению (например, число 6 - в Индии считается священным, а в Африке – число смерти).
Много тысяч лет назад, когда наши предки жили небольшими племенами, они определяли количественные значения как «один» и «много». Но частые наблюдения за различными животными привели человека к представлению о числе. Предки, видя двух уток, сравнивали их с парой глаз. Если уток было больше, то говорили: «Много».
Спустя время люди поняли, что в мире существует числовая закономерность, которую они пытались разгадать. Так появилась нумерология – наука, которая занимается толкованием значения чисел.
Цель исследования: провести анализ произведений отечественной литературы, где весомое значение играют числа
Задачи:
- исследование литературы о символике чисел, ее значении в жизни людей.
- Анализ произведений русской литературы с точки зрения символики чисел.
- раскрыть их значение в творчестве писателей.
Гипотеза исследования: числа способствуют раскрытию авторской позиции и пониманию идеи произведения. В русской литературе писатели неоднократно использовали числа и вкладывали в них смысл.
Объект исследования – числа
Предмет исследования – символика чисел в русской литературе.
Теоретическое обоснование: Ученые-филологи уделяли числам в литературе особое внимание, например, А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство» или В. Н. Топоров в работе «Миф. Ритуал. Символ. Образ».
Глава 1. Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» (1185г)
"Слово о полку Игореве" является ярчайшим памятником древнерусской литературы и одним из наиболее ранних произведений, которое содержит много загадок и символов, начиная с личности самого автора, чье имя неизвестно до сих пор, заканчивая различными, не свойственными для того времени стилистическими приемами речи, необычными выражениями и особой закономерностью использования числовых знаков.
Сам сюжет произведения основан на исторических событиях. Описывается неудачный поход Игоря на половцев в 1185 году. В "Слове..." часто встречается двойственность: "два сокола", "два чада", "два столба", "два светила», «два месяца"- все эти словосочетания относятся к образам Игоря и Всеволода. Автор показывает противоречивость героев, делая акцент на числе "два". Неоднозначность образов проявляется в их поступках. С одной стороны, автор восхваляет князей, что было принято относительно всех произведений того времени, с другой, показывает их эгоизм, жажду славы и власти, которая привела к тяжелым последствиям. Писатель называет Игоря и Всеволода храбрыми воинами и не попрекает их в совершении похода, принесшего многочленные жертвы, а просит прекратить усобицы, происходящие между братьями, и призывает к объединению. Также используются классические "сказочные" числа три и семь. Например, битва с половцами длится три дня и в результате заканчивается поражением для русского войска, что нехарактерно для приведенного числа. Во многих былинах, сказках и прочих произведениях число три является счастливым, так как в большинстве случаев первые две попытки являются неудачными, а третья становится триумфальной, чего не случилось в сюжете "Слова...". Благодаря этому автор решил показать неоправданные намерения Игоря. Попытка совершения похода ради поиска славы заранее была обречена на поражение. Цифра семь обличает пороки не только самого князя, но и все
политическое устройство того периода, а именно раздробленность. Автор пишет, что «Седьмой по счету век Троянов»1, то есть седьмое столетие с момента образования Руси станет последним, если князья не решат объединяться для противостояния общим врагам и усиления государства. В "Слове..." неоднократно встречается цифра четыре ("четыре шатра", "четыре солнца") символизирующая князей: Игоря Святославовича, Всеволода Святославовича, Владимира Игоревича и Святослава Ольговича. Автор сравнивает их со "светилами" тем самым указывая на божественное происхождение ветви князей. Таким образом, числовая символика, в композиции с другими речевыми приемами и тропами, выражает позицию автора относительно раздробленности и главную мысль текста об объединении русских князей.
Глава 2. Литература первой половины XIX века
"Пиковая дама" А.С. Пушкин (1833)
Повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама" выделяется из ряда известнейших произведений писателя. Она отличается таинственностью и необычностью сюжета, который до последнего держит читателя в напряжении.
Описание Анны Федотовны, неразрывно связано с числом "один". Главная героиня часто находится "одна", просит прочитать "первый том" книги. У любого человека единица ассоциируется с одиночеством и эгоизмом- понятиями, которые характеризуют Анну Федотовну. Цифра "два" напрямую относится к образу Лизаветы Ивановны. Воспитанница Анны Федоровны, всегда находится за главной героиней, терпит ее тяжелый характер, является второй после нее. Лизавета старается не вступать в какие-либо конфликты с госпожой, тем самым двулично проявляя себя. Воспитанница различным образом подстраивается под настроение Анны Федоровны, для избегания какого-либо гнева в ее сторону, так как является нерешительной и мягкой героиней. Цифра «два» распространяется не только на сюжет повести, но и относится к ее композиции. Произведение написано в направлении романтизма, для которого характерно двоемирие. Сам герой находится между выигрышем и проигрышем, а читатель на границе между реальностью и фантастикой, двумя разными мирами. Число «три» у А.С. Пушкина ассоциируется со злом и негативом. Томский думает, что на счету Германа как минимум три убийства: «на его душе, по крайней мере, три злодейства…»
2, сам Герман хотел раскрыть тайну трех карт, хотя сама карточная игра считается грешной. Обращаясь к теме веры, можно также заметить, что во время игры, на столе у Германа лежит 30 карт, что тоже является числовым символом, ведь Иуда продал Иисуса за 30 серебряников3, из чего следует печальный исход игры. Главный герой видит разгадку игры в трех картах: тройка, семерка, туз. «Три» и «Семь» в народе считаются счастливыми числами и в повести благодаря этим двум картам герой выигрывает деньги. Но раковой картой становится туз, который находится на 11 месте в карточной нумерации и раскрывает значение числа «одиннадцать», являющееся таинственным и грешным, символизирующем преступление. Герман ставит на игру 47 тысяч: 4+7= 11, но 1+1= 2 – число, считающееся дьявольским. После проигрыша главный герой сходит с ума, не понимая, почему выигрыш не удался. Любые числа в повести А.С. Пушкина подобраны не случайным образом, каждое из них имеет особое значение в раскрытии произведения.
Глава 3. Литература второй половины XIX века
3.1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (1866г)
Роман Ф.М. Достоевского относится к реализму. Несмотря на то, что приведенное произведение относится к направлению, для которого характерно четкое изображение действительности, его числовая символика тесно связана с библейскими мотивами.
Число «три» принятое считать счастливым, приобретает в романе противоположный смысл: Раскольников наносит удары старухе по голове три раза, Свидригайлов трижды бьет жену кнутом. Также, вместо одной старухи, главный герой убивает трех человек: Алену Ивановну и беременную Елизавету Ивановну. Во время положительных действий число три вновь обретает божественный смысл: главный герой раскаивается в содеянном на 3 этаже, 3 000 рублей Свидригайлов отдает Соне на 3 этаже в третьей комнате, Дуня получает от Марфы Петровны 3 000 рублей. Число «четыре» наделено особым смыслом. Оно символизирует некий перекресток, «крест» вины, постоянно сопровождающий Раскольникова, являющийся тяжелым грузом для него. Контора от его дома находится на четвертом этаже, старуха живет в 4 комнате, украденные вещи главный герой прячет под камнем четырехэтажного дома. Соня хотела избавить Раскольникова от мук совести, заставив его совершить довольно символичное действие- встать на перекрестке, поклониться на четыре стороны и сказать: «Я убил». Особый смысл приобретает и просьба Родиона по отношению к героине: он просил ее прочитать Евангелие, именно то место, где спустя четыре дня после гибели был воскрешен Лазарь
4.
Благодаря числу «семь» писатель раскрывает образ Петербурга. В романе сказано, что в городе даже в юном возрасте «нельзя оставаться детьми», семилетний ребенок уже «развратен и вор»5. Раскольников видит сон, в котором он является семилетним мальчиком, который впервые в жизни увидел злодейство – убийство лошади. Христианство гласит, что до 7 лет ребенок считается безгрешным младенцем, что противоположно обстановке в городе, лишенной веры во что-то доброе и божественное, и толкающей главного героя на совершение преступления. Число 30 не обладает счастливым значением и в большинстве эпизодов относятся к описанию финансовых проблем. Согласно библии, (что было раннее сказано в «Пиковой даме» А.С. Пушкина) Иуда продает Иисуса за 30 серебряников. В романе же Ф.М. Достоевского мать Раскольникова обещает выслать сыну 30 рублей, тридцать целковых Соня выкладывает жене Мармеладова. 30 000 серебряников отдает Марфа, чтобы выкупить Свидригайлова, который подобно Иуде, предает героиню и доводит до смерти. «Преступление и наказание» отличается от ряда произведений тем, что числа имеют четкие и конкретные значения, а также помогают раскрыть тесную связь автора с традициями и религией, его негативное отношение к отрицанию веры.
3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г)
Несмотря на то, что «Война и мир» описывает исторические события и наполнен множеством фактов, произведение обладает широким рядом символов, которые выражены в числах.
Число «семь» является ключевым в произведении. Жизненные циклы многих героев поделены на семилетние промежутки. Например, Николенька Болконский в 7 лет потерял отца, а спустя еще семь лет он увидел страшный сон, связанный с Пьером и Николаем Ростовым, и описанный в эпилоге. С момента ранения Андрея Болконского проходит 7 дней, и главный герой совершает откровение в любви Наташе Ростовой. Пьер же находился в Петербурге 7 недель и разрабатывал планы тайного общества. Помимо особенностей сюжета, символично то, что сам Л.Н. Толстой писал роман на протяжении 7 лет (1863- 1869). В романе-эпопее автор обращается к библии, как и Достоевский в «Преступлении и наказании». В произведении Толстого описан эпизод приезда Пьера в Москву, где он сталкивается с семилетним плачущим мальчиком. Ребенок впервые видит войну- один из самых страшных грехов человечества. Как и было сказано раннее, в библии ребенок считается безгрешным до 7 лет. Большим значением обладает число «три». В жизни Андрея Болконского произошло три несчастных и крупных события: Отечественная война, любовь и смерть отца. В описании ранения князя сказано о трех перевязочных пунктах и трех столах. Все это является отсылкой к трем крестам на Голгофе, символизирующими страдания