Файл: Задание 7 Экологическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 7

Экологическое образование – это образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизм, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

Основные этапы формирования экологического образования и воспитания в стране.

Во второй половине 1800-х годов, когда западная граница была заселена, и континент больше не казался безграничным, а дети все больше росли в урбанизированной и загрязненной окружающей среде, рос интерес к укреплению связи с природой.

Движение за охрану природы , поддерживаемое такими известными фигурами, как Генри Дэвид Торо (1817 - 1862) и Теодор Рузвельт (1858 - 1919), добавило элемент охраны окружающей среды к изучению природы, характерной для движения изучения природы.

Летние лагеря и скаутское движение для мальчиков и девочек, возникшие в конце 1800-х - начале 1900-х годов, также включали изучение, изучение и признание природы на открытом воздухе в качестве основных компонентов.

В 1960 - е принесли повышение осведомленности экологических проблем , приводит к первомому событию День Земли в 1970 году, в то время как экологическое образование получило определение и структуру в США и других странах в 1970 - х по Белградской Устава Организации Объединенных Наций , и материалы Международной конференции по экологическому образованию 1977 г. в Тбилиси.

Закон Экологического образования 1970 привел к созданию Управления экологического образования в Агентстве по охране окружающей среды США , и в следующем году организация , которая стала нынешним днем Североамериканской ассоциации экологического образования было основано , и который имеет ряд филиалов в большинстве штатов США, а также в провинциях Канады и Мексике.

В 1987 году доклад Brundtland из Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию дал современное определение устойчивости , которая является основой для эффективного экологического образования.


В 1995 г. группой организаций экологического образования было создано Партнерство по экологическому образованию и обучению, которое получило финансирование от Агентства по охране окружающей среды США.

Концепции академиков в экологическом образовании, такие как «ответственное экологическое поведение» способствовали исследованиям, выясняющим, какие методы экологического образования были эффективными, а какие не были. Программы экологического образования для детей, студентов и взрослых продолжали развиваться в 1990-х годах по настоящее время.

Цели и содержание экологического образования и воспитания (их особенности) в США.

Главной особенностью системы образования США является то, что она развивается на децентрализованной основе, в соответствии с которой каждый штат несет ответственность за развитие образования на своей территории и основное бремя расходов по его содержанию. Каждый штат имеет собственное Министерство Образования, которое разрабатывает политику развития системы образования своего штата. Поэтому экологическое образование в общеобразовательных школах Америки характеризуется чрезвычайным разнообразием форм и методов, а многие концепции носят рекомендательный характер.

Главным положением в экологическом образовании Америки является постулат, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной.

Экологическое образование в США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех школьных дисциплин, привлечением широкой общественности, особенно общественных неправительственных организаций к процессу формирования у детей норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде.

Система экологического образования в США реализуется в следующих направлениях:

  • обеспечение непосредственных контактов детей с окружающей природной средой;

  • предоставление возможности для исследования живых организмов в естественной среде их обитания;

  • формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе;

  • формирование совокупности знаний о единстве человека, общества и природной среды, взаимосвязи локальных, региональных и глобальных экологических проблем, об окружающей среде как системе природных, экономических и социальных факторов;

  • вовлечение каждого ребенка в решение местных экологических проблем и др.


Таким образом, основной целью экологического образования является воспитание экологической грамотности.

В учебных заведениях США популярны «полевые маршруты» — разновидность экскурсий па природу, во время которых дети усваивают «кодекс экологического поведения», основными положениями которого являются: не уничтожать редкие образцы природы; не разорять птичьи гнезда; не срывать редкие растения И т.д.

Возрастные этапы, на которых реализуется изучаемое направление воспитания и образования.

Экологизация образования в США начинается еще со школы. Во многих школах проводится мониторинг состояния окружающей среды. Начиная с первого класса, учащиеся изучают состояние водоемов, рек, ведут регулярные наблюдения за животным и растительным миром. К работе активно привлекаются родители учащихся. В старших классах ученики не просто наблюдают, а учатся анализировать и прогнозировать. Здесь уже активно действуют местные природоохранные организации, которые используют данные анализов школьников в научной и практической работе.

Экологическое образование продолжается и в высшей школе, и имеет следующие особенности:

- экологизация учебных дисциплин;

- включение в учебные планы спецкурсов экологического содержания, научно исследовательская работа по экологической тематике;

- участие в общественном экологическом движении.

Так, например, в Портлендском университете экологическое образование студентов проводится под руководством Центра естественно-научного образования. В рамках данной программы Центр предлагает спецкурсы экологической направленности. Студенты также участвуют в общественном экологическом движении. В Портлендском и многих других университетах Америки активно работают общественные экологические ассоциации. Основным направлением их работы является благоустройство студенческого городка. Другое важное направление работы ассоциации – экологическое просвещение студентов.

Дальнейшее экологическое образование (уровень магистратуры) студентов проводится межфакультетским объединением «Наука об окружающей среде и природопользовании». Оно было организовано в 1973 г. естественными факультетами Портлендского университета. Научно-исследовательская работа

межфакультетского объединения финансируется путем получения грантов на


конкурсной основе, как это обычно делается в американских университетах.

Междисциплинарный подход в экологическом обучении широко применяется и в либеральных университетах, где система построена так, что студент может не только сам выбирать курсы, но изучать, по сути, не предметы, а отдельные темы, с разных научных точек зрения.

Применяемые методы и формы экологического воспитания, их своеобразие и эффективность, рейтинг страны по индексу экологической эффективности, уровню экологии и др. показателям.

Экологическое образование в США имеет два уровня: экологический и природоохранный. Они тесно связаны между собой и взаимо дополняют друг друга. Экологический уровень охватывает вопросы природного динамического равновесия, организации биосферы, наследственности, адаптации, изменения в природе. А в природоохранном уровне затронуты вопросы рационального природопользования, охраны природы. Составной частью содержания образования является умение и навыки. Их делят на индивидуальные и поисковые. Первые способствуют эффективному осмыслению экологических знаний, вторые направлены на овладение учащимися и студентами методами самостоятельных творческих научных исследований.

Рейтинг самых экологических чистых стран мира ежегодно составляется Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy). Рейтинг The Environmental Performance Index обновляется в среднем один раз в 2 года. В настоящий момент США находится на 24 месте.

В американской общественной мысли категория «экологическая

культура», или «зеленая культура», понимается как определенный способ

взаимодействия общества с окружающей средой на основе разделяемых членами

социума представлений, ценностей, норм и моделей поведения.

Но американцам ближе понятие не экологической культуры, а

инвайроментализма, под которым понимается, с одной стороны, набор

ценностей и представлений, которые оформляют повседневный порядок

социальных практик, с другой стороны, защита окружающей среды через

ответственность субъектов, их включение в экологически ответственные модели

поведения.

Американский инвайроментализм — это и природоохранная деятельность, и образование, и культура. Одним из примеров проявления инвайроментализма является День медведя Смоки, который является эколого-просветительской акцией, проводимой 9 августа.


Таким образом, экологическое образование в США пытается дать не

просто сумму знаний, а сформировать образ мышления.

Государственные документы и программы экологического воспитания и образования.

Реальная практика экологического образования в США опирается на положения международных конференций (по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и в значительной мере зависит от состояния природной среды в той или иной стране, научных средств определения этого состояния, уровня социально-экономического и культурного развития.

Страны Северной Америки по индексу экологической эффективности замыкают первую тридцатку списка. Образование по охране окружающей среды все еще не так развито, как многие другие академические предметы. Несмотря на свою популярность, он по-прежнему в основном считается образовательным "дополнением" - добавленным к основному учебному плану. После 35 лет усилий экология все еще не достигла статуса "основного предмета" в школах. (Kevin Coyle) Несмотря на это, в США успешно действуют некоторые программы по экологическому образованию, одна из них - “Зеленая школа”.

Программы экологического образования в США:

  • программа Джуди Фридман «Джелли Джейм — друг людей и природы», предназначенная для внешкольного обучения детей, помогает детям попять, что такое окружающая среда, как важно, чтобы растения, животные, люди имели в достатке чистую воду, чистый воздух и чистую землю; предлагает проделывать опыты с водой, задуматься над проблемой мусора; знакомит с переработкой отходов, с повторным использованием вещей; советует экономить природные ресурсы и т.д.;

  • программа Мауры О’Коннор «Свет жизни» представляет подробно разработанную технологию непрерывного образования в области окружающей среды и предназначена для педагогов и детей в возрасте от 6 до 18 лет. Программа включает комплекс занятий, которые носят межпредметный характер. Занятия расширяют представления, развивают умения детей, полученные на уроках природоведения, родного языка, математики, изобразительной деятельности. Они вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды

  • программа «Юный рейнджер» предназначена для детей 5-12 лет. Во время каникул дети выполняют индивидуальные или групповые задания, которые прсдусматиривают разнообразную деятельность в парках: работу с картой-схемой, знакомство с охраняемыми объектами, занесенными в Красную книгу, уборку мусора, помощь животным, оказавшимся в беде. Задания представлены в специальных тетрадях, в которых также содержится познавательный материал: кроссворды, рисунки-загадки, незаконченные предложения и т.д. Работа по программе завершается отчетами детей и награждением их по разным номинациям.