Файл: Статистикоэкономический анализ национального богатства рф.rtf
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 4 - Структура цен на международном рынке в 2014 г.[9]
Приведенные в таблице данные выявляют два основных уровня удельного веса ренты в ценах мирового рынка: для углеводородного сырья рентные платежи достигали около половины цепы на него; рентные платежи в структуре цен мирового рынка на минеральное сырье составляли примерно третьцены на мироном рынке при некотором отклонении от среднего уровня на конкретные виды.[2]
Такая усредненная структура мировых цен на природные ресурсы, вероятно, существенно отличается от структуры внутренних цен в нашей стране на аналогичные виды природных ресурсов. Российские данные о структуре цен на продукцию от природопользования и о рентной составляющей в этих ценах открытой печати не публикуются. Это осложняет проведение обоснованных стоимостных оценок наличия природных ресурсов России на основе рентного метода.
Рентный метод получил одобрение на заседаниях Межведомственной комиссии при Госкомстате РФ и, вероятно, составит основу методов официальной оценки природных ресурсов в нашей стране. Эти принципы не противоречат методологическим подходам СНС и СЭЭУ. Специалисты комиссии предложили придерживаться объединенной классификации элементов природных ресурсов и определений их элементов, а при их стоимостной оценке использовать не только внутренние цены, но и цены мирового рынка.
Проведенные российскими ведомствами оценки разных видов природных ресурсов нашей страны были обсуждены на заседаниях Научно-методологического совета Госкомстата РФ, а также Ученого совета Статкомитета СНГ. Указанные оценки признаны экспериментальными и требующими доработки и уточнения на соответствие методологическим принципам ООН и только после этого могут быть рекомендованы в качестве официальных. Наряду с этим в ИЭ РАН проведены оценки природных ресурсов России. В их основе содержатся некоторые уточнения оценок по 110 странам, дополненных нашими оценками по России и Туркмении, а также по странам ОПЕК. Кроме того, возникла задача оценить более полно российские природные ресурсы и ресурсы Туркмении. Наряду с ней выявилась необходимость оценить природные ресурсы стран-членов ОПЕК, используя, прежде всего данные в натуральном измерении, особенно углеводородов, а также о земельных площадях.
Помимо этого были упорядочены оценки природных ресурсов еще 30 стран, значения показателей которых не вызывали сомнений в их логичности, тем более что в их числе такие страны, как Индия, Китай, Бразилия, Мексика, Аргентина и др. Тем самым нами упорядочены, и систематизированы данные по 50 странам с населением 4,6 млрд. человек (более 3 /4 мирового населения). Это позволило получить важные показатели о природных ресурсах группы стран в расчете на душу населения. Из-за неполноты статистических данных приведенные в таблице оценки природногокапитала являются примерными.
Таблица 5 - Оценка природного капитала по группам стран за 2014 г.
Группы стран | Природный капитал | В % к | ||
Всего, трлн. долл. | На душу населения, тыс. долл. | Природному капиталу группы стран | Национальному богатству группы стран | |
Страны «семерки» и ЕС | 10 | 11 | 11 | 4 |
Страны ОПЕК | 35 | 70 | 39 | 37 |
Страны СНГ и Центральный и Восточной Европы | 30 | 130 | 33 | 38 |
В том числе Россия | 24 | 160 | 27 | 40 |
Прочие страны | 15 | 5 | 17 | 15 |
В расчетах как зарубежных, так и российских специалистов много условностей. Это объясняется в первую очередь неполнотой информации по странам и пересчетом всех оценок в доллары. Такие оценки в дальнейшем неизбежно должны уточняться и дополняться, чтобы подвести мировые итоги по группам ресурсов. Тем не менее полученные данные могут служить исходной базой совершенствования показателей национального богатства.
Принятая на XXI век Концепция устойчивого развития человечества10 по-новому ставит проблему рентных отношений не только в области природопользования, но и во всех других областях деятельности человека как условие обеспечения расширенного воспроизводства и справедливого распределения создаваемого валового внутреннего продукта. Особое значение приобретает использование накапливаемой части созданного продукта. В проводимой социально-экономической политике все страны важную роль отводят новой налоговой системе, в основу которой ООН предлагает положить принцип обеспечения государством такого законодательства, которое создавало бы равные экономические условия для всех участников производства не через налоги. Экономическая рента, таким образом, может трактоваться как общественно необходимый прибавочный продукт и определяться разностью между стоимостью ВВП и затратами на его создание.
Полученные нами экспериментальные оценки позволяют по-новому анализировать масштабы и тенденции накопления ресурсов для воспроизводственного процесса, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Участие национальных статистических служб в совершенствовании экспериментальных расчетов позволит существенно расширить и уточнить не только общие методологические принципы исчисления показателей национального богатства, но и информационную базу соответствующих оценок.
3. Совершенствования статистики национального богатства
В Институте экономики РАН 22 декабря 2004 г, состоялось заседание «круглого стола», посвященное современным воззрениям на национальное богатство и его роль в воспроизводственном процессе. Центр социально-экономических проблем федерализма подготовил к заседанию тезисы докладов II российских специалистов, которые послужили основой для дискуссии, в которой приняли участие 18 ученых.
Решение комплекса проблем измерения показателей национального богатства в значительной степени облегчается появлением многих новых источников информации, новых концепций и новых методов оценки экономических явлений. Все это позволяет по-новому характеризовать процесс накопления ресурсов для расширенного воспроизводства. Это особенно важно, так как в России при переходе к рыночным отношениям воспроизводство осуществляется на суженной основе.
Особо выделяется проблема характеристик социальной дифференциации населения страны по уровню доходов и накопления богатства в собственности разных групп россиян, информация о которых не фиксируется российской статистикой. За последние 5 лет в России по данным журнала «Форс», появилось более 74 тыс. миллионеров, из них 39 миллиардеров, среди которых только один представил в налоговую службу г.Москвы декларацию об имуществе и в 2004г. уплатил 247 млн. долларов налога.
В докладе Центра социально-экономических проблем федерализма сформулированы 12 предложений для возможного расширения принципиальных проблем совершенствования системы показателей национального богатства. Разработана система показателей национального богатства по его расширительной концепции, выработанной рядом международных форумов, а также Статистической комиссией ООН в международных рекомендациях по системе показателей СНС-93, в которых допускается расширение аналитических возможностей национального счетоводства по средством разработки сателлитных счетов в единой системе показателей СНС. Именно такие счета позволяют дополнительно оценивать показатели накопления природного капитала, а также человеческого капитала.
Заключение
Наиболее развитой может считаться страна, где наилучшим образом используются как природные, так и накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ресурсы. Важнейшей составной частью экономического потенциала страны является национальное богатство. Национальное богатство — это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которыми общество располагает на определенный момент времени.
Статистика национального богатства решает задачи, связанные с разработкой системы показателей и обоснованием методологии их исчисления , как для всего богатства, так и для отдельных его элементов, а также задачи практической организации статистического наблюдения и обработки полученной информации на разных уровнях в соответствии с принятой системой показателей и методологией их исчисления.
Центральное внимание в настоящей работе было уделено особенностям различным подходам к статистическому анализу национального богатства России. Подводя итоги рассмотренных вопросов, касающихся изучению методологии и анализ статистического исследования национального богатства РФ, необходимо отметить, что несмотря на большое количество проблем, данная область исследования имеет перспективный характер как в экономическом, так и политическом аспектах. Невозможно не признать, что одним из основных условий развития современного общества является умелое и эффективное использование ресурсов.
Список использованных источников
1. Валентий С., Нестеров Л. Россия в меняющимся мире: внешние и внутренние вызовы [Текст]/ С. Валентий, Л. Нестеров// Вопросы экономики.-2006, №3.- С.56-67.
2. Валентий С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества теории социальных альтернатив. М.: Наука, 2003- с. 230.
3. Гордонов М.Ю. О некоторых проблемах перехода Российской статистики и национального богатства и основных фондов к составлению баланса активов и пассивов [Текст]/ М.Ю. Гордонов// Вопросы статистики.- 2008-№5.-С.-103- 110.
4. Думнов А.Д. Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды в бюджетной системе России: опыт статистического анализа [Текст]/ думной//Вопросы статистики.- 2008.- №7.- С.31-44.